§ 3. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности
следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов,
регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности. Выделяют
следующие уровни правового регулирования: конституционный, законодательный,
международный, подзаконный (рис. 2). Большое значение для ОРД имеют решения
судов, которые выступают актами официального толкования норм права и по этой
причине подлежат рассмотрению в рамках настоящего параграфа.
Конституция Российской Федерации устанавливает важнейшие
принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере
борьбы с преступностью. К таким принципам относятся признание государством
высшей ценностью прав и свобод человека (ст. 2), равенства граждан перед
законом (ст. 19), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну (ст. 23), на неприкосновенность жилища
(ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46),
установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав
для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и некоторые другие. Ряд
норм Конституции РФ регламентирует условия проведения оперативно-розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Например, ч. 2
ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного
решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на
неприкосновенность жилища. Эти нормы Конституции РФ конкретизированы в ч. 2
ст. 8 Закона об ОРД.
Законодательный
уровень. Важнейшая роль в правовом
регулировании ОРД принадлежит специальному отраслевому законодательному
акту — Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об
оперативно-розыскной деятельности», который пришел на смену Закону
Российской Федерации от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной
деятельности в Российской Федерации», первому в истории российского права
акту, регламентирующему оперативно-розыскную деятельность. До этого закона
оперативно-розыскная деятельность регулировалась ведомственными нормативными
актами секретного характера.
Федеральный закон определяет содержание ОРД, осуществляемой
на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий
законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни,
здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения
безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Органы и должностные лица, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных
мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на
неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность
жилища и тайну корреспонденции. При этом не допускается осуществление
оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не
предусмотренных законом.
Приведенный в Законе об ОРД перечень оперативно-розыскных
мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом. В ходе
проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться информационные
системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и
иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда
окружающей среде.
В Законе об ОРД излагаются основания и условия проведения
оперативно-розыскных мероприятий. При этом гражданство,
национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное
положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии
и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для
проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий на территории
Российской Федерации, а проведение оперативно-розыскных
мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают
конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям
электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища,
допускается на основании судебного решения.
Кроме того, в законе указано, что
органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач,
возложенных на них законом, могут создавать и использовать информационные
системы, а также заводить дела оперативного учета.
Согласно Закону об ОРД результаты оперативно-розыскной
деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных
и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий, являться
поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган
дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное
дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в
доказывании по уголовным делам. Сведения об используемых или использованных при
проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах,
источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о
лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о
лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об
организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют
государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании
постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность.
В Законе об ОРД закреплены
обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а
также положения о социальной и правовой защите должностных
лиц этих органов.
В соответствии с Законом об ОРД
отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению
оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности
содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том
числе по контракту. Этим лицам гарантируется социальная и правовая защита. При
этом в случае возникновения реальной угрозы противоправного посягательства на
жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и
близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению
противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к
ответственности.
Правовую основу ОРД составляют и
другие законы.
Уголовный кодекс Российской Федерации определяет
материальные признаки преступлений, на выявление, предупреждение и раскрытие
которых нацелена оперативно-розыскная деятельность. Cогласно ст. 7 Закона об ОРД установление этих
признаков является основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий,
при их отсутствии ОРД осуществляться не может. В уголовном законе
предусмотрен ряд правовых институтов и норм, имеющих важное значение для
осуществления ОРД. Так, ст. 15 УК РФ раскрывает понятия преступлений
средней тяжести, тяжких и особо тяжких, признаки которых, в соответствии со
ст. 8 Закона об ОРД, выступают одним из основных условий проведения
отдельных ОРМ. Уголовно-правовые институты крайней необходимости (ст. 39 УК
РФ) и обоснованного риска (ст. 41 УК РФ) используются при проведении таких
оперативно-розыскных мероприятий, как проверочная закупка, оперативный
эксперимент, оперативное внедрение и контролируемая поставка. Институт
деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ) лежит в основе реализации одной из
важных норм Закона об ОРД об освобождении от уголовной ответственности лиц,
привлеченных к сотрудничеству с оперативными подразделениями. Установление ряда
уголовно-правовых запретов (ст. ст. 137–139, 283, 286, 293, 303, 304,
330 УК РФ и др.) является одной из гарантий соблюдения законности и прав граждан
при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации закрепил за
органами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлению
оперативно-розыскной деятельности, статус органов дознания (ч. 1
ст. 40 УПК РФ). Установив полномочия органа дознания, УПК РФ запретил
проведение дознания лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному
делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41).
Уголовно-процессуальный закон предусматривает порядок взаимодействия следователя
и оперативного сотрудника при расследовании преступлений (ч. 4
ст. 157, ч. 2 ст. 163, ч. 7 ст. 164); устанавливает
перечень преступлений, по которым обязательно предварительное следствие
(ст. 150), что согласно ст. 8 Закона об ОРД является необходимым
условием осуществления ОРМ, ограничивающих наиболее охраняемые конституционные
права граждан. Определяя обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному
делу (ст. 73 УПК РФ), виды доказательств (ст. ст. 74–81 УПК
РФ), способы их собирания, проверки и оценки (ст. ст. 86–88 УПК РФ),
понятие результатов оперативно-розыскной деятельности (п. 361
ст. 5 УПК РФ) и их использование в доказывании (ст. 89 УПК РФ),
уголовно-процессуальный закон служит основой для выбора приемов получения
оперативно-розыскной информации и процедур ее использования в уголовном
процессе.
Важным составным элементом правовой основы ОРД являются
законы, регламентирующие деятельность отдельных субъектов ОРД. Они закладывают
основы разграничения полномочий оперативных подразделений, обозначают их задачи,
устанавливают права и обязанности. К таким законам можно отнести:
— Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ
«О
полиции», который в число
обязанностей полиции, указанных в ст. 12, включил осуществление
оперативно-розыскной деятельности, а в перечне прав полиции, закрепленных в ст.
13, установил возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий, получения
сведений, составляющих налоговую тайну, получения от граждан и должностных лиц
необходимых объяснений, справок и документов; ознакомления с персональными
данными граждан и ряд других полномочий, необходимых для осуществления
ОРД;
— Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г.
№ 5473-1 «Об учреждениях
и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения
свободы», Федеральный закон от 15
июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений», а также Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации,
которые закрепили за учреждениями уголовно-исполнительной системы право
осуществления оперативно-розыскной деятельности для решения возложенных задач и
оказания содействия другим оперативным службам в предупреждении и раскрытии
преступлений;
— Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №
40-ФЗ «О федеральной
службе безопасности», который в
ст. 10 наделил органы ФСБ правом осуществления оперативно-розыскных
мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия
преступлений, отнесенных к их компетенции (шпионажа, террористической
деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия
и наркотических средств, контрабанды и др.);
— Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ
«О внешней
разведке», который наряду с другими
функциями наделил органы внешней разведки правом осуществления предусмотренных
Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения собственной
безопасности;
— Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ
«О
государственной охране»,
закрепивший в ст. 15 право федеральных органов государственной охраны на
осуществление оперативно-розыскной деятельности в интересах решения возложенных
на них задач в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной
деятельности.
К законодательным актам, регулирующим отношения,
возникающие при решении частных задач ОРД, можно отнести следующие
законы:
— Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ
«О наркотических
средствах и психотропных веществах», в котором разрешается использование наркотических
средств и психотропных веществ при проведении отдельных оперативно-розыскных
мероприятий (ст. 36), а органы, осуществляющие ОРД, наделяются правом на
проведение контролируемой поставки и проверочной закупки наркотических средств и
психотропных веществ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений,
связанных с их незаконным оборотом (ст. 49);
— Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №
5485-1 «О государственной
тайне», определяющий перечень
сведений, относящихся к государственной тайне (ст. 5), в том числе в
области оперативно-розыскной деятельности, порядок допуска должностных лиц к
государственной тайне (ст. 21) и доступа к сведениям, составляющим
государственную тайну (ст. 25);
— Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ
«О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих
органов», предусматривающий
возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях обеспечения мер
безопасности защищаемых лиц (ст. 5);
— Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ
«О государственной
защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства»;
— Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ
«О
связи», установивший в ст. 64
обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при
проведении оперативно-розыскных мероприятий;
— Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г.
№ 2487-1 «О частной
детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации», разграничивший ОРД и
частную детективную и охранную деятельность, запретивший частным детективам
осуществлять какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные к
компетенции государственных правоохранительных органов, и определивший порядок
сбора данных на граждан, обращающихся в ОВД за разрешением на частную
детективную и охранную деятельность.
Ряд законов регламентирует процедуру получения сведений,
составляющих тайну частной жизни граждан, а также иные, защищаемые законом
тайны:
— Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 359-1
«О банках и
банковской деятельности»,
предусмотревший в ст. 26 процедуру получения сведений о счетах и вкладах
физических и юридических лиц, составляющих банковскую тайну;
— Закон Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. № 2124-1 «О средствах
массовой информации», установивший
обязанность редакции средства массовой информации сохранять в тайне источник
опубликованных ею сведений;
— Основы законодательства Российской Федерации
о
нотариате от 11 февраля
1993 г. № 4462-1, ограничившие в ст. 5 доступ к сведениям о
совершенных нотариальных действиях;
— Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ
«Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации», закрепивший в ст. 13 правовую защиту врачебной
тайны;
— Федеральный закон от 31 мая 2002 г.
№ 63-ФЗ «Об адвокатской
деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», определивший в ст. 8 понятие адвокатской тайны и
установивший ограничения на проведение ОРМ в отношении адвоката;
— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ
«Об информации,
информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ
«О персональных
данных», предусмотревшие
ограничения доступа к профессиональной тайне, к информации, составляющей личную
или семейную тайну, к персональным данным граждан; а также некоторые другие
законодательные акты.
Международные
нормативные правовые акты. Анализ
содержания Закона об ОРД позволяет заключить, что международные нормативные
правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД.
В частности, п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД выделяет запросы
международных правоохранительных организаций в качестве самостоятельного
основания проведения ОРМ, а п. 3 ст. 14 закрепляет в числе обязанностей
оперативных служб необходимость выполнения запросов правоохранительных органов
иностранных государств.
К числу международных правовых актов, на которых
основываются наиболее важные отношения в сфере ОРД, относятся
следующие:
— Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948 г., которая провозгласила право любого человека на защиту
от произвольного вмешательства в его личную жизнь и от произвольного
посягательства на неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции (ст.
12);
— Международный
пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 19
декабря 1966 г., установивший право любого человека на защиту не
только от произвольного, но и от незаконного вмешательства в его личную жизнь
(ст. 17);
— Европейская
Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4
ноября 1950 г., запрещающая вмешательство государственных
органов в осуществление права граждан на неприкосновенность частной жизни, за
исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в интересах
государственной безопасности и предотвращения преступлений
(ст. 8);
— Европейская
Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятая Советом Европы
20 апреля 1959 г., которая закрепила обязанность
государств-участников этой международной организации выполнять любые судебные
поручения по расследуемым делам и оказывать другую правовую помощь в вопросах
уголовного преследования за преступления; а также некоторые другие международные
правовые акты, подписанные или ратифицированные Российской Федерацией.
Источником правового регулирования ОРД являются и
международные правовые акты, принятые государствами-членами СНГ, в числе которых
первостепенное значение имеет Конвенция о
правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
делам, подписанная в г. Минске 22 января
1993 г., а также в г. Кишиневе 7
октября 2002 г. Согласно этим документам стороны обязались
оказывать друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных
действий, предусмотренных законодательством, где под иными действиями
подразумеваются и оперативно-розыскные мероприятия. Конвенция закрепила
содержание и форму поручений об оказании правовой помощи, порядок их исполнения,
правила выдачи предметов, которые могут иметь значение доказательств по
уголовным делам, и ряд других вопросов, касающихся проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
Отдельную группу международных правовых актов составляют
соглашения о сотрудничестве между отдельными правоохранительными органами
государств-участников СНГ, в числе которых необходимо указать следующие:
— Соглашение о
сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации
сотрудничества в борьбе с преступностью (заключено в г.
Ташкенте 11 июня 2010 г.);
— Соглашение
о
взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы
с преступностью, подписанное в г. Алма-Ате 24 апреля
1992 г., в котором стороны договорились исполнять запросы и
просьбы по уголовным делам и делам оперативного учета, обмениваться
оперативно-розыскной информацией о готовящихся или совершенных преступлениях,
содействовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных
действий;
К числу международных правовых актов, которыми следует
руководствоваться сотрудникам оперативно-розыскных подразделений, следует
отнести и решения Европейского суда по правам человека, в первую очередь
принятые по жалобам граждан против Российской Федерации. Эта вытекает из
международных обязательств Российской Федерации, взятых на себя при вступлении в
Совет Европы в 1996 г.
На подзаконном
уровне ОРД регламентирует большое количество нормативных правовых актов. Под
нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый
(изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его
компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное
предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное
применение.
К подзаконным нормативным правовым актам относятся три
группы документов:
— указы Президента Российской Федерации;
— постановления Правительства Российской
Федерации;
— нормативные акты органов, осуществляющих
ОРД.
К нормативным правовым актам, регламентирующим отдельные
вопросы в сфере ОРД, можно отнести следующие указы Президента Российской
Федерации:
— от 1 сентября 1995 г. № 891 «Об
упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с
использованием технических средств», в котором установлено, что
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы
федеральной службы безопасности, а оперативно-розыскные мероприятия, связанные с
подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций
независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц,
предоставляющих услуги связи, в интересах органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием
оперативно-технических средств органов федеральной службы
безопасности;
— от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении
Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне», в котором определено, что при осуществлении
оперативно-розыскной деятельности сведения о силах, средствах, источниках,
методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в
отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты,
данные о финансировании этой деятельности, раскрывающие перечисленные сведения,
а также отдельные сведения об указанных лицах; о лицах, сотрудничающих или
сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими
разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; о
расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением правоохранительной
деятельности в Российской Федерации, относятся к государственной
тайне;
— от 9 января 1996 г. № 21 «О мерах по
упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи,
ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования
специальных технических средств, предназначенных для негласного получения
информации», возлагающий на
Федеральную службу безопасности Российской Федерации лицензирование деятельности
не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности физических
и юридических лиц, связанной с разработкой, производством, реализацией,
приобретением в целях продажи, ввозом в Российскую Федерацию и вывозом за ее
пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного
получения информации, а также сертификацию, регистрацию и учет таких специальных
технических средств;
— от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении
перечня сведений конфиденциального характера», согласно которому к таким сведениям относятся сведения о
фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность (персональные данные); сведения, составляющие
тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым
ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна); сведения,
связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами
(врачебная, нотариальная, адвокатская тайна,
тайна переписки, телефонных переговоров,
почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.); сведения,
связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными
законами (коммерческая тайна); и другие
указы.
Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие
ОРД:
— от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении
Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным
степеням секретности», согласно
которому такие сведения подразделяются на сведения особой важности, совершенно
секретные и секретные, соответственно степени тяжести ущерба, который может быть
нанесен безопасности Российской Федерации вследствие их разглашения;
— от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении
Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными
органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность», в соответствии с
которыми органы ФСБ осуществляют взаимодействие с операторами связи при
проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных
мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в
интересах других уполномоченных органов, а при отсутствии у
органов ФСБ необходимых оперативно-технических возможностей для проведения ОРМ,
связанных с использованием технических средств, указанные мероприятия
осуществляют ОВД, являющиеся уполномоченными органами, в том числе в интересах
других уполномоченных органов;
— от 5 ноября 2003 г. № 671 «Об утверждении
Положения об изъятии или о замене товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и
вывозимых из Российской Федерации, при осуществлении контролируемой
поставки», устанавливающее порядок
полного или частичного изъятия или замены товаров, ввозимых в Российскую
Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, при осуществлении контролируемой
поставки, осуществляемой в соответствии с международными договорами Российской
Федерации или по договоренности с компетентными органами иностранных государств;
и некоторые другие.
Нормативные акты
органов, осуществляющих ОРД
Часть 2 ст. 4 Закона об ОРД закрепляет за органами,
осуществляющими ОРД, право на издание в пределах своих полномочий нормативных
актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых
актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной
регистрации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г.
№ 1009, нормативные правовые
акты могут издаваться федеральными органами исполнительной власти в виде
постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. При этом
структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов
исполнительной власти нормативные правовые акты издавать не могут.
Нормативный правовой акт может быть издан совместно
несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по
согласованию с другими. Акты утверждаются руководителем органа исполнительной
власти или лицом, исполняющим его обязанности.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и
обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие
межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве
юстиции Российской Федерации. После регистрации такие нормативные правовые акты
подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или
отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну,
или сведения конфиденциального характера.
Организация и тактика осуществления оперативно-розыскных
мероприятий, согласно ст. 12 Закона об
ОРД, отнесены к государственной тайне,
поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и тактику ОРМ,
издаются с грифами «секретно» и «совершенно секретно» и в открытой печати не
публикуются. Доступ к таким нормативным актам имеют только сотрудники и
руководители оперативных подразделений, а также иные должностные лица
государственных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль и надзор
за оперативно-розыскной деятельностью и имеющие соответствующий допуск к
сведениям, составляющим государственную тайну.
Однако некоторые вопросы, связанные с осуществлением ОРД,
освещаются в нормативных актах несекретного характера, например:
— приказ МВД России от
19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых
вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России»,
который утверждает перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных
осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
— приказ
МВД России от
1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении
Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской
Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений,
зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и перечня
должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных
издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия
обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных
средств», в котором рассматриваются вопросы организации проведения указанного
оперативно-розыскного мероприятия, а также порядок оформления документов при его
осуществлении;
— Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной
деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденная приказом ФТС
России, МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСИН
России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г.
№ 776/703/509/507/1820/42/535/398/68. В этом нормативном акте
сформулировано понятие и перечислены основные виды документов, отражающих
результаты ОРД; требования, предъявляемые к ним; закреплена единая процедура
представления результатов ОРД, а также механизм защиты сведений об органах,
осуществляющих ОРД, и обеспечения безопасности ее участников.
К актам
официального толкования норм права относятся решения Пленума Верховного Суда Российской Федерации и
акты Конституционного Суда Российской Федерации, содержащие разъяснения и
толкование норм оперативно-розыскного законодательства. Перечислим основные
постановления Пленума Верховного Суда РФ:
— от 24 декабря 1993 г. № 13 «О некоторых
вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской
Федерации»;
— от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых
вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении
правосудия»;
— от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной
практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами,
психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»;
— от 10 февраля 2009 г. № 1 «О порядке
рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации»;
— от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной
практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных
преступлениях».
Общеобязательное значение для всех субъектов ОРД имеют
решения Конституционного Суда РФ по жалобам граждан на нарушение их прав
положениями Закона об ОРД, которых принято уже более ста шестидесяти.
В числе значимых можно указать следующие:
—
определение
от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных
положений Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“ по жалобе
гражданки И. Г. Черновой»;
— определение от 4 февраля 1999 г. № 18-О «По жалобе граждан
М. Б. Никольской и М. И. Сапронова на нарушение их конституционных
прав отдельными положениями Федерального закона „Об оперативно-розыскной
деятельности“»;
— определение от 1 декабря 1999 г. № 211-О «Об отказе в принятии к
рассмотрению жалобы гражданина Барковского К. О. на нарушение его
конституционных прав частью четвертой статьи 127 УПК РСФСР, пунктом 1 части
первой статьи 6 и пунктом 3 части первой статьи 7 Федерального закона „Об
оперативно-розыскной деятельности“»;
— определение от 2 октября 2003 г. № 345-О «Об отказе в принятии к
рассмотрению запроса Советского районного суда города Липецка о проверке
конституционности части четвертой статьи 32 Федерального закона от
16 февраля 1995 г. „О связи“»;
— постановление от 9 июня 2011 г. № 12-П «По делу о проверке
конституционности положений пункта седьмого статьи 16 Закона Российской
Федерации „О статусе судей в Российской Федерации“ и части первой статьи 9
Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности“ в связи с жалобой
гражданина И. В. Аносова» и др.
Таким образом, правую основу оперативно-розыскной
деятельности составляет обширный перечень законодательных и иных нормативных
правовых актов, соблюдение которых является необходимым условием успешного ее
осуществления. В правоприменительной практике следует учитывать, что правовая
основа ОРД находится в состоянии динамичного развития и постоянного
совершенствования.
Рис. 2. Уровни нормативного правового регулирования