§ 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основания
проведения оперативно-розыскных мероприятий — это указанные в ст. 7 Закона об ОРД сведения, при наличии
которых орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, правомочен
проводить ОРМ.
Необходимо отметить, что в тексте Закона произошло
смешение фактических и формальных оснований. В связи с этим основания для
проведения ОРМ, закрепленные в ст. 7 Закона об ОРД, можно условно разделить
на три группы:
— основания для проведения ОРМ, непосредственно
направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,
розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, и без вести
пропавших лиц (ч. 1 ст. 7);
— основания для проведения ОРМ, направленных на сбор
сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям,
составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также
на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность (ч. 2 ст. 7);
— основания для проведения ОРМ в целях добывания
информации, необходимой для решения задач в области противодействия коррупции.
К первой группе относятся шесть оснований для проведения
всех оперативно-розыскных мероприятий.
Первым в этом перечне указано наличие
возбужденного уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 7).
Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица,
совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или
следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное
законодательство вносит сюда некоторые ограничения.
Наличие возбужденного уголовного дела может выступать
основанием проведения ОРМ в двух типичных ситуациях:
— в случае нахождения такого дела в производстве
органов дознания;
— в случае если не обнаружено лицо, совершившее
преступление, по поводу которого возбуждено уголовное дело, находящееся в
производстве следователя.
Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения
лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их
производстве уголовным делам могут проводить ОРМ без каких-либо ограничений.
Однако при этом следует учитывать требование ч. 2 ст. 41 УПК РФ,
запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое
проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные
мероприятия.
Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт
неустановления виновного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на
орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для
установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их
результатах. Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного
уголовного дела в качестве основания проведения ОРМ по любым нераскрытым
преступлениям. В то же время упомянутая норма закрепила и другое правило,
согласно которому после направления уголовного дела прокурору орган дознания
может проводить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению
следователя. Анализ ч. 4 ст. 157 УПК РФ позволяет сделать вывод, что
данное правило распространяется на случаи, когда совершивший преступление
установлен. Таким образом, после установления лица, совершившего преступление, и
передачи уголовного дела руководителю следственного органа основанием для
проведения ОРМ будет выступать уже не наличие возбужденного уголовного дела, а
поручение следователя.
Вторым основанием для проведения оперативно-розыскных
мероприятий являются сведения, ставшие известными оперативным подразделениям
органов, осуществляющих ОРД (п. 2 ч. 1 ст. 7). К числу
таковых законодатель относит сведения о признаках
подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах,
его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных
оснований для возбуждения уголовного дела.
Указанные сведения содержатся в устных и письменных
сообщениях и заявлениях о преступлениях, поступающих по официальным каналам от
граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, и
рассматриваются уголовно-процессуальным законодательством в качестве поводов для
возбуждения уголовного дела. Далеко не всегда в таких заявлениях и сообщениях
содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и для их
получения могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия. Сообщения и
заявления регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях дежурной части
органа внутренних дел и
рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ.
Кроме официальных заявлений и сообщений о совершенных
преступлениях в органы внутренних дел поступает иная информация: из лечебных учреждений о гражданах с
травмами криминального характера;
об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих
личность; о срабатывании охранной сигнализации; публикации в средствах массовой
информации; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в
результате совершения преступления; оповещения об авариях, пожарах, несчастных
случаях с людьми; рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственно
ими обнаруженных или выявленных происшествиях; некоторые другие сообщения. Эти
сведения регистрируется в специальном журнале учета информации, находящемся в
дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка,
в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел,
если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует
рассматривать в качестве оснований для проведения ОРМ.
Сведения о признаках подготавливаемого или совершенного
преступления могут быть получены в результате поисковой работы (оперативного
поиска) сотрудников оперативных подразделений. Такой поиск осуществляется в
соответствии с должностными обязанностями (должностным регламентом), и он
направлен на выявление латентных преступлений, заявления и сообщения о которых
по официальным каналам не поступают (например, о фактах незаконного сбыта
оружия, наркотиков и т. д.).
Одна из разновидностей сведений, являющихся основанием
для проведения ОРМ, — данные о лицах, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, которые могут
содержаться в постановлениях о розыске обвиняемого, розыскных заданиях,
оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из агентурных
источников.
Основанием для проведения ОРМ могут выступать сведения о
лицах, без вести пропавших, а также об обнаружении неопознанных трупов, которые
могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан и должностных лиц.
Установление личности неопознанных трупов не указано в
числе задач ОРД, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, однако сведения об
обнаружении неопознанных трупов выступают в качестве основания для проведения
ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях
обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.
Третье основание для проведения оперативно-розыскных
мероприятий — поручение следователя, руководителя следственного органа,
органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их
производстве.
Поручение о проведении ОРМ как процессуальная форма
взаимодействия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и
оперативно-розыскную деятельность, предусмотрено уголовно-процессуальным
законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст. 157 УПК РФ следователь
уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные
поручения о проведении ОРМ.
Поручения и указания
органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать
предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти
вопросы оперативные сотрудники решают самостоятельно. Согласно ст. 14
Закона об ОРД выполнение таких
поручений — обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность.
Что касается поручений о проведении ОРМ, исходящих от
органов дознания и суда, то уголовно-процессуальное законодательство не
закрепило за ними этого права. Однако у тех органов дознания, которые не
наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая
потребность может возникнуть. В частности, у специализированных
подразделений дознания ОВД есть необходимость в даче поручений оперативным
подразделениям о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этом случае
представляется целесообразным, используя принцип аналогии, распространять право
следователя на дачу поручения о проведении ОРМ на полномочия дознавателя.
В тех случаях, когда уголовное дело находится в
производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление
оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении мероприятий,
предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД, принимается им по собственному
усмотрению.
Четвертым основанием
для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в ст. 7 Закона
об ОРД. Данное основание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного,
поскольку запрос может направляться для исполнения только при наличии каких-либо
оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. Запросы могут поступать как от
оперативных подразделений того же ведомства, так и от соответствующих
служб других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления
ОРД. Такие запросы должны быть оформлены в письменном виде и подписаны
руководителем органа соответствующего уровня. Если ОРМ требует вынесения
постановления определенного должностного лица или судебного решения, то все
необходимые документы должны направляться вместе с запросом.
Пятым основанием для проведения ОРМ служит постановление о
применении мер безопасности в отношении защищаемых
лиц,
осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в
порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.
Шестым основанием
для проведения оперативно-розыскных мероприятий выступают запросы
международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов
зарубежных стран в соответствии с международными договорами Российской
Федерации. Выполнение таких запросов — обязанность органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
К международным
правоохранительным организациям относится прежде всего Международная организация
уголовной полиции — Интерпол,
в члены которой Россия вступила в 1991 г. Запросы могут поступать
непосредственно из Генерального секретариата Интерпола, из национальных бюро
Интерпола либо от представителей правоохранительных органов, аккредитованных при
дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных
государств в Российской Федерации.
По таким запросам
могут проводиться только те оперативно-розыскные мероприятия, которые не требуют
судебного решения. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных
мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке,
предусмотренном ст. 9 Закона об ОРД, получить решение судьи по месту
проведения мероприятия.
Наиболее распространены в оперативно-розыскной
деятельности запросы правоохранительных органов стран — членов СНГ.
Правовой основой исполнения таких запросов является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января
1993 г. и в г. Кишиневе 7 октября 2002 г., а также ряд
соглашений между правоохранительными органами Содружества Независимых
Государств.
Запросы о проведении ОРМ в соответствии с упомянутой
Конвенцией и подписанными соглашениями должны содержать наименование органа, от
которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен;
наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии
подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные; описание
правонарушения; подпись руководителя и печать органа внутренних дел.
К запросу должны прилагаться надлежаще оформленные
постановления, необходимые для совершения санкционированных действий.
Вторая группа оснований для проведения ОРМ, закрепленных
в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, касается тех, которые направлены на решение
задач, выполняющих вспомогательную, обеспечивающую функцию. К таким
обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к государственной
тайне, к работам на экологически
опасных объектах, к участию в ОРД; лиц, желающих получить лицензию на
частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности
органов, осуществляющих ОРД.
Сбор сведений, необходимых для принятия решений,
перечисленных в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, отдельные авторы называют
оперативно-проверочной работой, а Закон о государственной тайне — проверочными мероприятиями. Целью проведения
проверочных мероприятий выступает выявление оснований для отказа должностному
лицу или гражданину в принятии решения о соответствующем допуске.
Закон об ОРД не оговаривает объема и вида собираемых
сведений, ограничивая компетентные органы лишь в способах сбора информации. При
проведении проверочных мероприятий вводится запрет на осуществление четырех ОРМ,
связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки,
телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также
неприкосновенность жилища. Указанное ограничение не распространяется на решение
задач по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может
применяться весь комплекс ОРМ.
Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к
сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с
эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья
людей и для окружающей среды, относится к компетенции подразделений
ФСБ.
От лиц, на которых оформляется допуск к государственной
тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении них
проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска допускается
временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого
лица.
При оформлении допуска к государственной тайне могут
собираться сведения о наличии психических заболеваний, прошлых судимостях,
проживании за границей близких родственников, правильности представленных
анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу
безопасности Российской Федерации, которые являются основаниями для отказа в
выдаче допуска.
Исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод
человека и гражданина в процессе проверки лица должна собираться только такая
информация, которая необходима с точки зрения обеспечения государственной тайны,
а не информация о личной жизни вообще.
Данные, на основании которых будет принято решение о
допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам,
полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений
сотрудничества, собираются оперативными подразделениями правоохранительных
органов. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными
нормативными актами.
В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ
п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД определил необходимость обеспечения
безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция
правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности
и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность.
Под обеспечением
безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный
комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные подразделения
представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и
сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения
должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы
сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты
сотрудников оперативных подразделений, членов их семей и лиц, оказывающих
содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства
на их жизнь, здоровье и имущество.
Сбор данных, необходимых для обеспечения безопасности
органов, осуществляющих ОРД, может проводиться с помощью любых ОРМ. Эти меры
возложены на специально созданные подразделения собственной безопасности, чья
деятельность регламентируется ведомственными нормативными
актами.
Организация системы обеспечения собственной безопасности
закреплена в качестве одной из функций МВД в Положении о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря
2016 г. № 699. Эти меры осуществляются
специально созданными подразделениями собственной безопасности, чья деятельность
регламентируется ведомственными нормативными актами. На эту службу возложены
функции защиты личного состава ОВД от преступных посягательств; проведения
оперативно-розыскных мероприятий и служебных проверок, направленных на
выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений,
совершаемых сотрудниками ОВД, независимо от занимаемой должности; проникновения
в ряды органов внутренних дел участников преступных сообществ, а также отдельных
лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели.
Выдача разрешений на частную детективную и охранную
деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы
органов внутренних дел, которые уполномочены на проведение необходимых
проверочных мероприятий. Они вправе устанавливать достоверность изложенных в
представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в
том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме
того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических
лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел,
установить причины увольнения с прежнего места работы.
Основанием для проведения ОРМ в соответствии с ч. 3 ст. 7
Закона об ОРД могут выступать также запросы кадровых служб государственных
органов о проверке достоверности и полноты сведений об имущественном положении,
представленных гражданами, претендующими на замещение или замещающими указанные
в данном законе должности государственных или муниципальных служащих, а также
претендующими на должность судьи. В соответствии с Положением, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября
2009 г. № 1065, кадровые службы
федеральных государственных органов, осуществляющие проверку достоверности
сведений об имущественном положении должностных лиц, могут обращаться с запросом
о проведении ОРМ в органы, уполномоченные на осуществление ОРД, в случае
наличия информации о недостоверности или неполноте
Рис
7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
при
непосредственном противодействии преступности