***
21 июля 1993 года |
N 5485-1 |
РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ТАЙНЕ
Статья 5. Перечень сведений, составляющих
государственную тайну
(в
ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Государственную тайну
составляют:
1) сведения в военной
области:
о содержании стратегических и оперативных
планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций,
стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов,
предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной
готовности, о создании и об использовании мобилизационных
ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития
вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых
программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и
модернизации образцов вооружения и военной
техники;
о разработке, технологии, производстве, об
объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их
составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных
боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов
от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и
специальных физических установках оборонного
значения;
о тактико-технических характеристиках и
возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о
свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива
или взрывчатых веществ военного
назначения;
о дислокации, назначении, степени
готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании,
строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для
этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях,
об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их
боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной
обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и
техники:
о содержании планов подготовки Российской
Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о
мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и
военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических
видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об
использовании государственных материальных
резервов;
об использовании инфраструктуры Российской
Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности
государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о
дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного
управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании
транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности
государства;
об объемах, о планах (заданиях)
государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или
натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции,
о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по
кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной
техники и другой оборонной продукции;
о достижениях науки и техники, о
научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и
технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на
безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой
группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и
драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации,
а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления
стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку,
определяемому Правительством Российской
Федерации);
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N
153-ФЗ)
3) сведения в области внешней политики и
экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической
деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может
нанести ущерб безопасности
государства;
о финансовой политике в отношении
иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней
задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности,
преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности
государства;
4) сведения в области разведывательной,
контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области
противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении
которых принято решение о применении мер государственной
защиты:
(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N
299-ФЗ, от 21.12.2013 N 377-ФЗ)
о силах, средствах, об источниках, о
методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной,
оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму,
а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают
перечисленные сведения;
(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N
299-ФЗ)
о силах, средствах, об источниках, о
методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в
отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты,
данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают
перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных
лицах;
(абзац введен Федеральным законом от
21.12.2013 N 377-ФЗ)
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших
на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную,
контрразведывательную и оперативно-розыскную
деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах
обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о
финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные
сведения;
о системе президентской, правительственной,
шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о
разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах
анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об
информационно-аналитических системах специального
назначения;
о методах и средствах защиты секретной
информации;
об организации и о фактическом состоянии
защиты государственной тайны;
о защите Государственной границы Российской
Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа
Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с
обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности
в Российской Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие
мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности
государства;
о мерах по обеспечению защищенности
критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры
Российской Федерации от террористических
актов;
(абзац введен Федеральным законом от
15.11.2010 N 299-ФЗ)
о результатах финансового мониторинга в
отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их
возможной причастности к террористической
деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от
15.11.2010 N 299-ФЗ)
о мерах по обеспечению безопасности
критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и о состоянии ее
защищенности от компьютерных атак.
(абзац введен Федеральным законом от
26.07.2017 N 193-ФЗ)
Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан
к государственной тайне
Допуск должностных лиц и граждан Российской
Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном
порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц
без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и
реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к
государственной тайне
предусматривает:
принятие на себя обязательств перед
государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих
государственную тайну;
согласие на частичные, временные ограничения
их прав в соответствии со статьей 24 настоящего
Закона;
письменное согласие на проведение в
отношении их полномочными органами проверочных
мероприятий;
определение видов, размеров и порядка
предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим
Законом;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
ознакомление с нормами законодательства
Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность
за его нарушение;
принятие решения руководителем органа
государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске
оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную
тайну.
В отношении лиц, замещающих должности,
предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются
допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в
части третьей настоящей статьи.
(часть четвертая введена Федеральным законом
от 18.07.2009 N 180-ФЗ)
Объем проверочных мероприятий зависит от
степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.
Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является
выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего
Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к
государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные
гарантии:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
процентные надбавки к заработной плате в
зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют
доступ;
преимущественное право при прочих равных
условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти,
предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных
мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по
защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным
для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной
основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в
указанных структурных подразделениях.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
Взаимные обязательства администрации и
оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение
трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не
допускается.
Устанавливаются три формы допуска к
государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням
секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой
важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и
граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является
основанием для доступа их к сведениям более низкой степени
секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок
переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются
нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к
государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть
изменен Президентом Российской
Федерации.
Статья
21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
Члены
Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими
своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в
уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими
государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную
тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21
настоящего Закона.
Указанные лица предупреждаются о
неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением
ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее
разглашения, о чем у них отбирается соответствующая
расписка.
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.
Статья 22. Основания для отказа должностному
лицу или гражданину в допуске к государственной
тайне
Основаниями для отказа должностному лицу или
гражданину в допуске к государственной тайне могут
являться:
признание его недееспособным или ограниченно
дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у
него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по
неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном
преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные
преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного
преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого
уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности
привлечения к уголовной ответственности за совершение этих
преступлений;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N
256-ФЗ)
наличие у него медицинских противопоказаний
для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным в области здравоохранения и социального
развития;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N
58-ФЗ)
постоянное проживание его самого и (или) его
близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами
документов для выезда на постоянное жительство в другие
государства;
включение его в список физических лиц,
выполняющих функции иностранного агента, либо выявление в результате проверочных
мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской
Федерации;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
уклонение его
от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных
данных.
Решение об
отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне
принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения
или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных
мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую
организацию или в суд.
Статья 23. Условия прекращения допуска
должностного лица или гражданина к государственной
тайне
Допуск должностного лица или гражданина к
государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа
государственной власти, предприятия, учреждения или организации в
случаях:
расторжения с ним трудового договора
(контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных
мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя
предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с
защитой государственной тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся
согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или
гражданину в допуске к государственной
тайне.
Прекращение допуска должностного лица или
гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для
расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия
предусмотрены в трудовом договоре
(контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне
не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по
неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение
администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к
государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора
(контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в
суд.
Решение администрации о прекращении допуска
должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на
основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в
вышестоящую организацию или в суд.
Статья
24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее
допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные
или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены
в своих правах. Ограничения могут
касаться:
права выезда за границу на срок, оговоренный
в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к
государственной тайне;
права на распространение сведений,
составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений,
содержащих такие сведения;
права на неприкосновенность частной жизни
при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к
государственной тайне.
Статья 25. Организация доступа должностного
лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную
тайну
Организация доступа должностного лица или
гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на
руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия,
учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите
государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к
сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными
документами, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.
Руководители органов государственной власти,
предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за
создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся
только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких
объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных)
обязанностей.