§ 1. Понятие и сущность использования результатов оперативно-розыскной деятельности
В
широком смысле слова результаты оперативно-розыскной деятельности — это
полученная в ходе осуществления указанной деятельности информация. В контексте
их использования в уголовном судопроизводстве термин «результаты ОРД» понимается
несколько уже: в ст. 5 УПК РФ определяется, что это сведения, полученные в
соответствии с Законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или
совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших
преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или
суда.
Результаты оперативно-розыскной
деятельности отражаются в оперативно-служебных документах (рапортах, справках,
сводках, актах и др.). К оперативно-служебным документам могут прилагаться
предметы, вещества и документы, полученные (изъятые) при проведении
оперативно-розыскных мероприятий. В случае использования при проведении ОРМ технических средств результаты
оперативно-розыскной деятельности могут быть также зафиксированы на материальных
носителях (видео- и аудиозаписи, фотоснимки и т. д.).
В соответствии со ст. 11
Закона об ОРД и иными положениями данного закона, толкуемыми в
их взаимосвязи и системном единстве, можно выделить следующие направления
использования результатов ОРД:
1) в уголовном процессе;
2) в оперативно-розыскной
деятельности;
3) в административной
деятельности;
4) в гражданском и арбитражном
процессе.
Рассмотрим указанные направления
подробнее.
1. Использование результатов ОРД в уголовном
процессе является основным и наиболее значимым направлением применительно к
деятельности органов внутренних дел. Это длящийся процесс, который может
начаться задолго до возбуждения уголовного дела и продолжаться в ходе всего
расследования и судебного разбирательства. В рамках данного направления можно
выделить три поднаправления, при которых результаты ОРД
используются:
1) как повод и основание для возбуждения уголовного
дела;
2) для подготовки и осуществления следственных и
судебных действий;
3) в доказывании по уголовным
делам.
В
статье 140 УПК РФ в качестве одного из
поводов для возбуждения уголовного дела указано сообщение
о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников.
Разновидностью такого повода является рапорт об обнаружении признаков
преступления, составляемый в соответствии со ст. 143 УПК РФ в случае
получения информации о преступлении оперативным сотрудником в ходе осуществления
ОРД. Изложенная
в рапорте информация проверяется в порядке ст. 144 УПК
РФ.
В статье
140 УПК РФ в качестве основания для возбуждения уголовного дела названо наличие
достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Источник происхождения
таких данных в законе строго не определен, и они могут быть получены в
результате использования процессуальных средств проверки заявлений и сообщений о
преступлениях, в ходе административной деятельности полиции
и т. д. Получение рассматриваемых данных возможно и в результате
проведения оперативно-розыскных мероприятий, о чем свидетельствует положение
ст. 144 УПК РФ, согласно которому одним из средств процессуальной проверки
является дача органу дознания обязательного для исполнения письменного поручения
о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Результаты оперативно-розыскной
деятельности в совокупности с иными данными, находящимися в распоряжении
принимающего процессуальное решение лица, должны быть достаточны для вывода о
наличии в деянии признаков преступления. В качестве оснований для принятия решения
выступают те оперативно-розыскные данные, которые можно проверить процессуальным
путем.
Рассматривая
использование результатов ОРД для подготовки и осуществления следственных и
судебных действий, отметим, что эти сведения используются: а) при принятии
решения о производстве таких действий, б) при их планировании и непосредственном
проведении.
Возможность
использования оперативно-розыскной информации при принятии решения о проведении
следственных действий заложена в самом уголовно-процессуальном законе.
Формулируя основания производства следственных действий, законодатель исходит из
того, что основанием для проведения любого следственного действия является
совокупность фактических данных, указывающих на возможность достижения
определенных целей, получения новых сведений об обстоятельствах, имеющих
значение для дела.
Производство
отдельных следственных действий требует письменного оформления принятого решения
об их проведении с обязательным отражением в описательно-мотивировочной части
соответствующих постановлений оснований для их проведения. Например, согласно
ст. 182 УПК РФ обыск проводится на основании постановления следователя при
наличии достаточных данных полагать,
что в каком-либо месте или у какого-либо лица находятся объекты, имеющие
значение для дела. При этом закон не конкретизирует источника этих данных, что
позволяет использовать оперативно-розыскную информацию в совокупности со
сведениями, полученными процессуальным путем.
Для
других следственных действий нет необходимости в специальных
формально-юридических основаниях, и решение об их проведении может быть принято
следователем на основе одних лишь оперативно-розыскных данных. Например,
оперуполномоченные в ходе опроса значительного количества граждан при
подворно-поквартирном обходе могут выявить одно лицо, располагающее сведениями о
совершенном преступлении, и проинформировать об этом следователя для
последующего допроса.
Закон об
ОРД говорит об использовании результатов ОРД для подготовки следственных и
судебных действий. Однако сложившаяся практика показывает, что эти результаты
используются и при осуществлении иных процессуальных действий и принятии
процессуальных решений. Так, полученные оперативным путем, представленные
соответствующим образом и проверенные в ходе судебного заседания сведения могут
учитываться при избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, а при задержании могут рассматриваться в качестве
«иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении
преступления».
Использование
оперативно-розыскных данных при планировании и непосредственном проведении
следственных действий носит тактический характер, направлено на повышение
результативности следственных действий и предопределяет выбор следователем
очередности, места и времени производства следственных действий, порядка их
проведения, применяемых приемов криминалистической тактики, технических средств
и т. д.
Часть 1
ст. 11 Закона об ОРД закрепляет возможность использования результатов ОРД
для подготовки и осуществления не только следственных, но и судебных действий. К
последним относятся процессуальные действия, проводимые в рамках судебного
следствия. В связи с этим на них распространяются приведенные выше положения,
относящиеся к следственным действиям.
Рассматривая
использование результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, необходимо
отметить, что полученные, оформленные и представленные соответствующим образом
оперативно-розыскные данные могут: а) иметь ориентирующее значение,
указывая на источники доказательственной информации; б) выступать
собственно в качестве доказательств.
Статья 74 УПК РФ содержит исчерпывающий перечень видов доказательств.
Результаты ОРД в зависимости от их формы и содержания могут выступать в качестве
таких видов доказательств, как иные документы или вещественные доказательства.
Иные документы, в том числе отражающие результаты ОРД, могут использоваться в
качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для
установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. При этом сам термин
«документы» понимается расширительно, и содержащиеся в них сведения могут быть
зафиксированы как в письменном, так и в ином, в том числе электронном, виде. В
случае получения или изъятия в ходе осуществления оперативно-розыскной
деятельности предметов, веществ или документов, соответствующих признакам,
предусмотренным ст. 81 УПК РФ, они могут признаваться вещественными
доказательствами.
Нельзя
обойти вниманием тот факт, что в научной литературе все еще встречаются
негативные оценки возможности использования результатов ОРД непосредственно в
качестве доказательств. Такие суждения основываются на неверном толковании
ст. 89 УПК РФ, сформулированной в
запретительном ключе. Указанная норма не исключает возможность использования
результатов ОРД в доказывании, а лишь требует неукоснительного соблюдения
законодательства при их получении и использовании.
Еще в
1995 г. Пленум
Верховного Суда РФ разъяснил, что результаты
оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного
права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных
и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в
нем лиц, могут быть использованы в
качестве доказательств по делам, когда они получены по разрешению суда на
проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством. Однако аналогичные по своей сути
требования применимы к любому виду доказательств: ни одно доказательство не
имеет заранее предустановленной силы и подлежит в равной степени проверке и
оценке на предмет относимости, допустимости, достоверности, а в своей
совокупности достаточности для принятия конкретного процессуального
решения.
С учетом
латентности и тщательной маскировки преступной деятельности, особенно в сфере
экономической, организованной и наркопреступности, результаты ОРД находят все
более широкое применение в процессе доказывания по уголовным
делам.
При
использовании результатов ОРД должны соблюдаться требования законности;
своевременности и полноты реализации полученной информации; конспирации и
взаимодействия оперативного сотрудника со следователем.
Соблюдение
законности —
требование, предъявляемое ко всей деятельности оперативных подразделений органов
внутренних дел, в том числе и к использованию результатов ОРД. Оно обязывает
должностных лиц осуществлять полное и всестороннее использование результатов
оперативно-розыскной деятельности в строгом соответствии с нормами уголовного и
уголовно-процессуального законодательства, а также ведомственными нормативными
актами. Следует учитывать, что нарушение законности при использовании
результатов оперативно-розыскной деятельности может повлечь не только исключение
важных оперативно-розыскных материалов из доказательственной базы, но и
привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности должностных лиц,
допустивших такие нарушения.
Своевременность предполагает выбор наиболее оптимального момента
использования полученной информации для предотвращения и раскрытия преступлений.
Преждевременное использование результатов оперативно-розыскной
деятельности может привести к отсутствию или
недостаточности сведений, необходимых для принятия решения о возбуждении
уголовного дела и привлечения виновных к ответственности. Запоздалая реализация
может вызвать утрату важных сведений, предметов и документов, имеющих
доказательственное значение, а также позволить проверяемым скрыться или
совершить новые преступления.
О своевременности реализации можно вести речь,
когда:
— выявлены и задокументированы основные эпизоды
преступной деятельности проверяемых лиц, установлены гласные источники
доказательственной информации;
— преступные действия проверяемых лиц выявлены, но
задокументированы не полностью, однако установлено, что проверяемые
подготавливают новые преступления, пытаются скрыться либо уничтожить следы ранее
совершенных деяний, а собранных материалов достаточно для привлечения их к
уголовной ответственности;
— преступные действия проверяемых выявлены, но
задокументированы не полностью, вместе с тем имеется возможность задержать
преступников с поличным.
Полнота
реализации результатов ОРД предполагает использование всех содержащихся
в них сведений о противоправной деятельности проверяемых лиц. Это означает
принятие соответствующих мер в отношении всех выявленных лиц, а также по всем
установленным фактам преступной деятельности. Помимо материалов, используемых в
доказывании по уголовным делам, собранные оперативно-розыскные сведения могут
быть полезны в целях профилактики преступлений.
Соблюдение конспирации при
реализации результатов оперативно-розыскной деятельности предполагает,
во-первых, проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в
строгой тайне от проверяемых и посторонних лиц, что обеспечивает внезапность
использования накопленных сведений при задержании проверяемых, а также в
процессе расследования преступления. Во-вторых, процессуальная деятельность
должна осуществляться таким образом, чтобы не расшифровать источники получения
оперативной информации.
В период реализации результатов оперативно-розыскной
деятельности в значительной степени повышается вероятность расшифровки негласных
средств и методов оперативно-розыскной деятельности, а также личности
содействующих лиц. С одной стороны, проверяемые после их разоблачения тщательно
анализируют все обстоятельства, связанные с их задержанием, с другой —
в реализации результатов оперативно-розыскной деятельности, особенно в отношении
группы лиц, нередко участвуют несколько сотрудников правоохранительных органов,
в том числе неоперативных подразделений, не имеющих достаточного опыта
использования негласной информации. Любое неосторожное и непродуманное действие
может привести к негативным последствиям.
Взаимодействие
оперативного сотрудника со следователем предполагает осуществление
согласованных действий по решению задач борьбы с преступностью. Такое
взаимодействие должно начинаться на стадии подготовки результатов ОРД к
реализации, интенсивно протекать на стадии возбуждения уголовного дела и
проведения неотложных следственных действий и продолжаться вплоть до окончания
расследования по делу. Следователь и оперативный сотрудник должны оказывать
взаимную помощь и поддержку на всем протяжении работы по расследованию
преступления. Вместе с тем взаимодействие оперативного сотрудника и следователя
должно основываться на строгом соблюдении каждым из них своих полномочий и
четком разграничения функций. Порядок и особенности такого взаимодействия
определяются ведомственными нормативными правовыми актами.
2. В оперативно-розыскной деятельности результаты
ОРД могут быть использованы:
1) для проведения оперативно-розыскных мероприятий
по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и
установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или
совершивших.
Как и в случае с использованием результатов ОРД для
подготовки и осуществления следственных и судебных действий, в рамках данного
направления уже имеющиеся результаты ОРД используются: а) при принятии решения о
проведении дальнейших ОРМ (правовой аспект), б) при планировании и
непосредственном проведении дальнейших ОРМ для
обеспечения их эффективности (тактический аспект). Необходимо обратить особое
внимание на то, что ст. 7
Закона об ОРД не предусматривает специальных оснований для
проведения отдельных видов ОРМ, однако принятие решений о мероприятиях,
существенно ограничивающих права человека и гражданина (проверочная закупка,
оперативный эксперимент, оперативное внедрение, контролируемая поставка, все
ОРМ, ограничивающие права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой
связи, а также право на неприкосновенность жилища), должно основываться на
уже проверенной информации, как правило, полученной оперативным
путем;
2) для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а
также имущества, подлежащего
конфискации;
3) для обеспечения мер безопасности в отношении
защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (федеральные законы от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О
государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов», от
28 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите
потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства»);
4) для принятия решения о допуске к участию в
оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в
результате ее осуществления;
5) для принятия решения об установлении или о поддержании
с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении
оперативно-розыскных мероприятий;
6) Для обеспечения безопасности органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3. Административная деятельность государственных
органов — чрезвычайно широкий вид деятельности, охватывающий
управленческие, кадровые, контрольно-надзорные и административно-юрисдикционные
полномочия. В рамках административной деятельности результаты ОРД могут
использоваться:
1) для принятия ряда решений, предусмотренных
чч. 2 и 3 ст. 7 Закона об ОРД, а именно:
— о допуске к
сведениям, составляющим государственную
тайну;
— о допуске к работам, связанным с эксплуатацией
объектов (1, 2, 3), представляющих повышенную опасность для
жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
— о предоставлении либо
аннулировании лицензии на осуществление частной детективной
или охранной деятельности, переоформлении документов,
подтверждающих наличие лицензии, выдаче (продлении срока действия,
аннулировании) удостоверения частного охранника;
— о достоверности и полноте
сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами
и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение определенных
должностей, в том числе на должность судьи, или замещающих определенные
должности, а также о соблюдении определенными должностными лицами ограничений и
запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции», требований о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими
обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации;
2) для привлечения лиц, совершивших
административные, в том числе налоговые, правонарушения к административной
ответственности. Следует иметь в виду, что проведение ОРМ по делам об
административных правонарушениях запрещено. Вместе с тем существует ряд смежных
составов преступлений и административных правонарушений, которые могут
разграничиваться, например, размером причиненного ущерба. В том случае, когда в
ходе проведения ОРМ установлено, что состав преступления отсутствует, проведение
мероприятий незамедлительно должно быть прекращено. Если такие мероприятия
проводились на законных основаниях, а в их результатах уже содержатся
достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения,
они могут быть использованы для привлечения виновных лиц к ответственности.
Особенно актуально это в сфере противодействия
правонарушениям в сфере экономики;
3) при реализации налоговыми органами полномочий в
сфере государственной регистрации юридических лиц, а также при реализации
полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Последнее направление отчасти пересекается с использованием результатов ОРД в
уголовном процессе и в административно-юрисдикционной
деятельности. Порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов
по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и
преступлений установлен совместным
приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г.
№ 495/ММ-7-2-347.
4. В гражданском и арбитражном процессе результаты ОРД
могут использоваться:
1) при принятии решения о признании гражданина
безвестно отсутствующим или объявлении его умершим (ст. ст. 42, 45 ГК РФ) с учетом результатов
ОРМ, проведенных по розыскному делу для установления местонахождения без вести
пропавшего лица;
2) при
реализации налоговыми органами полномочий по обеспечению представления интересов
государства в делах о банкротстве (ч. 3
ст. 11 Закона об ОРД);
3) для
доказывания по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля
2008 г. «О порядке
осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности
государства» судебным искам (ст. 81 Закона об ОРД);
4) для
принятия решения о достоверности сведений о законности происхождения денег,
ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников,
родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии
достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в
результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта
начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической
деятельности, и (или) являются доходом от такого имущества. Указанное
имущество, в отношении которого в соответствии с законодательством о
противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие
законность его приобретения, подлежит обращению по решению суда в доход
Российской Федерации (п. 9
ч. 2 ст. 235 ГК РФ);
5) для принятия
решения о соблюдении определенными должностными лицами ограничений и
запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции», требований о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими
обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации. Это направление уже
затрагивалось нами при рассмотрении использования результатов ОРД в
административной деятельности. Вместе с тем несоблюдение установленных
ограничений и запретов может влечь и гражданско-правовую ответственность. Так,
согласно п. 8
ч. 2 ст. 235 ГК РФ имущество, в отношении которого
не представлены в соответствии с законодательством о противодействии коррупции
доказательства его приобретения на законные доходы, обращается по решению суда в
доход Российской Федерации.
С учетом положений различных отраслей процессуального
права о преюдиции результаты ОРД, ранее учтенные при вынесении
правоприменительных решений, могут быть опосредованно использованы
и в других ситуациях.