§ 2. Порядок представления прокурору оперативно-служебных документов и процедура прокурорской проверки
Полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной
деятельностью полиции определены Законом о прокуратуре, Законом об ОРД и другими
нормативными актами. Полномочия прокурора при надзоре за оперативно-розыскной
деятельностью в части прав, обязанностей и средств прокурорского реагирования не
отличаются от полномочий по надзору за исполнением законов. Если и можно
говорить об особенностях должностных полномочий, то их нужно рассматривать в
контексте условий надзорной деятельности, связанной с секретностью и
негласностью ОРД. Таким образом, при надзоре за ОРД прокурор обладает теми же
полномочиями, что и при надзоре за исполнением законов, с учетом специфики,
обусловленной необходимостью сохранения государственной
тайны.
Согласно положениям ст. 22
Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него
функций вправе:
— при предъявлении служебного удостоверения
беспрепятственно входить на территории и в помещения органов полиции, иметь
доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с
поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения
закона;
— требовать от руководителей и других должностных
лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных
сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения
проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий
деятельности подконтрольных или подведомственных им
организаций;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений
по поводу нарушений законов;
— по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном
правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной
установленной законом ответственности, предостерегать от нарушения
закона;
— освобождать
своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на
основании решений несудебных органов;
— опротестовывать противоречащие закону правовые
акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов
недействительными;
— вносить представления об устранении нарушений
закона.
В соответствии с законом должностные лица обязаны
приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении
проверок и ревизий незамедлительно.
Перечисленные полномочия, во-первых, не носят абсолютного
характера и нуждаются в объяснении, во-вторых, представленный в Законе о
прокуратуре перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен (хотя и с
оговорками) полномочиями прокуроров, закрепленными другими законами (например,
ГПК РФ в части обжалования постановлений суда о проведении
ОРМ).
Действительно, прокурор вправе иметь доступ к документам
и материалам, необходимым для осуществления прокурорского надзора за
оперативно-розыскной деятельностью. Однако ему предоставляются лишь те
документы, которые отражают сведения, входящие в предмет прокурорского надзора.
Оперативно-служебные документы предъявляются по правилам, которые установлены
для работы со сведениями, содержащими государственную тайну. Прокурор не
уполномочен проводить выемку, принудительное изъятие или поисковые действия в
служебных помещениях органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Например, он не может требовать, чтобы сотрудник оперативного подразделения
открыл сейф или шкаф и представил хранящиеся там документы для
осмотра.
Согласно ст.
21 Закона об ОРД по требованию прокуроров руководители органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им
оперативно-служебные документы, включающие в себя:
— дела оперативного учета;
— материалы о проведении оперативно-розыскных
мероприятий с использованием оперативно-технических
средств;
— учетно-регистрационную документацию;
— ведомственные нормативные правовые акты,
регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Анализ законодательства показывает, что применительно к
надзору за оперативно-розыскной деятельностью перечень оперативно-служебных
документов, представляемых прокурору, носит исчерпывающий характер.
Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим
органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам
только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев,
требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст.
21 Закона об ОРД). По смыслу закона, если подобные сведения
содержатся в документах представленного перечня, то они прокурору
предоставляются с учетом требования ч. 3 ст.
21 Закона об ОРД.
Однако прокурору предоставляются лишь те документы,
которые отражают сведения, входящие в предмет прокурорского надзора. Казалось
бы, именно они имеют правовое значение, важны для прокурора и должны им
изучаться. Но делопроизводство в сфере оперативно-розыскной деятельности
построено таким образом, что подобные документы концентрируются в делах вместе с
теми, которые содержат сведения, не входящие в предмет надзора. Прежде всего
речь идет о делах оперативного учета, которые заводятся в целях собирания и
систематизации сведений, проверки и оценки результатов оперативно-розыскной
деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 10
Закона об ОРД). В них документально фиксируются и сведения, не
входящие в предмет прокурорского надзора. Это планы, отчеты, справки, сводки и
т. п. Более того, часто путем анализа дел оперативного учета можно установить
сведения о лицах, оказывающих в соответствии со ст. 17
Закона об ОРД содействие оперативным подразделениям полиции.
В настоящее время вопрос разделения информационных массивов на подлежащие и
не подлежащие представлению прокурору решен путем формирования вторых частей дел
оперативного учета, в которых концентрируются материалы, отражающие организацию,
тактику и методику, а также результаты ОРД.
При представлении оперативно-служебных документов
прокурору необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами,
регламентирующими охрану государственной тайны и работу с документами особой
важности, совершенно секретными и секретными.
Надзор за исполнением органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, требований Закона об ОРД возлагается на
Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров,
которыми являются прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним
военные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов, округов и
районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а
также выделенные для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской
Федерации уполномоченные прокуроры, а в Генеральной прокуратуре Российской
Федерации — заместители Генерального прокурора Российской Федерации, Главный
военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и
отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и
прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными
обязанностями.
Руководители прокуратур должны обеспечить наличие у
уполномоченных прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства
по документам оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном
порядке допуска к секретным, совершенно секретным сведениям или сведениям особой
важности. Уполномоченные прокуроры должны иметь для работы с документами
надлежаще оформленный допуск.
Перечень уполномоченных прокуроров руководители
прокуратур обязаны своевременно доводить до соответствующих органов внутренних
дел, а также направлять его в вышестоящую прокуратуру.
К надзорной проверке допускаются только те прокуроры,
которые указаны в перечне, и только им могут предоставляться соответствующие
оперативно-служебные документы.
Особо следует обратить внимание на то, что при
представлении оперативно-служебных документов прокурору необходимо соблюдать
законодательство в сфере охраны государственной тайны. Несоблюдение режима
секретности ведет к привлечению к дисциплинарной или уголовной ответственности
сотрудников оперативных подразделений и руководителей полиции. Здесь необходимо
проявлять принципиальность и учитывать, что на прокуроров полностью
распространяются требования Закона о
государственной тайне, часть 2 ст. 32 которого гласит, что
лица, осуществляющие прокурорский надзор, допускаются к сведениям, составляющим
государственную тайну, в соответствии со ст. 25 данного закона. Согласно ст.
25 Закона о государственной тайне порядок доступа должностного лица
или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается
нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации.
Руководители полиции несут персональную ответственность
за создание таких условий, при которых прокурор знакомится только с теми
сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые
необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных)
обязанностей.
Главным нормативным документом Правительства Российской
Федерации, изданным во исполнение ч. 1 ст.
25 Закона о государственной тайне, выступает Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан
Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г.
№ 63. Она определяет следующий
порядок доступа должностных лиц, в том числе прокуроров, к документам,
содержащим государственную тайну.
1. Уполномоченный прокурор допускается к
сведениям, составляющим государственную
тайну, после предъявления им предписания на выполнение задания, документов,
удостоверяющих личность, и справки о допуске по соответствующей
форме.
2. Предписание на выполнение задания подписывается
руководителем прокуратуры, заверяется печатью и регистрируется в журнале учета
выдачи предписаний на выполнение заданий. В предписании на выполнение задания
указывается основание для командирования и надзорной проверки. Предписание на
выполнение задания выдается для посещения только одной
организации.
3. Прокурор может иметь доступ в присутствии
работников принимающей организации, ответственных за прием командированных лиц,
только к тем сведениям, составляющим государственную тайну, которые ему
необходимы для выполнения задания, указанного в предписании на выполнение
задания.
Доступ прокуроров к сведениям, составляющим
государственную тайну, осуществляется по письменному разрешению руководителя
принимающей организации. Разрешение оформляется на предписании на выполнение
задания с указанием конкретных носителей сведений, составляющих государственную
тайну, с которыми можно его ознакомить.
4. Предписание на выполнение задания и справка о
допуске по соответствующей форме регистрируются в журнале учета командированных.
После регистрации справка о допуске по соответствующей форме остается в
режимно-секретном подразделении принимающей организации, а предписание на
выполнение задания с отметкой о форме допуска командированного гражданина
передается принимающему его должностному лицу. Указанное должностное лицо
заполняет на оборотной стороне предписания на выполнение задания справку, после
чего данное предписание передается в режимно-секретное подразделение принимающей
организации, где хранится в отдельном деле не менее 5 лет. Справка о допуске по
соответствующей форме возвращается прокурору для сдачи в выдавшее ее
режимно-секретное подразделение. На обороте справки о допуске по соответствующей
форме делается запись с указанием степени секретности сведений, с которыми
ознакомился командированный гражданин, и даты ознакомления, которая заверяется
подписью руководителя режимно-секретного подразделения принимающей организации и
печатью этой организации.