§ 2. Виды и формы учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
В органах внутренних дел подлежит учету достаточно
большой объем криминально значимой информации об объектах, в связи с чем
возникла практическая необходимость формирования и использования различных
массивов сведений о них.
В настоящее время в органах внутренних дел на всех
уровнях управления функционируют более ста различных учетов. Для того чтобы
разобраться в таком количестве учетов, требуется их классификация. Вопрос
классификации важен не только в теоретическом, но и в практическом плане. От его
решения зависит закрепление функций регистрации тех или иных объектов за
конкретными структурными подразделениями. Например, учеты можно классифицировать
по способу ведения, структурному уровню их формирования и использования, а также
по функциональному признаку.
По способу ведения учеты делятся на неавтоматизированные
(картотеки, коллекции и т. д.) и автоматизированные (АБД и АИПС), а по
структурному уровню формирования и использования учеты могут быть
децентрализованными (местными) и централизованными (региональными и федеральными).
Местные учеты ведутся на уровне территориальных
органов внутренних дел (например, учет лиц, представляющих оперативный интерес;
учет нераскрытых преступлений, зарегистрированных на обслуживаемой территории;
учет похищенных, утраченных, бесхозных, изъятых и выявленных предметов и т.
д.).
На региональном уровне учеты
формируются и ведутся в информационных и экспертно-криминалистических центрах УТ
МВД России по федеральным округам, территориальных органов МВД России на
региональном уровне (УМВД, ГУ МВД России, МВД республик Российской Федерации).
Они позволяют заинтересованным оперативным подразделениям получить информацию об
учитываемых объектах независимо от места их нахождения.
На федеральном уровне учеты формируются
и ведутся в федеральном казенном учреждении «Главный информационно-аналитический
центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» и в федеральном
государственном казенном учреждении «Экспертно-криминалистический центр
Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Кроме того, каждый из перечисленных учетов может быть
централизованным или децентрализованным.
По функциональному признаку основу классификации
составляют выполнение тем или иным видом учета своих, характерных только для
него функций, в соответствии с которыми выделяют следующие виды
учетов:
— централизованные
оперативно-справочные;
— централизованные розыскные;
— централизованные
криминалистические.
В оперативных подразделениях органов внутренних дел
ведутся учеты ограниченного доступа — оперативные учеты.
Формами централизованного учета информации, поступающей в
органы внутренних дел, являются картотеки (фототеки, следотеки, видеотеки и т.
д.), списки, журналы, автоматизированные банки данных, автоматизированные
информационные системы и т. п.
Картотечная форма чаще всего предполагает ведение
пофамильного учета лиц, а также дактилоскопический учет.
Автоматизированное ведение централизованных учетов
осуществляется ГИАЦ МВД России и ИЦ путем формирования интегрированного банка
данных федерального уровня (ИБД-Ф), интегрированного банка данных регионального
уровня (ИБД-Р), автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) и
автоматизированных банков данных (АБД).
Итак, чем же отличаются названные выше виды учета друг от
друга?
Централизованный
оперативно-справочный учет в сравнении с другими видами учета
имеет больший массив объектов учета при их кратком (справочном) описании.
Основное назначение данного вида учета — проверка установленных сведений об
объекте и его местонахождении.
Централизованный оперативно-справочный учет
осуществляется в форме пофамильного учета и дактилоскопического учета.
Централизованный розыскной учет
содержит значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с
оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных
внешних описаний.
Постановке на централизованный розыскной учет подлежат лица,
объявленные в федеральный розыск, транспортные средства, утраченное и выявленное
оружие и иное вооружение, похищенные и изъятые номерные вещи и документы,
похищенные предметы, имеющие культурную ценность.
Централизованный криминалистический
учет — это массив информации о лицах, предметах (следах) и веществах,
обладающих индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и
последующего использования для идентификации (установления тождества с
имеющимися аналогами).
Централизованному криминалистическому учету подлежат
лица, пропавшие без вести, лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту
сообщить данные о своей личности, а также неопознанные трупы. Данный вид учета
предназначен для идентификации личности.
Оперативный учет — это массив сведений, собираемых и
систематизируемых в автоматизированных банках данных, картотеках, делах в целях
обеспечения оперативно-розыскной деятельности оперативных
подразделений.
Помимо
этого, огромное значение имеет информационная система, ведущаяся подразделениями
оперативно-разыскной информации. Однако она используется прежде всего в
аналитическом обеспечении оперативно-розыскной деятельности и поэтому более
подробно будет рассмотрена в следующем параграфе.
Значительную роль в
раскрытии преступлений играют ведущиеся в экспертно-криминалистических
подразделениях экспертно-криминалистические
учеты.
Объектами экспертно-криминалистических учетов
являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие
индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для
закрепления и последующего использования в целях решения задач
оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной
постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о таких
объектах, как:
— следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест
преступлений;
— пули, гильзы и патроны со следами нарезного
ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и
преступлений;
— контрольные пули и гильзы утраченного служебного,
гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного
стрелкового оружия;
— самодельное (переделанное)
оружие;
— самодельные взрывные устройства и их
части;
— поддельные денежные билеты, бланки ценных бумаг и
бланки документов;
— поддельные монеты;
— следы подошв обуви;
— следы орудий взлома;
— следы протекторов шин транспортных
средств;
— субъективные портреты устанавливаемых и (или)
разыскиваемых лиц;
— микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных
покрытий, полимеров и металла);
— черепа неопознанных трупов, установить личность
которых иными способами не представляется
возможным.
Рассмотренные виды учетов органов внутренних дел содержат
значительный массив криминально значимой информации. Однако в процессе
осуществления оперативно-розыскной деятельности может быть полезной и другая
информация, сосредоточенная в учетах государственных и негосударственных
предприятий, учреждений и организаций.
На
региональном уровне можно пользоваться программным обеспечением АИС
подразделений по вопросам миграции, которая предназначена для регистрации и
учета иностранных граждан, прибывающих на территорию России (включая
дактилоскопические учеты вышеуказанной категории лиц), лиц без гражданства, а
также депортированных лиц.
Формирование и применение всевозможных учетов органов
внутренних дел, используемых в оперативно-розыскной деятельности, обусловлено
тем, что складывающаяся криминальная ситуация требует целенаправленного
использования возможностей АИПС и АБД в информационном обеспечении органов
внутренних дел.