§ 5. Проверочная закупка
Проверочная
закупка — это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в создании
оперативным подразделением ситуации, в которой под его оперативным
контролем возмездно приобретаются товары или предметы без цели потребления или
сбыта, а также услуги у лица (лиц), обоснованно подозреваемого в совершении
преступления, в целях получения информации о вероятной преступной
деятельности, а также решения иных задач оперативно-розыскной
деятельности.
Способ получения информации — возмездное
приобретение.
Объектом указанного мероприятия выступает лицо (лица), в
отношении которых имеется проверенная информация, дающая основания полагать, что
оно намеревается совершить либо уже совершило преступление (занимается сбытом
предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, похищенного имущества и
др.).
Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы,
как находящиеся в гражданском обороте, так и ограниченные в таком обороте
либоизъятые из него. В качестве наиболее
распространенных предметов проверочной закупки можно выделить следующие:
наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, яды; оружие,
боеприпасы, взрывчатые вещества и их компоненты; поддельные деньги и ценные
бумаги; драгоценные камни и драгоценные металлы; антиквариат и культурные
ценности; контрафактная алкогольная и табачная продукция и т. д.
В зависимости от исходной информации, а также тактических
задач проверочная закупка может проводиться в целях фиксации действий лиц,
обоснованно подозреваемых в сбыте предметов и веществ, изъятых из гражданского
оборота, для получения образцов для исследования, документирования фактов
противоправной деятельности, выявления организаторов и всех соучастников
незаконного оборота предметов и веществ и оказания незаконных услуг,
установления каналов их поступления, а также в целях задержания проверяемых лиц
с поличным.
Содержательная часть мероприятия весьма специфична и
состоит в легендированном приобретении у подозреваемого за деньги или иные
ценности товаров и услуг, которые он предлагает к реализации. Суть происходящих
действий заключается в том, что лицо, приобретающее товар либо услуги,
во-первых, скрывает свою принадлежность к правоохранительным органам,
представляясь обычным покупателем либо потребителем, которого интересуют
потребительские качества товара, во-вторых, скрывает истинные цели своей
покупки.
К наиболее распространенным основаниям проведения
оперативно-розыскного мероприятия можно отнести:
1. Ставшие известными органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого или
совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих,
совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела.
2. Наличие возбужденного уголовного дела и поручения
следователя по нему, адресованного оперативным работникам. Поручение должно
носить характер постановки общей задачи перед органом дознания о проведении
розыскных мероприятий, а орган дознания самостоятельно определяет мероприятия и
формы их проведения.
В части 5 ст. 6 Закона об
ОРД говорится, что «должностные лица органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия
в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь
должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными
специальными знаниями,
а также отдельных граждан с их согласия на гласной и
негласной основе». Из содержания этой нормы следует, что субъектами и
участниками рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия
являются:
а) оперативно-розыскные органы, их должностные лица,
непосредственно и лично организующие и осуществляющие проведение
оперативно-розыскных мероприятий;
б) специалисты и должностные лица, оказывающие помощь
оперативно-розыскным органам в организации и проведении оперативно-розыскного
мероприятия. К таковым относятся как должностные лица и специалисты, обладающие
научными, техническими и специальными знаниями, состоящие в штатах
правоохранительных органов, так и специалисты, выступающие сотрудниками
учреждений, организаций, предприятий, привлекаемые на время подготовки или
осуществления оперативно-розыскного
мероприятия.
Иные лица, содействующие оперативно-розыскным органам,
вправе оказывать такую помощь как на контрактной основе, так и без заключения
контракта.
Порядок проведения проверочной закупки.
Проверочная закупка предметов, свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен в соответствии со ст. 8
Закона об ОРД, проводится только на основании постановления,
утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником ОВД или его
заместителем — начальником полиции).
В зависимости от наличия права у проверяемых лиц на
совершение сделки купли-продажи проверочные закупки можно разделить на две
категории:
— закупки у лиц, имеющих право на совершение
гражданско-правовых сделок (продавцы предприятий торговли и общественного
питания и т. д.);
— закупки у лиц, владеющих продаваемыми предметами
незаконно.
Проверочная закупка считается завершенной после
фактической передачи товара (оказания услуги) и получения объектом средств
расчета. В зависимости от конкретных целей и в случае обнаружения явных
признаков преступления факт проведения мероприятия и его результат могут
оглашаться объекту оперативно-розыскного мероприятия. В этой ситуации в
присутствии незаинтересованных лиц объекту предлагается рассказать, где
находятся только что полученные им деньги, добровольно их выдать и дать
пояснения относительно произошедшего. Полученные объектом деньги изымаются на
основании ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД. Изъятию также подлежат вещи, предметы и документы,
указывающие на совершение лицом преступлений или подготовку к ним.
В случае недостаточности оснований для возбуждения
уголовного дела факт проведения проверочной закупки перед объектом
оперативно-розыскного мероприятия может не
расшифровываться.
Учитывая сложность и динамизм конкретных
оперативно-розыскных ситуаций, возникающих при проведении проверочной закупки, а
также обстоятельства, связанные с особенностями конкретного вида преступной
деятельности (например, тщательная маскировка преступной деятельности; действие
этническими или родственными группами; перепроверка лиц, пытающихся проникнуть в
среду занимающихся преступной деятельностью), в каждом случае проверочную
закупку необходимо досконально планировать. Поэтому после принятия решения о
проведении проверочной закупки сотрудникам оперативного подразделения следует
составить план ее осуществления. Проверочная закупка может сочетаться с другими
оперативно-розыскными мероприятиями — опросом, наблюдением, обследованием
помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств,
получением образцов для сравнительного исследования, прослушиванием телефонных
переговоров, контролируемой поставкой, оперативным экспериментом, оперативным
внедрением.
Действия «закупщика» и подготовка к ним зависят и от
места проведения проверочной закупки, в качестве которых могут выступать
общественные места (открытая местность), автотранспорт либо жилище, также может
применяться дистанционный способ совершения закупки с использованием средств
связи и электронных платежей. При подготовке или проведении проверочной закупки
запрещается осуществлять действия, в результате которых у проверяемого лица
может возникнуть умысел на совершение правонарушений. Подробнее данное положение
раскрыто в § 4 главы 5 настоящего
учебника.
Оформление
результатов проверочной закупки. По результатам проверочной закупки
оформляется акт. «Закупщик» составляет рапорт (если он сотрудник
правоохранительного органа) либо пишет заявление о добровольной выдаче
приобретенных предметов (если это лицо, оказывающее содействие). Процесс
добровольной выдачи приобретенных предметов должен происходить в присутствии не
менее двух незаинтересованных граждан, которые в последующем в уголовном
процессе смогут выступать в качестве свидетелей. Составляемые в процессе
мероприятия документы являются приложениями к акту.
Если для определения свойств приобретенных предметов
требуется наличие специальных знаний, то такие предметы незамедлительно
направляются на исследование в экспертно-криминалистическое подразделение.
Использование результатов проверочной закупки в уголовном
судопроизводстве становится возможным после их представления органу дознания,
следователю или в суд в установленном порядке. Для этого составленные в ходе ее
проведения документы по постановлению руководителя органа (подразделения),
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальника или его
заместителя), передаются уполномоченным должностным лицам (органам).