§ 5. Проверочная закупка

Проверочная закупка — это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в создании оперативным подразделением ситуации, в которой под его оперативным контролем возмездно приобретаются товары или предметы без цели потребления или сбыта, а также услуги у лица (лиц), обоснованно подозреваемого в совершении преступления, в целях получения информации о вероятной преступной деятельности, а также решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

Способ получения информации — возмездное приобретение.

Объектом указанного мероприятия выступает лицо (лица), в отношении которых имеется проверенная информация, дающая основания полагать, что оно намеревается совершить либо уже совершило преступление (занимается сбытом предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, похищенного имущества и др.).

Предметом проверочной закупки могут быть вещи и предметы, как находящиеся в гражданском обороте, так и ограниченные в таком обороте либоизъятые из него. В качестве наиболее распространенных предметов проверочной закупки можно выделить следующие: наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, яды; оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и их компоненты; поддельные деньги и ценные бумаги; драгоценные камни и драгоценные металлы; антиквариат и культурные ценности; контрафактная алкогольная и табачная продукция и т. д.

В зависимости от исходной информации, а также тактических задач проверочная закупка может проводиться в целях фиксации действий лиц, обоснованно подозреваемых в сбыте предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, для получения образцов для исследования, документирования фактов противоправной деятельности, выявления организаторов и всех соучастников незаконного оборота предметов и веществ и оказания незаконных услуг, установления каналов их поступления, а также в целях задержания проверяемых лиц с поличным.

Содержательная часть мероприятия весьма специфична и состоит в легендированном приобретении у подозреваемого за деньги или иные ценности товаров и услуг, которые он предлагает к реализации. Суть происходящих действий заключается в том, что лицо, приобретающее товар либо услуги, во-первых, скрывает свою принадлежность к правоохранительным органам, представляясь обычным покупателем либо потребителем, которого интересуют потребительские качества товара, во-вторых, скрывает истинные цели своей покупки.

К наиболее распространенным основаниям проведения оперативно-розыскного мероприятия можно отнести:

1. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

2. Наличие возбужденного уголовного дела и поручения следователя по нему, адресованного оперативным работникам. Поручение должно носить характер постановки общей задачи перед органом дознания о проведении розыскных мероприятий, а орган дознания самостоятельно определяет мероприятия и формы их проведения.

В части 5 ст. 6 Закона об ОРД говорится, что «должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями,
а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе». Из содержания этой нормы следует, что субъектами и участниками рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия являются:

а) оперативно-розыскные органы, их должностные лица, непосредственно и лично организующие и осуществляющие проведение оперативно-розыскных мероприятий;

б) специалисты и должностные лица, оказывающие помощь оперативно-розыскным органам в организации и проведении оперативно-розыскного мероприятия. К таковым относятся как должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и специальными знаниями, состоящие в штатах правоохранительных органов, так и специалисты, выступающие сотрудниками учреждений, организаций, предприятий, привлекаемые на время подготовки или осуществления  оперативно-розыскного мероприятия.

Иные лица, содействующие оперативно-розыскным органам, вправе оказывать такую помощь как на контрактной основе, так и без заключения контракта.

Порядок проведения проверочной закупки. Проверочная закупка предметов, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен в соответствии со ст. 8 Закона об ОРД, проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником ОВД или его заместителем — начальником полиции).

В зависимости от наличия права у проверяемых лиц на совершение сделки купли-продажи проверочные закупки можно разделить на две категории:

— закупки у лиц, имеющих право на совершение гражданско-правовых сделок (продавцы предприятий торговли и общественного питания и т. д.);

— закупки у лиц, владеющих продаваемыми предметами незаконно.

Проверочная закупка считается завершенной после фактической передачи товара (оказания услуги) и получения объектом средств расчета. В зависимости от конкретных целей и в случае обнаружения явных признаков преступления факт проведения мероприятия и его результат могут оглашаться объекту оперативно-розыскного мероприятия. В этой ситуации в присутствии незаинтересованных лиц объекту предлагается рассказать, где находятся только что полученные им деньги, добровольно их выдать и дать пояснения относительно произошедшего. Полученные объектом деньги изымаются на основании ч. 1 ст. 15 Закона об ОРД. Изъятию также подлежат вещи, предметы и документы, указывающие на совершение лицом преступлений или подготовку к ним.

В случае недостаточности оснований для возбуждения уголовного дела факт проведения проверочной закупки перед объектом оперативно-розыскного мероприятия может не расшифровываться.

Учитывая сложность и динамизм конкретных оперативно-розыскных ситуаций, возникающих при проведении проверочной закупки, а также обстоятельства, связанные с особенностями конкретного вида преступной деятельности (например, тщательная маскировка преступной деятельности; действие этническими или родственными группами; перепроверка лиц, пытающихся проникнуть в среду занимающихся преступной деятельностью), в каждом случае проверочную закупку необходимо досконально планировать. Поэтому после принятия решения о проведении проверочной закупки сотрудникам оперативного подразделения следует составить план ее осуществления. Проверочная закупка может сочетаться с другими оперативно-розыскными мероприятиями — опросом, наблюдением, обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, получением образцов для сравнительного исследования, прослушиванием телефонных переговоров, контролируемой поставкой, оперативным экспериментом, оперативным внедрением.

Действия «закупщика» и подготовка к ним зависят и от места проведения проверочной закупки, в качестве которых могут выступать общественные места (открытая местность), автотранспорт либо жилище, также может применяться дистанционный способ совершения закупки с использованием средств связи и электронных платежей. При подготовке или проведении проверочной закупки запрещается осуществлять действия, в результате которых у проверяемого лица может возникнуть умысел на совершение правонарушений. Подробнее данное положение раскрыто в § 4 главы 5 настоящего учебника.

Оформление результатов проверочной закупки. По результатам проверочной закупки оформляется акт. «Закупщик» составляет рапорт (если он сотрудник правоохранительного органа) либо пишет заявление о добровольной выдаче приобретенных предметов (если это лицо, оказывающее содействие). Процесс добровольной выдачи приобретенных предметов должен происходить в присутствии не менее двух незаинтересованных граждан, которые в последующем в уголовном процессе смогут выступать в качестве свидетелей. Составляемые в процессе мероприятия документы являются приложениями к акту.

Если для определения свойств приобретенных предметов требуется наличие специальных знаний, то такие предметы незамедлительно направляются на исследование в экспертно-криминалистическое подразделение.

Использование результатов проверочной закупки в уголовном судопроизводстве становится возможным после их представления органу дознания, следователю или в суд в установленном порядке. Для этого составленные в ходе ее проведения документы по постановлению руководителя органа (подразделения), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальника или его заместителя), передаются уполномоченным должностным лицам (органам).

 

 

st1.png                                                                           st1).png