§ 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Необходимость защиты сведений
об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обусловлена тем,
что в соответствии со ст. 2 Закона о
государственной тайне сведения в области оперативно-розыскной деятельности,
распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации,
составляют государственную тайну. В соответствии со ст. 5 указанного
закона государственную тайну составляют сведения в военной области; в области
экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в
области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной
деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области
обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении
мер государственной защиты.
Составляющими государственную
тайну в области оперативно-розыскной деятельности являются
сведения:
— о силах, средствах, об
источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и
деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой
деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные
сведения;
— о силах, средствах, об
источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению
безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер
государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти
данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об
указанных лицах;
— о лицах, сотрудничающих
или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность;
— об организации, о
силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной
охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные
раскрывают перечисленные сведения.
Закон об ОРД указанные
положения еще более детализирует. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12
к государственной тайне относятся
сведения:
— об используемых или
использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах,
средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной
деятельности;
— о лицах, внедренных в
организованные преступные группы;
— о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о
лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе;
— об организации и о
тактике проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Указанные сведения могут
составлять государственную тайну временно и подлежат рассекречиванию на
основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в случае
изменения объективных обстоятельств, в силу которых дальнейшая защита сведений
как составляющих государственную тайну является нецелесообразной. Данное
положение обосновано тем, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий
(например, проверочной закупки, оперативного внедрения и др.) режим секретности
и конспирации объективно необходим. Вместе с тем такая необходимость может быть
исключена в том случае, когда мероприятие уже проведено, а факт его проведения,
содержание действий и участники стали известны лицу, в отношении которого оно
проводилось.
Кроме того, не подлежат
отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения
прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами
государственной власти и их должностными лицами.
Предание гласности сведений о
лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о
лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе,
допускается только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных
федеральными законами. В то же время необходимо знать, что при совершении
указанными лицами преступления сведения о них могут быть представлены без их
согласия соответствующим прокурорам.
В
части 3
ст. 12
Закона об ОРД
содержится предписание, что судебное решение на право проведения
оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для
принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность. Данное положение продиктовано необходимостью
защиты государственной тайны, которая обеспечивается органами, осуществляющими
ОРД, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их
компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих
государственную тайну, возлагается на руководителей этих органов.
Однако данное положение не
означает запрета на приобщение копии такого решения к материалам уголовного
дела, в котором в качестве доказательств используются результаты
оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проводимых на основании судебных решений, должны представляться
органу дознания, следователю или в суд вместе с копиями этих судебных
решений.
В целях обеспечения защиты
сведений об органах, осуществляющих ОРД, ч. 4
ст. 12 Закона об ОРД предусматривает, что в порядке и случаях,
установленных указанным законом, оперативно-служебные документы, отражающие
результаты оперативно-розыскной деятельности,
представляются:
— суду
(судье);
— прокурору,
осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной
деятельности;
— следователю и органу
дознания, в производстве которых находится уголовное
дело;
— другим органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
К оперативно-служебным
документам, отражающим результаты оперативно-розыскной деятельности, относятся
заявления, объяснения, рапорты, справки, акты и иные документы, которые были
получены в результате оперативно-розыскной
деятельности.
— исполнения судебного
решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и
материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в его
производстве;
— исполнения требования
суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении
жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в
установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в
отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были
нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме
органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений
о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями
конспирации и исключающих возможность разглашения государственной
тайны;
— исполнения требования
суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его
производстве, и по указанным в ст. 15
Федерального закона от 29 апреля
2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в
хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны
страны и безопасности государства» судебным искам.
Оперативно-служебные документы
представляются уполномоченному прокурору при осуществлении им надзора за
соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. По требованию
указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя
дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий
с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную
документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок
проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Оперативно-служебные документы
представляются следователю и органу дознания, в производстве которых находится
уголовное дело, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего
ОРД.
Кроме того, указанные
документы могут представляться иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, в порядке взаимодействия, а также в рамках исполнения обязанности,
предусмотренной п. 4
ст. 14 Закона об ОРД,
предписывающей информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах
противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать
им необходимую помощь.
В статье 121 Закона
об ОРД установлен запрет на разглашение сведений об осуществлении
оперативно-розыскной деятельности. Так, сведения, содержащиеся в запросах,
направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления
оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению (за исключением
случаев, предусмотренных данной статьей), что указывается в соответствующем
запросе. Указанные сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения
должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и
только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если того требуют
служебные интересы. Запрет на предание гласности сведений об осуществлении
оперативно-розыскной деятельности не распространяется на сведения, которые: 1)
оглашены в открытом судебном заседании либо преданы гласности в ходе досудебного
производства с разрешения следователя, дознавателя; 2) изложены в заявлениях,
жалобах и иных документах при оспаривании решений или действий органов
(должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 3)
распространены органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,
следователем, дознавателем, прокурором или судом в средствах массовой
информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет или иным публичным
способом.