§ 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

 

Необходимость защиты сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обусловлена тем, что в соответствии со ст. 2 Закона о государственной тайне сведения в области оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, составляют государственную тайну. В соответствии со ст. 5 указанного закона государственную тайну составляют сведения в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Составляющими государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности являются сведения:

— о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

— о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

— о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

— об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения.

Закон об ОРД указанные положения еще более детализирует. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12 к государственной тайне относятся сведения:

— об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

— о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

— о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

— об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Указанные сведения могут составлять государственную тайну временно и подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в случае изменения объективных обстоятельств, в силу которых дальнейшая защита сведений как составляющих государственную тайну является нецелесообразной. Данное положение обосновано тем, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий (например, проверочной закупки, оперативного внедрения и др.) режим секретности и конспирации объективно необходим. Вместе с тем такая необходимость может быть исключена в том случае, когда мероприятие уже проведено, а факт его проведения, содержание действий и участники стали известны лицу, в отношении которого оно проводилось.

Кроме того, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается только с их письменного согласия и в случаях, предусмотренных федеральными законами. В то же время необходимо знать, что при совершении указанными лицами преступления сведения о них могут быть представлены без их согласия соответствующим прокурорам.

В части 3 ст. 12 Закона об ОРД содержится предписание, что судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Данное положение продиктовано необходимостью защиты государственной тайны, которая обеспечивается органами, осуществляющими ОРД, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, возлагается на руководителей этих органов.

Однако данное положение не означает запрета на приобщение копии такого решения к материалам уголовного дела, в котором в качестве доказательств используются результаты оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, результаты оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании судебных решений, должны представляться органу дознания, следователю или в суд вместе с копиями этих судебных решений.

В целях обеспечения защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД, ч. 4 ст. 12 Закона об ОРД предусматривает, что в порядке и случаях, установленных указанным законом, оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности, представляются:

— суду (судье);

— прокурору, осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности;

— следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело;

— другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

К оперативно-служебным документам, отражающим результаты оперативно-розыскной деятельности, относятся заявления, объяснения, рапорты, справки, акты и иные документы, которые были получены в результате оперативно-розыскной деятельности.

 Рассматриваемые документы представляются суду (судье) в случаях:

— исполнения судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в его производстве;

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам.

Оперативно-служебные документы представляются уполномоченному прокурору при осуществлении им надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-служебные документы представляются следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Кроме того, указанные документы могут представляться иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке взаимодействия, а также в рамках исполнения обязанности, предусмотренной п. 4 ст. 14 Закона об ОРД, предписывающей информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую помощь.

В статье 121 Закона об ОРД установлен запрет на разглашение сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Так, сведения, содержащиеся в запросах, направляемых гражданам и организациям в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, не подлежат разглашению (за исключением случаев, предусмотренных данной статьей), что указывается в соответствующем запросе. Указанные сведения могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только в том объеме, в каком им будет признано это допустимым, если того требуют служебные интересы. Запрет на предание гласности сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности не распространяется на сведения, которые: 1) оглашены в открытом судебном заседании либо преданы гласности в ходе досудебного производства с разрешения следователя, дознавателя; 2) изложены в заявлениях, жалобах и иных документах при оспаривании решений или действий органов (должностных лиц), осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; 3) распространены органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, следователем, дознавателем, прокурором или судом в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет или иным публичным способом.

 

 

st1.png                                                  st1).png