§ 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за органами внутренних дел,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является одной из гарантий,
обеспечивающих точное и единообразное исполнение законов на территории
Российской Федерации. Следует отметить, что это весьма специфический вид
деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет строго очерченный
законом круг субъектов — уполномоченные прокуроры, а объект и предмет надзора
отнесены законом к разряду государственной тайны.
Правовой основой определения предмета прокурорского
надзора в сфере ОРД являются законодательные, межведомственные и ведомственные
нормативные правовые акты, к которым прежде всего следует отнести Закон об ОРД и
Закон о прокуратуре.
В законодательстве и подзаконных нормативных правовых
актах используется несколько понятий:
— надзор за оперативно-розыскной деятельностью
(название ст. 21
Закона об ОРД);
— надзор за исполнением Закона об ОРД (ч. 1 ст. 21
Закона об ОРД; указание
Генпрокуратуры России № 215/69, МВД России № 1/7818 от
29 сентября 2008 г. «О порядке представления органами внутренних
дел оперативно-служебных документов в целях осуществления прокурорами надзора за
исполнением Федерального закона „Об оперативно-розыскной
деятельности“»);
— надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ст. 30
Закона о прокуратуре).
С тем чтобы определиться с исходной терминологией и
предметом прокурорского надзора в рассматриваемой сфере, обратимся к Закону о
прокуратуре. Согласно ст. 1 данного закона прокуратура Российской Федерации —
единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции
Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации.
Именно надзор за соблюдением Конституции РФ и
исполнением законов выступает базовой посылкой при определении предмета
прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Говоря о
прокурорском надзоре за оперативно-розыскной деятельностью, имеем в виду, прежде
всего, надзор за соблюдением Конституции РФ,
исполнением Закона об ОРД и других законов, регулирующих данный вид
деятельности. Таким образом, надзор за оперативно-розыскной деятельностью
является лишь видом надзора за исполнением законов.
Возникает вопрос о том, входит ли в предмет прокурорского
надзора соблюдение должностными лицами оперативных подразделений положений
ведомственных нормативных правовых актов. Они, как известно, законом не
являются. Прокурорские работники, осуществляя надзор за оперативно-розыскной
деятельностью, склонны расширительно толковать термин «закон». Так, в протестах
и представлениях прокурора часто можно встретить указания о нарушении или
невыполнении какого-либо пункта ведомственного нормативного акта МВД России.
Между тем под законом применительно к прокурорскому надзору за
оперативно-розыскной деятельностью следует понимать федеральные конституционные
и федеральные законы. Иное противоречило бы п. «о»
ст. 71 Конституции РФ. Таким образом, надзор за
исполнением ведомственных нормативных правовых актов МВД России в предмет
прокурорского надзора не входит. Этот вывод касается формально юридической
стороны прокурорского надзора за ОРД.
Уясняя содержательную сторону прокурорской проверки,
следует отметить, что вопросы, касающиеся организации, тактики, методов и
средств осуществления оперативно-розыскной деятельности, в предмет прокурорского
надзора не входят. Камнем преткновения служат понятия организации и тактики
оперативно-розыскной деятельности, которые прокурорами если и не игнорируются,
то трактуются весьма вольно. В частности, прокуроры считают вправе в
представлениях и протестах давать оценку количеству и содержанию версий,
выдвигаемых по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте
планирования, требовать проведения конкретных мероприятий. Между тем эти
компоненты являются составляющими организации и тактики оперативно-розыскной
деятельности. Таким образом, вопросы планирования не могут быть предметом
прокурорского надзора.
Не входят в предмет прокурорского надзора и вопросы
работы с лицами, оказывающими содействие органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность. Согласно ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД
сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных
негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной
основе, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласия
перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих привлечения их к уголовной
ответственности.
Под сведениями о данных лицах следует понимать любые
оперативно-служебные документы (учетно-регистрационная документация, сообщения,
записки, дела и др.), посредством анализа которых можно раскрыть установочные
данные лиц, оказывающих конфиденциальное содействие
полиции.
В заключение сформулируем некоторые
выводы.
1. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью
является лишь видом надзора за исполнением законов.
2. В предмет прокурорского надзора за
оперативно-розыскной деятельностью не входит проверка соблюдения требований
ведомственных нормативных правовых актов (это предмет ведомственного
контроля).
3. Организация,
тактика, методы и средства осуществления оперативно-розыскной деятельности в
предмет прокурорского надзора не входят.
4. Сведения о лицах, внедренных в организованные
преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим
органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с
письменного согласия указанных лиц.