§ 16. Получение компьютерной информации
В перечень оперативно-розыскных
мероприятий в конце 2016 г. было введено новое
мероприятие «получение
компьютерной
информации».
Получение компьютерной
информации — это негласное
оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое с использованием возможностей
оперативно-технических подразделений в
целях копирования или изъятия сведений, содержащихся на жестком диске
компьютера или на иных электронных носителях, соединенных с компьютером
каналом связи, для получения которых требуется
удаленный
доступ к
ним по информационно-коммуникационным сетям с
применением заблаговременно внедренных закладных устройств и (или) программных
компонентов, а также для получения которых необходим запрос
органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,
в информационную систему, где данная информация
хранится или обрабатывается.
Исходя из определения, данное мероприятие предусматривает
два способа получения компьютерной информации: путем удаленного доступа к ней по
информационно-коммуникационным сетям с применением заблаговременно внедренных в
компьютер закладных устройств и (или) программных компонентов и путем обращения
в специализированную информационную систему, в которой содержится такая
информация.
В последнем случае имеется в виду
запрос на информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки
голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных
сообщений пользователей услугами связи, на текстовые сообщения
пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-,
иные сообщения пользователей услугами связи, а также на информацию о фактах
приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного
текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей
сети Интернет, на текстовые сообщения,
голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные
электронные сообщения пользователей сети Интернет, обязанность
операторов хранить которые предусмотрена Федеральным законом «О внесении
изменений в Федеральный закон «„О противодействии терроризму“ и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия
терроризму и обеспечения общественной безопасности».
Законодатель решил, что данное
мероприятие не является «наведением справок» и закрепил возможность получения
информации из баз интернет-операторов путем проведения нового
ОРМ.
В связи
с этим представляет интерес отграничение получения компьютерной информации от
обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных
средств, снятия информации с технических каналов связи, наблюдения, из которых
оно и было выделено.
Рассмотрим, в каких случаях возможно применение
указанного ОРМ.
Новая
редакция ч. 4 ст. 6 Закона об ОРД
предписывает ОРМ, связанные с получением компьютерной информации, проводить с
использованием возможностей оперативно-технических подразделений. Если к
информации на компьютере и его периферийных устройствах имеется свободный
доступ, привлечение для ее получения возможностей оперативно-технических
подразделений не требуется, так как ее может гласно скопировать и изъять любой
пользователь. Помимо этого, в ходе проведения гласных оперативно-розыскных
мероприятий в качестве специалиста, как правило, используется лицо, не
являющееся сотрудником БСТМ, так как сведения о персональных данных последних
составляют государственную тайну. Таким образом, это ОРМ проводится только
негласно и в отношении информации, доступ к которой защищен какими-либо
программными или аппаратными средствами.
Кроме
того, следует различать компьютерную и так называемую сетевую информацию. К
компьютерной следует отнести ведения, содержащиеся на жестком диске компьютера,
его периферийных устройствах, а также в «облачных» хранилищах. Сетевую
информацию составляют сведения, которые циркулируют по
информационно-телекоммуникационным сетям, получаются путем снятия информации с
технических каналов связи и могут быть не привязаны к конкретному компьютеру.
Информация скачивается из сети, без осуществления виртуального или физического
доступа к компьютеру, и IP-адрес компьютера, с которого она была направлена или
которому адресована, в ряде случаев невозможно
установить.
Снятие информации с жесткого диска
компьютера и периферийных электронных устройств, соединенных с компьютером
каналом связи, путем удаленного доступа к компьютеру, а также получение
информации с удаленного сервера по информационно-телекоммуникационной сети
Интернет или локальным сетям в ведомственных нормативных правовых актах МВД
России до настоящего времени составляли
тактическую
форму ОРМ «обследование помещений,
зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», а в ряде
случаев — ОРМ «снятие информации с
технических каналов связи». Учитывая, что
указанные
действия
негласные,
их целью является получение информации именно из компьютера или с сервера,
для их осуществления требуется привлечение сил и средств оперативно-технических подразделений для обеспечения удаленного
доступа к компьютеру или удаленному серверу по сети Интернет или локальным
сетям,
их необходимо отнести к мероприятиям, решаемым с
помощью нового ОРМ.
Следует
определиться, необходимо ли для
проведения анализируемого ОРМ наличие решения суда. В части 2 ст. 8 Закона об
ОРД говорится,
что проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и при получении компьютерной информации, ограничивающих конституционные права
человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,
телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой
связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
судебного решения. Таким образом, если оперативно-розыскное мероприятие
осуществляется в целях получения информации, не затрагивающей перечисленные виды
тайны,
а также
если компьютер находится в организации, на предприятии и т. п. и доступ к нему
для внедрения закладных устройств и (или) программных компонентов возможен без
нарушения неприкосновенности жилища, то оно может проводиться и без судебного
решения.
При этом не имеет четкой правовой регламентации
процедура, связанная с необходимостью получения компьютерной информации,
составляющей государственную, служебную, коммерческую тайну, тайну, охраняемую
иным федеральным законом. Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г.
№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» предусматривает определенные
ограничения доступа к таким сведениям. В ней указано, что информация,
составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в
соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Для ознакомления с
ней, а при необходимости для ее копирования и изъятия требуется судебное
решение. Однако если сведения, составляющие служебную или профессиональную
тайну, содержатся в документе, то он имеет соответствующий гриф ограничения
допуска и зарегистрирован в журнале учета. Наличие же таких сведений в
компьютере невозможно проверить без ознакомления с содержащимися там файлами,
если только это не государственная или служебная тайна. В последних случаях
компьютеры с такой информацией находятся в режимных помещениях, и содержание в
них сведений ограниченного доступа имеет документальное подтверждение. Вместе с
тем если имеются данные о возможности нахождения в компьютере сведений такого
рода, получение судебного решения все же необходимо.
Порядок проведения и документальное оформление аналогичны
прослушиванию телефонных переговоров.