§ 7. Наблюдение

Наблюдение — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в визуальном и ином восприятии и фиксации значимых для решения задач оперативно-розыскной деятельности явлений, деяний, событий и процессов.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г.    № 862-О-О это оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой визуальное, электронное или комплексное слежение и контроль за поведением (действиями) лица, направленное на получение информации о признаках его преступной деятельности и другой информации, необходимой для решения задач ОРД.

Наблюдение можно условно разделить на простое, т. е. осуществляемое самостоятельно сотрудником оперативного подразделения, и сложное — с задействованием сотрудников специальных подразделений.

Наблюдение может быть физическим, когда информация воспринимается органами чувств человека, электронным, когда информация получается и фиксируется при помощи технических средств, и комплексным — при одновременном использовании органов чувств и технических средств.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение преступных действий объектов наблюдения;

— установление мест нахождения скрывшихся от следствия и суда лиц, а также осужденных, уклоняющихся от отбытия наказания;

— изучение образа жизни, поведения, привычек и наклонностей проверяемых лиц, маршрутов движения, выявление их связей, мест хранения похищенного имущества, возможного пользования тайниками, отправления почтовой и телеграфной корреспонденции, бандеролей, посылок;

— документирование отдельных действий объектов наблюдения и их связей с помощью видеосъемки, звукозаписи, фотографирования;

— обеспечение в дальнейшем эффективного проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

В процессе работы по предупреждению преступлений путем наблюдения можно собрать сведения о наличии или формировании преступных групп, их составе, намерениях, распределении в них ролей, а также имеющихся между членами групп противоречиях, которые могут быть использованы в мероприятиях по их разобщению, склонению к отказу от совершения преступлений или в иных оперативных целях, о подготавливаемых преступлениях и намеченных объектах преступного посягательства.

На стадии пресечения преступлений наблюдение дает возможность не допустить реализацию преступных намерений и действий в оконченное преступление, обеспечивает задержание преступников с поличным при совершении подготовительных действий или покушения на преступление.

При раскрытии преступлений и розыске преступников наблюдение позволяет обнаруживать последних и получать данные, имеющие значение для их разоблачения; изучать их образ жизни и поведение, привычки и наклонности в целях использования в оперативной работе; выявлять соучастников, с которыми наблюдаемые вступают в контакт, потерпевших, очевидцев преступления и иных лиц, располагающих информацией, представляющей оперативный интерес, а также устанавливать притоны, места концентрации правонарушителей и сбыта похищенного; обнаруживать предметы и документы, которые могут быть вещественными доказательствами; обеспечивать возмещение причиненного преступниками материального ущерба путем выявления тайников, иных мест хранения и сбыта вещей и ценностей, нажитых преступным путем, получения данных о намерениях или действиях по сокрытию подлежащего описи и конфискации имущества; устанавливать места нахождения разыскиваемых преступников, способствовать их задержанию; фиксировать отдельные эпизоды преступной деятельности наблюдаемых лиц и их связей с помощью негласного фотографирования, киносъемки, видеозаписи, а также других технических средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде.

Объектами наблюдения могут быть:

— лица, в отношении которых имеется информация о подготовке или совершении ими преступлений;

— лица, располагающие сведениями о готовящихся, совершаемых, совершенных преступлениях или имеющие связь с преступниками;

— родственники или знакомые разыскиваемого преступника, если есть основания полагать, что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить данные о месте его нахождения;

— места концентрации лиц, которые подозреваются в преступной деятельности;

— места хранения орудий преступлений и похищенного имущества;

— места возможного появления разыскиваемых лиц;

— места возможного совершения преступлений.

В отношении простого наблюдения не требуется составления постановления на его проведение и утверждения его у руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Решение на его применение принимает сотрудник оперативного подразделения. Наблюдение, ограничивающее конституционное право на неприкосновенность жилища (наблюдение в жилых помещениях), допускается только на основании судебного решения.

В ходе наблюдения лицо, на которое оно направлено, может вести телефонные переговоры. Как было отмечено в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 г. № 268-О и от 21 октября 2008 г. № 862-О-О при проведении ОРМ «наблюдение» получать дополнительно санкцию суда не требуется, так как это ОРМ представляет собой контроль и слежение за поведением (действиями) лица и не предполагает одновременного проведения ОРМ «прослушивание телефонных переговоров» и не связано с ограничением права на тайну телефонных переговоров.

Оформление результатов наблюдения. Результаты наблюдения, проводившегося лично оперативным сотрудником либо по его поручению другими сотрудниками органов внутренних дел, оформляются рапортом. Данные документы могут быть использованы как в оперативных целях, так и в процессе доказывания в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Наблюдение, которое осуществлялось сотрудниками специальных подразделений, оформляется в установленном порядке. К составляемым документам могут приобщаться носители зафиксированной информации, которые также могут быть использованы в процессе доказывания по уголовному делу.

В случае привлечения к наблюдению граждан, когда они согласны стать участниками уголовного процесса, его результаты оформляются объяснениями от данных лиц, затем приобщаемыми к материалам уголовного дела. Лицо, проводившее наблюдение, может быть допрошено по уголовному делу в качестве свидетеля. Согласно ч. 2 ст. 12 Закона Об ОРД предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

st1.png                                                                           st1).png