§ 3. Акты прокурорского надзора и порядок реагирования оперативных подразделений при их получении
В Законе о прокуратуре термин «акт прокурорского надзора
(реагирования)» не употребляется. Что же касается теории и практики
прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, то чаще всего под
ним понимается правовой акт прокурора, направленный должностному лицу по поводу
нарушения закона с требованием принять определенные меры. Таким образом, акт прокурорского надзора — это акт
индивидуального действия, который, во-первых, адресован конкретному должностному
лицу полиции или органу (подразделению), во-вторых, вынесен прокурором в связи с
выявленным им нарушением закона, в-третьих, содержит требования по устранению
выявленных нарушений закона.
К актам прокурорского надзора за оперативно-розыскной
деятельностью относятся протест, представление, постановление.
Протест
прокурора. Порядок принесения протеста урегулирован ст. 23 Закона о прокуратуре, в соответствии
с которой прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону
правовой акт в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, либо в
вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в
порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Под правовыми актами следует понимать нормативные и
ненормативные правовые акты. Прокурор может опротестовать как нормативный, так и
ненормативный правовой акт.
Протест по правовым актам оперативно-розыскной
деятельности может быть принесен только уполномоченным прокурором (заместителем
прокурора). Помощник прокурора не обладает правом принесения протестов, хотя
фактически данные должностные лица осуществляют надзор за оперативно-розыскной
деятельностью и готовят тексты протестов.
При надзоре за ОРД прокурор может выбрать альтернативный
вариант принесения протеста: должностному лицу (в орган полиции), вышестоящему
должностному лицу (вышестоящий орган) либо обратиться в суд. Это право остается
за прокурором. Досудебный протест не является обязательным условием последующего
обращения прокурора в суд. Чаще всего прокурор приносит протест в орган полиции
(отдел, управление), принявший правовой акт, например, постановление о
проведении оперативно-розыскного мероприятия или заведении дела оперативного
учета. Если протест прокурора не удовлетворяется, то, как правило, прокуроры
направляют в тот же орган повторные протесты или письма с требованием
удовлетворить протест. Что касается обращения прокурора в суд, то такая практика
не носит распространенного характера. Это объясняется тем, что прокуроры
предпочитают методы административного давления на органы полиции.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее
чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных
обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор
вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах
рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. Нужно
заметить, что протест не обладает абсолютной юридической силой. Он не отменяет и
не приостанавливает действия опротестованного правового акта. Закон лишь требует
рассмотреть протест не позднее десяти дней. В течение этого времени письменно
сообщается прокурору о результатах рассмотрения протеста. Если требования,
содержащиеся в протесте, не удовлетворяются, то прокурору направляется
мотивированный ответ.
Что касается отзыва прокурором протеста, то здесь нужно
учитывать следующее:
1) протест может быть отозван только до его
рассмотрения;
2) закон допускает отзыв протеста исключительно
прокурором, принесшим его (вышестоящий прокурор не может отозвать протест
нижестоящего);
3) ввиду того что отзыв протеста считается серьезным
просчетом в работе прокурора, это происходит крайне редко.
Часто в протестах содержится требование привлечения
сотрудников оперативных подразделений полиции к дисциплинарной ответственности
за допущенные, по мнению прокурора, нарушения. Такое требование в протестах
представляется неуместным. Дело в том, что назначение протеста как акта
прокурорского реагирования на нарушение закона состоит в опротестовании и
последующей отмене противоречащего Конституции РФ и закону правового акта.
Привлечение оперативных сотрудников к дисциплинарной ответственности лежит вне
юрисдикции протеста.
Представление прокурора. Статья 24 Закона о прокуратуре закрепляет порядок направления прокурором представления. Согласно ч. 1 данной статьи представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Представление, как и протест, не обладает абсолютной правовой силой. Закон говорит лишь о безотлагательном рассмотрении и принятии в течение месяца мер по устранению допущенных нарушений закона. Если руководитель полиции или иное должностное лицо, которому направлено представление, сочтет изложенные в нем требования чрезмерными или незаконными, то он об этом должен письменно сообщить прокурору.
Постановление прокурора. Статья 25
Закона о прокуратуре
гласит, что прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом,
выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об
административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении
производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению
уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный
законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в
письменной форме.
Иногда прокуроры
пытаются привлечь сотрудников оперативных подразделений либо руководителей
полиции к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ
(Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или
должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном
правонарушении) за отказ от выполнения или промедление с выполнением требований
прокурора, содержащихся в протестах и представлениях. Такое постановление для
рассмотрения дела направляется в соответствии со ст. 23.1
КоАП РФ мировому судье.
Подобная ситуация является типичной, однако судебная практика в этой части
весьма противоречива.
Более взвешенной и формирующей общий подход к возможности
вынесения прокурором постановлений о привлечении должностных лиц
правоохранительных органов к административной ответственности по ст. 17.7
КоАП РФ является правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации,
изложенная в постановлении от 26 октября 2005
г. № 25-Ад05-4. Относительно ситуации с попыткой привлечения
прокурором к административной ответственности следователя, не выполнившего его
указания по уголовному делу, Верховный Суд Российской Федерации высказал
следующие суждения: «В силу статей 1, 30 Федерального закона „О прокуратуре в
Российской Федерации“ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими
оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,
представляет собой самостоятельный вид прокурорского надзора, а полномочия
прокурора при осуществлении данного надзора устанавливаются
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими
федеральными законами, регулирующими соответствующие виды
деятельности.
Таким образом,
взаимоотношения между следователем и прокурором при осуществлении такого надзора
регулируются отдельными специально предусмотренными нормами законодательства
Российской Федерации, а не положениями КоАП РФ. Поэтому следователь, проводивший
расследование по уголовному делу и не выполнивший письменных указаний прокурора
по данному уголовному делу, не может быть привлечен к административной
ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ».
Полагаем, изложенную
правовую позицию необходимо распространять и на оценку действий должностных лиц,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В частности, не могут быть
признаны законными постановления прокурора о возбуждении производства об
административном правонарушении по ст.
17.7 КоАП РФ в отношении сотрудников оперативных подразделений,
отказавшихся выполнять требования прокурора, например, об отмене постановлений о
заведении дел оперативного учета, проведении оперативно-розыскных мероприятий и
т. п.