§ 1. Подразделения и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
Субъекты оперативно-розыскной
деятельности — это должностные лица оперативных подразделений органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, наделенные полномочиями на ее
организацию и осуществление и несущие за это ответственность. В статье
13 Закона
об ОРД субъекты именуются «органами, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность». На территории Российской Федерации право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность предоставляется наряду с другими оперативным
подразделениям органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД).
В части 3 ст. 13
Закона
об ОРД закреплено, что руководители указанных органов определяют перечень
оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную
деятельность, их полномочия, структуру и организацию
работы.
К оперативным подразделениям ОВД, которые осуществляют
оперативно-розыскную деятельность в полном объеме и наделены полномочиями по
применению всех сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности,
относятся:
— подразделения уголовного
розыска;
— подразделения по контролю за оборотом
наркотиков;
— подразделения экономической безопасности и
противодействия коррупции;
— подразделения собственной
безопасности;
— подразделения по противодействию
экстремизму;
— подразделения по борьбе с преступными
посягательствами на грузы;
— подразделения по обеспечению безопасности лиц,
подлежащих государственной защите;
— оперативно-поисковые
подразделения;
— подразделения специальных технических
мероприятий;
— межрегиональные оперативно-розыскные подразделения
территориальных органов МВД России на окружном
уровне.
Подразделения по обеспечению взаимодействия с
правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной
организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола
также относятся к подразделениям ОВД, однако сотрудники таких подразделений
осуществляют оперативно-розыскную деятельность не в полном объеме, т. е. они
применяют не все силы, средства и методы оперативно-розыскной деятельности,
проводят некоторые оперативно-розыскные
мероприятия.
В зависимости от направлений деятельности и специализации
перечисленные выше оперативные подразделения ОВД выполняют различные задачи.
Так, к основным задачам подразделений уголовного розыска относятся:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений общеуголовной
направленности; выявление и установление лиц, подготавливающих, совершающих или
совершивших преступления; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, розыск без вести пропавших лиц; установление
личности по неопознанным трупам.
Подразделения
по контролю за оборотом наркотиков
решают задачи выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или
их аналогов; организацией либо содержанием притонов для потребления
наркотических средств или психотропных веществ; незаконной выдачей либо
подделкой рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических
средств или психотропных веществ; незаконным оборотом сильнодействующих или
ядовитых веществ либо оборудования для их изготовления или переработки;
нарушением правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска,
перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это
повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного
вреда.
На подразделения
экономической безопасности и противодействия коррупции возложены задачи по
выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере
экономики, а также против интересов государственной власти, совершаемых в
федеральных органах государственной власти; организации и проведению
профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм
собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных
условий для развития предпринимательства и инвестиционной
деятельности.
Подразделения
собственной безопасности
выявляют коррумпированных сотрудников в органах внутренних дел, предпринимают
меры по защите сотрудников от преступных посягательств, а также членов их семей
и имущества.
Подразделения
по противодействию экстремизму
осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений
экстремистской направленности.
Подразделения
по борьбе с преступными посягательствами на грузы
функционируют в органах внутренних дел на транспорте. Основными задачами ПБППГ
являются борьба с кражами грузов из подвижного состава и складских объектов, а
также замаскированными хищениями грузов.
Подразделения
по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной
защите,
применяют меры безопасности в целях защиты жизни, здоровья и имущества
потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства,
подлежащих государственной защите.
Оперативно-поисковые
подразделения и подразделения специальных технических
мероприятий
проводят основанные на использовании негласных методов и средств соответственно
оперативно-поисковые и специальные технические мероприятия в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления
лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществления розыска
лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести
пропавших; обеспечения собственной безопасности.
Межрегиональные
оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД России на
окружном уровне
занимаются координацией деятельности нижестоящих оперативных подразделений
органов внутренних дел, а также раскрытием преступлений, имеющих межрегиональный
характер. В настоящее время действуют только в Северо-Кавказском федеральном
округе.
Подразделения
по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных
государств
— членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным
секретариатом Интерпола осуществляют проведение по запросам международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств таких оперативно-розыскных мероприятий, как опрос, наведение справок,
отождествление личности.
В
оперативных подразделениях ОВД работают должностные лица,
к которым относятся
сотрудники оперативных подразделений и их руководители. Сотрудниками
оперативных подразделений являются младшие оперуполномоченные,
оперуполномоченные и старшие оперуполномоченные. Руководители оперативных
подразделений делятся на непосредственных и прямых. Прямые руководители
(начальники) сотрудника — это руководители (начальники), которым он
подчинен по службе, в том числе временно; ближайший к сотруднику прямой
руководитель (начальник) является его непосредственным руководителем
(начальником). Отдельную группу должностных лиц составляют штатные негласные
сотрудники, которые работают в особом режиме конспирации. Все должностные
лица оперативных подразделений состоят в штатах органов внутренних дел и имеют
специальные звания. Для выполнения возложенных на них задач штатные гласные
сотрудники оперативных подразделений ОВД в соответствии с законодательными и
ведомственными нормативными актами наделены следующими компетенциями:
оперативно-розыскной; административно-правовой; уголовно-процессуальной. При
этом под компетенцией нужно понимать совокупность юридически установленных
полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или
должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов.
Оперативно-розыскные полномочия, права и обязанности сотрудников оперативных
подразделений закреплены в ст. ст.
14 и
15 Закона
об ОРД.
Сотрудники
оперативных подразделений являются представителями власти и наделены
определенными административными полномочиями, которые применяются в отношении
граждан. Так, в соответствии со ст.
13
Закона
о полиции они вправе:
— требовать от граждан и должностных лиц прекращения
противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности
государственных и муниципальных органов;
— проверять документы, удостоверяющие личность
граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении
преступления или полагать, что они находятся в
розыске;
— беспрепятственно по предъявлении служебного
удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися
в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи
с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений
и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях,
о происшествиях знакомиться с необходимыми документами и материалами,
в том числе с персональными данными граждан, имеющих отношение
к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных
правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях,
об административных правонарушениях, о
происшествиях;
— требовать от граждан (групп граждан) покинуть
место совершения преступления, административного правонарушения, место
происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий,
оперативно-розыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения
преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для
сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия,
для обеспечения безопасности граждан;
— доставлять граждан, т. е. осуществлять их
принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или
подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное
помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности
решения данного вопроса на месте), установления личности гражданина, если
имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов
дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного
наказания, либо как пропавший без вести;
— осуществлять в порядке, установленном
законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан,
досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств при
наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы,
патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические
средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или
радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при
отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и
др.
В
то же время сотрудники оперативных подразделений в соответствии со ст.
12 Закона
о полиции должны выполнять следующие обязанности:
— принимать и регистрировать (в том числе в
электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных
правонарушениях, о происшествиях;
— прибывать незамедлительно на место совершения
преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать
противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной
безопасности, документировать обстоятельства совершения
преступления;
— выявлять причины преступлений и административных
правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах
своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение
совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую
работу и др.
Сотрудники оперативных подразделений обладают
полномочиями по применению государственно-принудительных мер, направленных на
предупреждение и пресечение противоправных деяний. Мерами предупреждения
являются проверка документов, досмотр, привод и официальное предостережение. К
мерам пресечения относятся следующие средства и методы принудительного
воздействия: требование о прекращении правонарушения, физическое воздействие на
правонарушителей, их доставление и задержание, изъятие вещей и документов,
крайней мерой выступает применение оружия.
Уголовно-процессуальная
компетенция определена Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.
40
УПК РФ оперативные подразделения ОВД являются органами дознания, на них
возлагается обязанность дознания по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно, а также выполнение неотложных
следственных действий по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно.
Оперативно-розыскная, административно-правовая и
уголовно-процессуальная компетенции сотрудников оперативных подразделений ОВД
корректируются его специализацией.
Существуют следующие виды специализаций:
— зональная
(территориальная);
— линейная;
— объектово-отраслевая;
— функциональная.
Сущность зональной специализации состоит в
том, что на сотрудника оперативного подразделения возлагается обязанность
организовывать и осуществлять оперативно-розыскную деятельность на определенной
территории (оперативной зоне).
Линейная
специализация
— это организация работы по предупреждению и раскрытию определенных видов
преступлений, например против личности, краж чужого имущества и т.
д.
Объектово-отраслевая
специализация
характерна для подразделений ЭБиПК. Ее сущность состоит в том, что организация и
осуществление работы по выявлению и раскрытию отдельных видов преступлений на
предприятиях определенной отрасли или на отдельных крупных объектах поручаются
одному или нескольким сотрудникам оперативных
подразделений.
Функциональная
специализация
выражается
в том, что сотрудник оперативного подразделения выполняет одну из функций,
отнесенных к компетенции оперативного подразделения (например, розыскную
работу).
К сотрудникам оперативных подразделений предъявляются
определенные требования, такие как идеологические, правовые, профессиональные,
морально-этические, волевые.
На
сотрудников оперативных подразделений распространяются гарантии социальной и
правовой защиты, закрепленные в ст.
16
Закона
об ОРД, где, в частности, говорится, что в ходе проведения
оперативно-розыскных мероприятий сотрудники оперативных подразделений
подчиняются только непосредственному и прямому начальнику; никто не вправе
вмешиваться в законные действия сотрудников оперативных подразделений,
за исключением лиц, уполномоченных на то данным Федеральным законом; при
получении приказа, противоречащего закону, сотрудники оперативных подразделений,
обязаны руководствоваться законом; при защите жизни и здоровья граждан, их
конституционных прав и интересов допускается вынужденное причинение вреда
сотрудниками оперативных подразделений при правомерном выполнении служебного или
общественного долга; время выполнения специальных заданий в организованных
преступных группах и время их службы в должностях штатных негласных
сотрудников подлежит зачету в выслугу лет; органы государственной власти и
органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные виды
социальной защиты для сотрудников оперативных
подразделений.
Таким образом, субъекты оперативно-розыскной деятельности
органов внутренних дел — это должностные лица оперативных подразделений
системы МВД России, выполняющие конкретные задачи борьбы с преступностью, для
решения которых они наделены соответствующими полномочиями. На должностных
лиц оперативных подразделений органов внутренних дел распространяются гарантии
правовой и социальной защиты.