§ 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Ведомственный
контроль является управленческой функцией руководителей органов внутренних дел,
оперативных подразделений и иных уполномоченных лиц за законностью и
эффективностью действий должностных лиц оперативных подразделений, реализующих
цели и задачи ОРД.
В
обыденной жизни понятия «контроль» и «надзор» употребляются как синонимы. Однако
понятие контроля шире понятия надзора. Надзор, как правило, касается соблюдения
Конституции Российской Федерации и исполнения законов. И именно так будем его
понимать в рамках данной главы. Когда же речь идет о контроле, то соблюдение
законов выступает всего лишь одной, хотя и наиболее значимой задачей. Наряду с
ней контроль преследует цель определения целесообразности, своевременности,
тактической обоснованности, эффективности проверяемой деятельности, правильности
оформления документов и др.
Ведомственный
контроль осуществляется как в ходе повседневной оперативно-служебной
деятельности, так и при плановых проверках, а его предметом являются законность
оперативно-розыскной деятельности, соблюдение прав и свобод граждан,
эффективность решения задач ОРД и применения сил и средств, обеспечение
конспирации и режима секретности, а также эффективности расходования денежных
средств.
Ведомственный
контроль за ОРД ОВД организуют руководители ОВД и иные уполномоченные
должностные лица на основании Закона об ОРД и ведомственных нормативных правовых
актов.
В
порядке контроля наделенные правом его осуществления должностные лица изучают
оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие
основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и
принимают по ним решения.
Руководители,
правомочные на осуществление ОРД, имеют право:
— давать
указания о проведении работы по осуществлению оперативной
проверки;
— утверждать
заведение ДОУ, дел накопительно-наблюдательного производства, контролировать
сроки, порядок, полноту их ведения, проверять обоснованность их заведения и
прекращения;
— утверждать
постановления о проведении ОРМ и соответствующие планы, в установленном порядке
направлять задания на проведение ОРМ другими оперативными
подразделениями;
— выступать
с ходатайством о проведении ОРМ;
— разрешать
выдачу денежных средств на подготовку и (или) проведение ОРМ и иные расходы,
предусмотренные нормативными правовыми актами;
— заслушивать
подчиненных сотрудников, давать обязательные для них
указания;
— заключать
с лицами контракты о сотрудничестве в соответствии с действующими нормативными
правовыми актами;
— рассматривать
и анализировать оперативную информацию и давать указания о ее
проверке;
— давать
указания о возобновлении работы по прекращенным ДОУ в случае выявления
обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований и целесообразности
проведения ОРМ по ним;
— назначать служебную проверку в
установленном порядке при
выявлении фактов нарушения законности, правил конспирации, разглашения сведений
ограниченного распространения, допущенных в ходе ОРД, по результатам которой
принимаются соответствующие меры.
Руководитель, правомочный на осуществление ОРД, ежеквартально анализирует состояние работы с лицами, оказывающими содействие оперативным подразделениям и сотрудничающими с ними на конфиденциальной основе, оценивает результаты и принимает конкретные меры по повышению ее эффективности.