§ 1. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за
органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность,
является одной из гарантий, обеспечивающих точное и единообразное исполнение
законов на территории Российской Федерации. Следует отметить, что это весьма
специфический вид деятельности органов прокуратуры, поскольку его осуществляет
строго очерченный законом круг субъектов — уполномоченные прокуроры, а объект и
предмет надзора отнесены законом к разряду государственной
тайны.
Правовой основой
определения предмета прокурорского надзора в сфере ОРД являются законодательные,
межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты, к которым прежде
всего следует отнести Закон об ОРД и Закон о прокуратуре.
В законодательстве и
подзаконных нормативных правовых актах используется несколько
понятий:
— надзор за
оперативно-розыскной деятельностью (название статьи 21
Закона об ОРД);
— надзор за
исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ч. 1 ст.
21 Закона об ОРД; Указание
Генпрокуратуры РФ № 215/69, МВД РФ № 1/7818 от 29 сентября 2008 г.
«О порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных
документов в целях осуществления прокурорами надзора за исполнением Федерального
закона „Об оперативно-розыскной
деятельности“»);
— надзор за
исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
(ст. 30 Закона о
прокуратуре).
Чтобы определиться с
исходной терминологией и предметом прокурорского надзора в рассматриваемой
сфере, обратимся к Закону о прокуратуре. Согласно ст. 1 данного закона
прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система
органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской Федерации.
Именно надзор за
соблюдением Конституции РФ и исполнением законов выступает базовой посылкой
при определении предмета прокурорского надзора за оперативно-розыскной
деятельностью. Говоря о прокурорском надзоре за оперативно-розыскной
деятельностью, имеем в виду, прежде всего, надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением Закона об ОРД и других законов,
регулирующих данный вид деятельности. Таким образом, надзор за
оперативно-розыскной деятельностью является лишь видом надзора за исполнением
законов.
Возникает вопрос о том,
входит ли в предмет прокурорского надзора соблюдение должностными лицами
оперативных подразделений положений ведомственных нормативных правовых актов.
Они, как известно, законом не являются. Прокурорские работники, осуществляя
надзор за оперативно-розыскной деятельностью, склонны расширительно понимать
термин «закон». Так, в протестах и представлениях прокурора часто можно
встретить указания о нарушении или невыполнении какого-либо пункта
ведомственного нормативного акта МВД России. Между тем под законом применительно
к прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью следует понимать
федеральные конституционные и федеральные законы. Иное противоречило бы пункту
«о» ст. 71 Конституции РФ. Таким образом, надзор
за исполнением ведомственных нормативных правовых актов МВД России в предмет
прокурорского надзора не входит. Этот вывод касается формально юридической
стороны прокурорского надзора за ОРД.
Уясняя содержательную
сторону прокурорской проверки, следует отметить, что вопросы, касающиеся
организации, тактики, методов и средств осуществления оперативно-розыскной
деятельности, в предмет прокурорского надзора не входят. Камнем преткновения
служат понятия организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, которые
прокурорами если и не игнорируются, то трактуются весьма вольно.
В частности, прокуроры считают вправе в представлениях и протестах давать
оценку количеству и содержанию версий, выдвигаемых по делам оперативного учета,
высказывать суждения о полноте планирования, требовать проведения конкретных
мероприятий. Между тем эти компоненты являются составляющими организации и
тактики оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, вопросы планирования
не могут быть предметом прокурорского надзора.
Не входят в предмет
прокурорского надзора и вопросы работы с лицами, оказывающими содействие
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Согласно ч. 3
ст. 21 Закона ор ОРД сведения о лицах, внедренных в организованные преступные
группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим
органам на конфиденциальной основе, представляются соответствующим прокурорам
только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев,
требующих привлечения их к уголовной
ответственности.
Под сведениями о данных
лицах следует понимать любые оперативно-служебные документы
(учетно-регистрационная документация, сообщения, записки, дела и др.),
посредством анализа которых можно раскрыть установочные данные лиц, оказывающих
конфиденциально содействие полиции.
В заключении раздела
сформулируем следующие выводы.
1. Надзор за
оперативно-розыскной деятельностью является лишь видом надзора за исполнением
законов.
2. В предмет
прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью не входит проверка
соблюдения требований ведомственных нормативных правовых актов (это предмет
ведомственного контроля).
3. Организация, тактика, методы и средства
осуществления оперативно-розыскной деятельности в предмет прокурорского надзора
не входят.
4. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются прокурорам только с письменного согласия указанных лиц.