§ 1. Понятие оперативно-розыскного мероприятия
Оперативно-розыскная
деятельность, как указано в ст. 1 Закона об ОРД, осуществляется посредством
проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые составляют ее основное
содержание. Поэтому представляется весьма важным определить понятие и содержание
этой правовой категории.
Законодатель
не сформулировал определения оперативно-розыскных мероприятий, поэтому в учебной
и научной литературе можно обнаружить большое количество определений ОРМ,
которые порой весьма существенно отличаются друг от друга. Анализ встречающихся
в учебных изданиях дефиниций и использование логических правил построения
понятий позволяет определить оперативно-розыскное мероприятие как закрепленный в законе
структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы
действий разведывательно-поискового характера, направленных на решение
конкретных тактических задач.
В
данном определении нашли отражение наиболее существенные признаки, раскрывающие
сущность ОРМ и позволяющие отграничивать их от смежных понятий и категорий,
используемых в теории и практике ОРД. Краткая характеристика этих признаков
сводится к следующему.
Во-первых,
оперативно-розыскные мероприятия являются одним из составных структурных
элементов оперативно-розыскной деятельности, которые в совокупности составляют
ее содержание. Как предварительное расследование проводится посредством
следственных действий, так и ОРД осуществляется путем проведения
оперативно-розыскных мероприятий. ОРМ могут осуществляться в рамках только этого
вида государственной правоохранительной деятельности.
Во-вторых,
оперативно-розыскные мероприятия имеют законодательное закрепление в ст. 6 Закона об ОРД, где приведен их перечень,
включающий 15 наименований. Любое изменение или дополнение этого перечня может
осуществляться только федеральным законом. Таким образом, следует учитывать, что
ОРМ — это категория правовая, в отличие от используемых в теории и практике ОРД
таких понятий, как оперативно-розыскные действия, меры, методы и
др.
В-третьих,
ОРМ осуществляются посредством конкретных практических действий (познавательных
приемов) субъектов ОРД, объединенных в единую систему, а потому организованных и
управляемых. В разных мероприятиях количество составляющих их действий будет
различным. В одних случаях (например, при проведении опроса) это может быть
обычное обращение с вопросами к человеку, располагающему интересующей
оперативного сотрудника информацией, в других (например, при проведении
оперативного эксперимента) — целая система целенаправленных действий оперативных
сотрудников по моделированию обстановки, в которой проявляются преступные
намерения правонарушителей, и контролю происходящих в этой обстановке событий.
В-четвертых,
оперативно-розыскные мероприятия имеют, прежде всего, разведывательно-поисковую
направленность, т. е. нацелены на получение неизвестной ранее и необходимой для
решения задач ОРД информации о криминальных событиях и причастных к ним
лицах.
В-пятых,
с помощью ОРМ решаются конкретные тактические задачи, которые в совокупности
позволяют решить задачи ОРД в целом. Так, для выполнения задачи раскрытия
преступлений необходимо решить целый ряд промежуточных задач тактического
характера, направленных на установление подозреваемых лиц, изучение их образа
жизни, установление содержания ведущихся проверяемыми телефонных переговоров,
обнаружение мест хранения похищенного имущества и т. д. Тактические задачи,
возникающие в процессе осуществления ОРД, могут быть весьма многообразными,
поскольку обусловлены складывающейся ситуацией и имеющейся исходной
информацией.
Каждое
оперативно-розыскное мероприятие, как всякое организованное действие, имеет свою
структуру, которая состоит из взаимосвязанных элементов. Во всех
оперативно-розыскных мероприятиях можно выделить пять основных элементов: 1)
объект, 2) цель, 3) содержательная часть, 4) субъект, 5) организационное и
техническое обеспечение.
Нетрудно
обнаружить, что отдельные элементы его структуры одновременно выступают в
качестве отмеченных выше признаков ОРМ.
Объектом
ОРМ выступает то, на что направлено конкретное оперативно-розыскное мероприятие,
в отношении кого или чего при его проведении осуществляется сбор
оперативно-розыскной информации. К числу объектов ОРМ, прежде всего, относятся
лица, подготавливающие, совершающие или совершившие преступления, а также
граждане, скрывающиеся от органов следствия и суда, уклоняющиеся от уголовного
наказания и лица, без вести пропавшие. Кроме того, к основным объектам ОРМ можно
отнести места совершения преступлений, сбыта похищенного и концентрации
криминального контингента (криминогенные объекты), а также хозяйственные
предприятия и коммерческие организации, где совершаются экономические
преступления. В качестве объектов ОРМ в отдельных случаях могут выступать
события и факты криминального характера, например, факт обнаружения в почтовом
отправлении наркотических или взрывчатых веществ.
Цели
оперативно-розыскных мероприятий можно разделить на общие и конкретные. Общей целью подавляющего большинства
оперативно-розыскных мероприятий является получение новой информации о признаках
криминального поведения определенных лиц, криминальных фактах и иных объектах
ОРМ. Исключение составляет лишь сбор образцов для сравнительного исследования,
целью которого выступает получение в распоряжение оперативного подразделения
образцов предметов и веществ, требующих своего исследования. Если с помощью
следственных действий обеспечивается сбор доказательств, то ОРМ прежде всего
нацелены на сбор оперативно-розыскной информации, которая может быть
использована как для решения задач ОРД, так и в уголовном процессе, включая
доказывание по уголовным делам.
Конкретная
цель мероприятия определяется той тактической задачей, которую предполагается
решить с его помощью. Так, для решения задачи проверки причастности конкретного
лица к совершенному преступлению может быть поставлена цель установления
тождества его внешности с имеющимися в показаниях очевидцев приметами
преступника.
Каждое
оперативно-розыскное мероприятие имеет свои специфические познавательные
возможности, поэтому в зависимости от возникающих задач выбираются те или иные
мероприятия, с помощью которых они могут быть решены. В то же время одни и те же
задачи в зависимости от складывающейся ситуации могут быть решены с помощью
различных мероприятий. Например, сведения о криминальных связях проверяемого
лица могут быть получены в результате прослушивания его телефонных переговоров
либо установления за ним наблюдения, либо опроса осведомленных об этом граждан.
Конкретная
цель ОРМ в ряде случаев может быть направлена не на получение новых сведений об
объекте ОРМ, а на создание условий, необходимых для последующего проведения
других мероприятий, либо на реализацию уже имеющихся данных. В качестве примера
можно назвать цель задержания известного лица с поличным путем проведения
проверочной закупки либо оперативного эксперимента и т. д.
В
качестве конкретной цели проводимого ОРМ может быть изъятие орудий и средств
совершения преступлений, находящихся в нелегальном обороте, а также прерывание
предоставления услуг связи лицам, подготавливающим преступления, в случае
возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, а также угрозы
государственной, военной, экономической, информационной или экологической
безопасности Российской Федерации. Достижение этой конкретной цели служит
решению одной из основных задач ОРД — предупреждению преступлений.
Содержательная
часть ОРМ является важнейшим элементом его структуры. Содержание любого ОРМ
представляет собой сочетание определенных действий и приемов, направленных на
достижение основной цели проводимого мероприятия — получения новой информации. В
связи с этим в учебной литературе ОРМ иногда называются способами собирания
оперативно-розыскной информации.
Рассматривая
оперативно-розыскную деятельность как процесс познания скрытых от
правоохранительных органов криминальных событий, следует отметить, что сущность
оперативно-розыскных мероприятий состоит в использовании субъектами ОРД
определенных приемов и методов, присущих этому процессу.
Общая
методология познания предполагает диалектическое единство использования приемов
чувственного и рационального познания. В основе ОРМ лежат такие известные приемы
чувственного познания, как наблюдение, опрос, сравнение, моделирование и
эксперимент. Эти приемы, как правило, сочетаются с использованием методов
рационального познания (логического мышления): анализа и синтеза, индукции и
дедукции, обобщения и конкретизации, абстрагирования и т. д.
Оперативно-розыскные
мероприятия позволяют оперативному сотруднику получить определенные чувственные
впечатления от восприятия выявленных и обнаруженных им разнообразных фактов и
событий. Чтобы отобрать из их множества те, которые связаны с противоправными
действиями проверяемых, приходится проделывать сложную мыслительную работу,
основанную на профессиональных знаниях и предшествующем опыте раскрытия
преступлений. Таким образом, в основе каждого из числа указанных в законе
оперативно-розыскных мероприятий лежат какие-то определенные частные методы
познания либо их комбинации.
Вместе
с тем приемы познания, используемые при проведении ОРМ, имеют ряд специфических
черт, обусловленных особенностями сферы его применения. Например, такое
оперативно-розыскное мероприятие, как опрос, часто применяется в условиях
активного противодействия опрашиваемой стороны, поэтому используемый здесь
частный метод познания обогащается приемами, направленными на преодоление или
нейтрализацию возможного противодействия. Для этого оперативные сотрудники могут
маскировать свою принадлежность к правоохранительным органам либо скрывать
истинные цели опроса, применяя зашифрованные формы постановки вопросов. Такими
тактическими приемами обогащаются все методы познания, используемые при
проведении ОРМ. Отсюда следует вывод, что содержательная часть ОРМ кроме
познавательных приемов включает в себя и тактические приемы конспирации,
зашифровки, легендирования и преодоления противодействия криминальной среды.
Субъекты
оперативно-розыскных мероприятий — это должностные лица оперативных
подразделений органов, осуществляющих ОРД, наделенные полномочиями на их
организацию и проведение и несущие за это ответственность. Согласно ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД они решают поставленные
задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя
помощь должностных лиц, специалистов, а также отдельных граждан с их согласия.
Лица, оказывающие помощь в проведении ОРМ именуются участниками, а их
деятельность направлена на достижение цели проводимого мероприятия. Участниками
являются должностные лица неоперативных служб правоохранительных органов, а
также должностные лица иных государственных и негосударственных органов, чьи
полномочия и профессиональные навыки могут быть полезны при проведении отдельных
ОРМ, специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными
знаниями, а также граждане, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД
как на гласной, так и на негласной основе.
Лица,
привлекаемые к участию в проведении ОРМ, в отличие от субъектов ОРМ, могут
действовать лишь в пределах тех заданий или поручений, которые им дали
оперативные сотрудники, и при этом не несут ответственности за свои действия,
если не вышли за указанные им рамки поведения.
Подготовка
любого ОРМ должна начинаться с анализа оперативно-тактической ситуации, в ходе
которого изучаются исходные данные, служащие основанием для проведения ОРМ,
проводится проверка этих данных по имеющимся информационным массивам
правоохранительных органов для установления дополнительных сведений, проверки их
достоверности и полноты.
Принятие
решения на проведения ОРМ предполагает постановку актуальной тактической задачи,
требующей своего разрешения, определение целесообразности и реальности
проведения того или иного мероприятия в существующих условиях.
Планирование
ОРМ включает в себя выбор места, времени, участников мероприятия, необходимых
специальных технических средств, порядка и тактики его осуществления. Для
проведения сложных оперативно-розыскных мероприятий, которые требуют соблюдения
строгой конспирации, использования оперативных комбинаций, участия нескольких
сотрудников оперативных подразделений, специалистов и граждан, оказывающих
содействие, как правило, разрабатываются письменные планы их осуществления.
Такие планы утверждаются соответствующими руководителями, уполномоченными на
осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Использование
специальных технических средств при проведении ОРМ существенно повышает их
эффективность. Более того, на применении специальной техники полностью
основаны такие ОРМ, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации
с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, электронное
наблюдение и некоторые другие. Кроме специальных технических средств могут
использоваться и иные технические средства, использование которых допускается на
территории Российской Федерации.
Правовой
основой для использования технических средств является часть 3 ст. 6 Закона об
ОРД согласно которой, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а
также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью
людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Законом не предусмотрена
обязанность информирования лиц о применении технических средств в ходе ОРМ, а
также обязанность напоминания о наличии у объектов ОРМ конституционных прав.
Результаты
проведения ОРМ в зависимости от вида мероприятия могут оформляться различными
документами: рапортами, справками, сводками, актами, объяснениями граждан,
участвовавших в ОРМ, а также иными документами. В оперативно-служебных
документах должны быть отражены основания проведения мероприятия, порядок его
осуществления, применяемые технические средства и полученные результаты. Ход и
результаты ОРМ могут быть зафиксированы на материальных носителях информации
(фонограммы, фотоснимки, накопителях электронной информации и др.), которые
приобщаются к составляемым документам.
Рассмотренная
структура оперативно-розыскных мероприятий дает лишь общее представление об их
содержании, сущность же каждого из них сугубо индивидуальна и неповторима, а
поэтому более подробно будет раскрыта при характеристике отдельных ОРМ.
Законодатель
в свой перечень включил следующие оперативно-розыскные мероприятия:
1.
Опрос.
2.
Наведение справок.
3.
Сбор образцов для сравнительного исследования.
4.
Проверочная закупка.
5.
Исследование предметов и документов.
6.
Наблюдение.
7.
Отождествление личности.
8. Обследование
помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9.
Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10.
Прослушивание телефонных переговоров.
11.
Снятие информации с технических каналов связи.
12.
Оперативное внедрение.
13.
Контролируемая поставка.
14.
Оперативный эксперимент.
15.
Получение компьютерной информации.
В
приведенном законодательном перечне оперативно-розыскных мероприятий нашли
закрепление традиционные методы оперативно-розыскной деятельности, выработанные
многолетней практикой борьбы с преступностью и упоминаемые в недалеком прошлом
лишь в ведомственных нормативных актах. Сравнивая перечень традиционных методов
ОРД и оперативно-розыскных мероприятий, следует обратить внимание на то, что
количество последних в два раза превышает количество методов. Отсюда можно
сделать вывод, что законодатель значительно расширил арсенал способов собирания
оперативно-розыскной информации, т. е. вполне адекватно отреагировал на
существенное осложнение криминальной обстановки в стране.
Учитывая
преемственность законодательного закрепления традиционных методов ОРД, вполне
правомерным представляется рассматривать в качестве синонимов термины «методы
ОРД», «способы собирания информации» и «оперативно-розыскные мероприятия».
Некоторые
оперативно-розыскные мероприятия имеют определенное сходство со следственными
действиями, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством. Это
сходство обусловлено использованием одних и тех же частных методов познания, что
позволяет вести речь о сущностной аналогии ряда оперативно-розыскных мероприятий
и следственных действий. Так, опрос по своему содержанию и используемому методу
познания во многом аналогичен такому следственному действию, как допрос; сбор
образцов для сравнительного исследования — процессуальному получению образцов;
отождествление личности — опознанию и т. д.
Однако
указанные оперативно-розыскные мероприятия в то же время принципиально
отличаются от следственных действий по основаниям проведения, юридическим
последствиям и процессуальной форме. Как известно, следственные действия
проводятся только по поступившему заявлению или сообщению о преступлении или
возбужденному уголовному делу, в то время как осуществление оперативно-розыскных
мероприятий не связано с обязательным заведением дел оперативного учета.
Информация, полученная в результате следственных действий, имеет
доказательственное значение, в то время как оперативно-розыскные данные могут
стать доказательствами только после закрепления их процессуальным путем.
Следственные действия имеют строго установленную законом процедуру
осуществления, а порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий
устанавливается ведомственными нормативными актами.
Вместе
с тем ряд оперативно-розыскных мероприятий не имеет никакого сходства со
следственными действиями и присущ только ОРД. К числу таких ОРМ можно
отнести проверочную закупку, наблюдение, оперативное внедрение, контролируемую
поставку и некоторые другие. Используемые в них методы познания базируются на
тайных способах получения информации, которые неприемлемы в уголовном процессе,
носящем гласный характер.