§ 4. Социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел

Государство в ст. 16 Закона об ОРД гарантировало должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, социальную и правовую защиту, которая призвана реально способствовать более эффективному выполнению ими профессиональных обязанностей.

Социальная и правовая защита сотрудников органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, распространяется только на должностных лиц, осуществляющих ОРД и состоящих в штате указанных органов.

Законодатель указывает, что на должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, распространяется два вида защиты — социальная и правовая. В общепринятом понимании социальная защита — это комплекс различных льгот и средств материального и иного стимулирования, связанного с привилегиями в бытовом, медицинском обеспечении, а также государственным страхованием жизни, здоровья и имущества, досрочного пенсионного обеспечения и т. п.

Правовая защита представляет из себя совокупность правовых норм, обеспечивающих безопасность жизни, здоровья, охрану чести и достоинства должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, и членов их семей в связи с выполнением указанными должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Такие правовые нормы содержатся в различных отраслях права. Так, в УК РФ имеются статьи, предусматривающие ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или его близких в целях воспрепятствования их законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо мести за подобную деятельность (ст. 317 УК РФ), оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) и др.

В КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ), лицу, осуществляющему государственный контроль (ст. 19.4 КоАП РФ) и др.

Кроме того, законодательством предусмотрены и специальные меры правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к которым следует отнести предусмотренные Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» обеспечение личной охраны, охрану жилища и имущества; выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы); переселение на другое место жительства; замену документов, изменение внешности.

В ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД законодатель закрепил определенную самостоятельность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, указав, что никто не вправе вмешиваться в законные действия указанных лиц и органов, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. При этом следует учитывать, что вмешательство не допускается лишь в законные действия должностных лиц. Что же касается противоправных, то вмешательство вполне допустимо и необходимо, а пресечение данных действий должно осуществляться в соответствии с законодательством (уголовным, уголовно-процессуальным, административным и др.).

Отдельного рассмотрения требует вопрос вмешательства руководителя в законные действия подчиненных ему оперативных подразделений и их сотрудников. Особенность оперативно-розыскной деятельности такова, что большинство своих действий оперативный сотрудник должен согласовывать с непосредственным и прямым начальником, а ряд мероприятий проводить только с их разрешения (например, проверочная закупка и контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение). Могут возникать ситуации, когда начальник, руководствуясь тактическими соображениями, требует от оперативного сотрудника прекратить проведение какого-либо оперативно-розыскного мероприятия и др. В данной ситуации требования руководителя не противоречат закону, и оперативный сотрудник обязан выполнить указание, хотя за ним сохраняется право на обжалование данного решения вышестоящему прямому начальнику.

В случае получения оперативным сотрудником приказа или указания, противоречащего закону, и в соответствии с ч. 3 ст. 16 Закона об ОРД, последний должен руководствоваться законом.

Закон об ОРД допускает вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам сотрудником оперативного подразделения либо лицом, оказывающим ему содействие, при правомерном выполнении служебного или общественного долга по защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Иными словами, Закон об ОРД допускает совершение оперативными сотрудниками и лицами, оказывающими им содействие, действий, являющихся противоправными.

Вред может считаться вынужденным, когда он причиняется как ответная мера либо мера, направленная на пресечение противоправных действий, предотвращение их общественно опасных последствий. Вынужденным может считаться и вред, причиненный объекту оперативно-розыскного мероприятия в случаях реальной угрозы его преступных действий, которые могут причинить ущерб интересам личности, общества и государства. При этом возникшая ситуация ставит должностных лиц или лиц, оказывающих им содействие, в такие условия, при которых они причиняют вред для предотвращения более тяжких последствий, когда иными мерами его предотвратить при конкретных обстоятельствах невозможно либо крайне затруднительно.

В ряде случаев должностные лица оперативных подразделений при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предотвращению или раскрытию преступлений вынужденно причиняют вред не только лицу, посягающему на охраняемые законом интересы, но и правам так называемых третьих лиц, интересам общества и государства. Например, прослушивание телефонных переговоров предполагает ограничение права на тайну телефонных переговоров, как объекта мероприятия, так и иных лиц, в том числе не представляющих оперативного интереса, которые могут вести переговоры по телефону, поставленному на прослушивание.

От действий, допускающих вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам, необходимо отличать действия оперативных сотрудников по имитации преступной деятельности. Подобные действия сопровождают такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, оперативный эксперимент и др. Их принципиальное отличие состоит в том, что они не нарушают охраняемых законом прав и интересов личности, общества и государства. Как правило, подобные действия заключаются в демонстрации орудий преступления, наркотиков, продаже вещей и т. п.

Одной из мер социальной защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предусмотренной Законом об ОРД, является возможность льготного исчисления выслуги указанным лицам для назначения пенсии, выполняющим специальные задания в организованных преступных группах, а также время их службы в должностях штатных негласных сотрудников.

Не случайно в данной норме сделан акцент именно на организованной преступной группе, поскольку она предполагает не любое ситуативное объединение лиц для совершения преступления, а именно группу, обладающую признаком устойчивости или сплоченности. Указанное обстоятельство существенно повышает степень ее общественной опасности, определяет практический смысл внедрения в такую группу в целях выявления ее участников, создания условий для их привлечения к уголовной ответственности.

Помимо указанной меры социальной защиты, Закон об ОРД позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления устанавливать дополнительные виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Данная возможность предоставлена в целях закрепления кадров в определенных регионах, дополнительного стимулирования их работы, создания надлежащих условий для выполнения своих функциональных обязанностей и др. Указанные органы полномочны принять решение о социальной защите должностных лиц оперативных подразделений исходя из местной обстановки, а также при наличии достаточных материальных и денежных ресурсов.

 

st1.png                                                  st1).png