§ 2. Опрос
Опрос
– это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в сборе
фактической информации, имеющей значение для решения конкретной задачи ОРД, со
слов опрашиваемого лица, которое реально или вероятно обладает
ею.
Способ
получения информации – специальная
беседа.
От
обычной беседы опрос отличается наличием специальной цели, которая заключается в
получении информации необходимой для решения задач ОРД. Опрос является одним из
наиболее известных и распространенных ОРМ.
Объектами
опроса могут быть любые лица, располагающие или могущие располагать
оперативно-значимой информацией, независимо от возраста, должностного и
социального положения, религиозных убеждений и любых других обстоятельств. К
числу наиболее распространенных объектов этого ОРМ можно отнести следующие
категории граждан: лица, причастные к преступной деятельности, их близкие связи;
лица, ставшие жертвами противоправных посягательств; очевидцы совершенных
преступлений; лица, располагающие сведениями о противоправной деятельности
других граждан в силу своего профессионального положения, места проживания,
интересов, способа проведения досуга и других факторов.
Опрос
может проводиться по месту нахождения граждан, его можно проводить в служебном
помещении правоохранительного органа либо в ином месте. Лица, отказавшиеся
явиться для опроса по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу. При опросе
запрещается принуждать опрашиваемого к предоставлению информации, а так же воспрепятствовать реализации им права на получение
квалифицированной юридической помощи.
Субъектами
опроса являются должностные лица оперативных подразделений. Опрос может
проводиться как непосредственно оперуполномоченным, так и опосредовано, при
помощи лиц, оказывающих содействие или дистанционно. Дистанционный опрос
предполагает использование в процессе получения информации средств связи
(телефон, интернет и т.д.). Опрос одного человека может осуществляться
одновременно несколькими опрашивающими лицами.
Целью
опроса
является получение информации, которой может располагать опрашиваемый, в том
числе сознательно утаиваемой от правоохранительных органов.
В
процессе опроса лицо, располагающее информацией может, побуждаться к
воспроизведению хранящихся в его памяти сведений и передаче их опрашивающему,
как правило, в устной форме.
Опрос
проводится гласно или негласно.
Гласный
опрос
проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать факт его проведения.
При гласном опросе опрашиваемый осознает, что общается с сотрудником
оперативного подразделения и понимает, что сообщаемая им информация необходима
для решения задач ОРД.
Гласный
опрос может проводиться с использованием полиграфа – специального устройства,
регистрирующего психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы
и позволяющего выявить тщательно скрываемые им факты. Он проводится только с
согласия опрашиваемого лица.
Негласный
опрос
предполагает применение мер конспирации, в следствие чего, скрывается факт
опроса, то есть, опрашиваемый не осознает, что сообщаемые сведения
предоставляются сотруднику оперативного подразделения или лицу действующему по
его поручению.
При
негласном опросе опрашивающее лицо скрывает факт своей принадлежности к
правоохранительным органам, допускается использование вымышленных имен, событий
и фактов.
Опрос
может проводиться с зашифровкой истинной цели. При таком опросе опрашиваемый не
осознает истинной цели мероприятия. Это достигается путем формирования у
опрашиваемого понимания иных, правдоподобных целей
опороса.
Порядок
проведения опроса.
Решение о проведении опроса, как правило, принимает сотрудником оперативного
подразделения. До начала мероприятия необходима тщательная подготовительная
работа, которая включает в себя: формулировку конкретных задач, которые
предлагается решить с помощью опроса; определение тех сведений, которые
необходимо выяснить; определение круга опрашиваемых; выбора места, времени,
обстановки опроса; разработку тактических приемов и перечня основных
вопросов.
При
недостаточности времени необходимо продумать задачи опроса, определить круг
опрашиваемых лиц, способы встречи с ними, место, время и обстановку предстоящей
беседы. Обстановка опроса должна располагать к откровенному разговору.
Нежелательно присутствие посторонних лиц, а также наличие обстоятельств,
отрывающих оперативного сотрудника или опрашиваемого от
беседы.
В
общении оперуполномоченного с опрашиваемым можно выделить три основных стадии:
установление психологического контакта, достижение цели опроса и окончание
опроса.
В
ходе установления психологического контакта происходит своего рода подготовка
опрашиваемого к предстоящей беседе, осуществляется его вовлечение, вхождение в
разговор.
Процесс
достижения цели опроса можно представить в виде этапов:
– информирование
опрашиваемого о цели опроса, мнимой или реальной;
– формирование
у опрашиваемого желания сообщить сведения, относящиеся к цели
опроса;
– подведение
разговора к конкретным, интересующим оперативного сотрудника событиям и
фактам;
– преодоление
при необходимости противодействия опрашиваемого.
Важное
место в общении с опрашиваемым занимает формирование желания и готовности
сообщить сведения, относящиеся к целям опроса. Для этого важно цель мнимую или
реальную связать с потребностями и интересами опрашиваемого. Если опрашиваемый
опасается преступников, то в такой ситуации его необходимо заверить, что
содержание разговора останется в тайне. Во многих случаях именно это является
поворотным пунктом всего опроса, приводит к откровенному рассказу. В опросе
немаловажное место занимают приемы, основанные на убеждении. Убеждение обращено
к сознанию человека, поэтому необходимо добиться, чтобы опрашиваемый был
вовлечен в логические рассуждения.
В
ходе опроса необходимо активно выявлять ложность сообщаемых сведений и пресекать
подобные попытки опрашиваемого. Для этого используется противоречия в самом
рассказе опрашиваемого. Кроме того, в целях выявления и пресечения лжи нередко
задаются вопросы о заранее известных сотруднику событиях.
Оформление
результатов опроса.
Результаты опроса могут оформляться объяснением, заявлением, явкой с повинной,
рапортом или справкой. Решение о документальном оформлении и о выборе вида
документа принимается сотрудником оперативного подразделения или его
руководителем. Составляемый документ обеспечивает возможность дальнейшего
использования полученных сведений. Допускается составление обобщенных документов
по результатам опроса нескольких лиц.
Объяснение
составляется при наличии возможности его фактического составления и согласии
опрашиваемого лица поставить в объяснении свою подпись.
Заявление
или
явка с повинной оформляются если в
процессе проведения опроса должностным лицом ОВД получены сведения о совершении
нового, ранее не зарегистрированного преступления. Эти документы являются
поводами для возбуждения уголовного дела, их составление и оформление
регламентируется уголовно-процессуальным
законодательством.
Рапорт
оформляется если имеется необходимость в незамедлительном письменном
информировании руководителя о полученных результатах с целью принятия им
управленческого решения, либо было получено указание об оформлении результатов
опороса рапортом. На рапорте в обязательном порядке должна иметься отметка
руководителя об ознакомлении или о принятом решении. Рапорт может составляться и
случае получения информации о совершении нового, ранее не зарегистрированного
преступления и отказа опрашиваемого от оформления заявления или явки с
повинной.
В
остальных случаях результаты целесообразно оформлять справкой.
Составленные
по результатам опроса документы могут представляться следователю для приобщения
к уголовному делу. Если информация получена при условии конфиденциальности, то
справка (рапорт) хранится и используется по правилам секретного
делопроизводства. Если фиксация информации осуществлялась с использованием
технических средств, в документе, составляемом по результатам опроса, делается
соответствующая отметка.