§ 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Ведомственный контроль является управленческой
функцией руководителей органов внутренних дел, оперативных подразделений и иных
уполномоченных лиц за законностью и эффективностью действий должностных лиц
оперативных подразделений, реализующих цели и задачи
ОРД.
В обыденной жизни понятия «контроль» и «надзор»
употребляются как синонимы. Однако понятие контроля шире понятия надзора.
Надзор, как правило, касается соблюдения Конституции Российской Федерации и
исполнения законов. И именно так будем его понимать в данном разделе издания.
Когда же речь идет о контроле, то соблюдение законов выступает всего лишь одной,
хотя и наиболее значимой задачей. Наряду с ней контроль преследует цель
определения целесообразности, своевременности, тактической обоснованности,
эффективности проверяемой деятельности, правильности оформления документов и
др.
Ведомственный контроль осуществляется как в ходе
повседневной оперативно служебной деятельности, так и при плановых проверках, а
его предметом являются законность оперативно-розыскной деятельности, соблюдение
прав и свобод граждан, эффективность решения задач ОРД и применения сил и
средств, обеспечение конспирации и режима секретности, а также эффективности
расходования денежных средств.
Ведомственный контроль за ОРД ОВД организуют
руководители ОВД и иные уполномоченные должностные лица на основании Закона об
ОРД и ведомственных нормативных правовых актов.
В порядке контроля наделенные правом его
осуществления должностные лица изучают оперативные материалы, полученные в
результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные
документы, имеющие отношение к ОРД и принимают по ним
решения.
Руководители, правомочные на осуществление ОРД, имеют
право:
— давать
указания о проведении работы по осуществлению оперативной
проверки;
— утверждать
заведение ДОУ, дел накопительно-наблюдательного производства, контролировать
сроки, порядок, полноту их ведения, проверять обоснованность их заведения и
прекращения;
— утверждать
постановления о проведении ОРМ и соответствующие планы, в установленном порядке
направлять задания на проведение ОРМ другими оперативными
подразделениями;
— выступать
с ходатайством о проведении ОРМ;
— разрешать
выдачу денежных средств на подготовку и (или) проведение ОРМ и иные расходы,
предусмотренные нормативными правовыми актами;
— заслушивать
подчиненных сотрудников, давать обязательные для них
указания;
— заключать
с лицами контракты о сотрудничестве в соответствии с действующими нормативными
правовыми актами;
— рассматривать
и анализировать оперативную информацию и давать указания о ее
проверке;
— давать
указания о возобновлении работы по прекращенным ДОУ в случае выявления
обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований и целесообразности
проведения ОРМ по ним;
— назначать
служебную проверку в установленном порядке при
установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, разглашения
сведений ограниченного распространения, допущенных в ходе ОРД, по результатам
которой принимаются соответствующие меры.
Руководитель, правомочный на осуществление ОРД, ежеквартально анализирует состояние работы с лицами, оказывающими содействие оперативным подразделениям и сотрудничающими с ними на конфиденциальной основе, оценивает результаты и принимает конкретные меры по повышению ее эффективности.