§ 1. Ведомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Ведомственный контроль является управленческой функцией руководителей органов внутренних дел, оперативных подразделений и иных уполномоченных лиц за законностью и эффективностью действий должностных лиц оперативных подразделений, реализующих цели и задачи ОРД.

В обыденной жизни понятия «контроль» и «надзор» употребляются как синонимы. Однако понятие контроля шире понятия надзора. Надзор, как правило, касается соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов. И именно так будем его понимать в данном разделе издания. Когда же речь идет о контроле, то соблюдение законов выступает всего лишь одной, хотя и наиболее значимой задачей. Наряду с ней контроль преследует цель определения целесообразности, своевременности, тактической обоснованности, эффективности проверяемой деятельности, правильности оформления документов и др.

Ведомственный контроль осуществляется как в ходе повседневной оперативно служебной деятельности, так и при плановых проверках, а его предметом являются законность оперативно-розыскной деятельности, соблюдение прав и свобод граждан, эффективность решения задач ОРД и применения сил и средств, обеспечение конспирации и режима секретности, а также эффективности расходования денежных средств.

Ведомственный контроль за ОРД ОВД организуют руководители ОВД и иные уполномоченные должностные лица на основании Закона об ОРД и ведомственных нормативных правовых актов.

В порядке контроля наделенные правом его осуществления должностные лица изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД и принимают по ним решения.

Руководители, правомочные на осуществление ОРД, имеют право:

— давать указания о проведении работы по осуществлению оперативной проверки;

— утверждать заведение ДОУ, дел накопительно-наблюдательного производства, контролировать сроки, порядок, полноту их ведения, проверять обоснованность их заведения и прекращения;

— утверждать постановления о проведении ОРМ и соответствующие планы, в установленном порядке направлять задания на проведение ОРМ другими оперативными подразделениями;

— выступать с ходатайством о проведении ОРМ;

— разрешать выдачу денежных средств на подготовку и (или) проведение ОРМ и иные расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами;

— заслушивать подчиненных сотрудников, давать обязательные для них указания;

— заключать с лицами контракты о сотрудничестве в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;

— рассматривать и анализировать оперативную информацию и давать указания о ее проверке;

— давать указания о возобновлении работы по прекращенным ДОУ в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований и целесообразности проведения ОРМ по ним;

— назначать служебную проверку в установленном порядке при установлении фактов нарушения законности, правил конспирации, разглашения сведений ограниченного распространения, допущенных в ходе ОРД, по результатам которой принимаются соответствующие меры.

Руководитель, правомочный на осуществление ОРД, ежеквартально анализирует состояние работы с лицами, оказывающими содействие оперативным подразделениям и сотрудничающими с ними на конфиденциальной основе, оценивает результаты и принимает конкретные меры по повышению ее эффективности.

 

st1.png                                                                           st1).png