§ 1. Понятие и сущность документирования преступных действий проверяемых лиц

Термин документирование известен оперативно-розыскному законодательству и используется в ст. 10 Закона об ОРД. Однако там речь идет о документировании собственно оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим среди обучающихся достаточно распространена ошибка, когда под документированием преступных действий проверяемых лиц понимается составление документов. Безусловно, в процессе этой деятельности происходит составление оперативно-служебных документов, однако суть документирования преступных действий в другом.

Документирование преступных действий проверяемых лиц - это выявление оперативно-розыскным путем фактических данных (сведений), свидетельствующих о причастности лиц к подготовке или совершению преступления, и обеспечение возможности использования этих данных для предотвращения или раскрытия преступлений и принятия к виновным мер, предусмотренных законом.

Документирование предшествует процессу доказывания по уголовным делам и направлено на его обеспечение. Необходимость такой деятельности как документирование связана с тем, что в большинстве случаев полученные оперативно-розыскные данные невозможно незамедлительно закрепить уголовно-процессуальным путем. Временной разрыв между моментом получения оперативным путем необходимых для раскрытия сведений и началом их реализации в уголовном процессе может быть достаточно большим, а в ходе работы по делам оперативного учета может исчисляться годами. Наиболее часто документирование рассматривается в контексте организационно-тактической схемы раскрытия преступлений «от лица — к преступлению». Однако и в рамках схемы «от преступления — к лицу», когда оперативно-розыскная деятельность осуществляется при наличии возбужденного уголовного дела, незамедлительное введение полученных оперативным путем сведений в уголовный процесс часто не оправдано по тактическим соображениям.

Поскольку документирование обеспечивает процесс расследования, предмет документирования схож с обстоятельствами, подлежащими доказыванию, т.е. в процессе документирования устанавливаются и закрепляются следующие фактические данные:

— относящиеся к событию преступления (время, место, способ и другие обстоятельства);

— о причастности проверяемого к подготовке или совершению преступления и мотивах преступления;

— об обстоятельствах, отягчающих или смягчающих ответственность проверяемого, а также об обстоятельствах, характеризующих его личность;

— о характере и размере ущерба, причиненного преступлением;

— о местонахождении орудий преступления, похищенных или нажитых преступным путем ценностей;

— об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления.

Документирование, как видно из определения, складывается из двух элементов: выявление фактических данных и обеспечение возможности их использования в расследовании.

Первый элемент − выявление фактических данных − складывается из получения первичных сведений, а также их проверки и оценки по аналогии с доказательствами на предмет достоверности, относимости к предмету документирования и допустимости.

Для получения фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела используются все находящиеся в распоряжении органов внутренних дел силы, средства, методы, Проверка достоверности полученных таким образом данных, необходима потому, что сведения, получаемые из негласных источников, могут быть недостоверны в силу различных субъективных и объективных причин. Они могут быть ошибочными ввиду добросовестного заблуждения лица, от которого они получены, а могут быть искажены преднамеренно. Особенно тщательной проверки требуют сведения, полученные от лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам.

Допустимость собранных сведений в первую очередь предопределяется строгим соблюдением законности при их получении. Вместе с тем, даже допустимые по формальным признакам оперативные данные не должны использоваться в уголовном процессе, если они не имеют прямого отношения к предмету доказывания.

Вторым элементом документирования преступных действий лиц выступает обеспечение возможности использования выявленных негласным путем фактических данных при расследовании преступлений. Такая возможность обеспечивается различными мерами, принимаемыми оперативным сотрудником. Указанные меры могут быть различными в зависимости от характера самих фактических данных и, главным образом, от источника их получения.

Если данные, относящиеся к подготавливаемому или совершенному преступлению, известны определенному лицу и есть опасение, что это лицо может их забыть или под влиянием каких-либо обстоятельств впоследствии уклониться от дачи правдивых показаний, оно может быть негласно или зашифровано опрошено. Данные, известные этому лицу, могут быть отражены в его объяснении или иных документах, составляемых по результатам опроса, зафиксированы при помощи технических средств аудиозаписи. При наличии возбужденного уголовного дела, если нет препятствий тактического характера, можно сразу оформить протокол допроса или опознания.

Если негласным путем выявлены предметы или документы, имеющие доказательственное значение, и есть риск их утраты или уничтожения, то необходимо сохранить их до момента реализации материалов.

Значение собранных в ходе документирования данных различно. Некоторые из этих данных указывают лишь на источники доказательственной информации. Другие сведения, оформленные соответствующим образом, сами могут стать доказательствами после их приобщения к уголовному делу. К таким документам в первую очередь относятся результаты аудио-, фото- и видеофиксации в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также  изъятые (полученные) в ходе ОРМ предметы, следы, вещества и документы.

К деятельности по документированию преступных действий предъявляются следующие требования: законность, объективность, своевременность, полнота документирования и конспиративность.

Законность при документировании состоит в точном и неуклонном соблюдении норм законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих оперативно-розыскную деятельность ОВД.

Законность является общеправовым принципом, который отражен в Законе об ОРД. Вместе с  тем, его проявление применительно к документированию имеет определенные особенности. Так, к основным нарушениям законности следует отнести фальсификацию данных, свидетельствующих о причастности проверяемых к подготовке или совершению преступлений; провокацию проверяемых на совершение противоправных действий; неоправданное накопления материалов на проверяемых, что позволяет им длительное время безнаказанно продолжать преступную деятельность; нарушение условий и установленного порядка проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

Объективность означает выявление и беспристрастную оценку как уличающих фигуранта обстоятельств, так и оправдывающих его. Все собранные сведения должны тщательно проверяться: никакие сведения не должны иметь для оперативного сотрудника заранее предустановленной силы, а источники оперативной информации не должны оцениваться как абсолютно достоверные.

Своевременность документирования имеет большое значение, поскольку промедление ведет к утрате возможности получить ценные для расследования фактические данные, а также к совершению проверяемым лицом новых преступлений. Своевременность основывается на опережении оперативным сотрудником действий преступников по сокрытию или уничтожению интеллектуальных и материальных следов преступлений. Такое упреждающее воздействие достигается за счет оперативно-розыскного прогнозирования и детального знания признаков и способов подготовки и совершения преступлений, проявлений посткриминальной активности.

Полнота документирования состоит в том, чтобы задокументировать преступные действия каждого из поверяемых в достаточном для их привлечения к ответственности объеме. В тоже время необходимо иметь в виду, что избыточное документирование ведет к тому, что проверяемые в процессе документирования совершают новые преступления. Поэтому, определяя пределы документирования, нужно исходить из конкретных обстоятельств. Как правило, целесообразно ставить задачу задокументировать главные факты и наиболее важные эпизоды преступной деятельности проверяемых с таким учетом, чтобы эти данные максимально способствовали их успешному разоблачению уже в период расследования. Важно уделять внимание документированию тех обстоятельств, которые будет трудно или невозможно установить следственным путем.

Конспиративность документирования состоит в том, чтобы все мероприятия осуществлялись в тайне от проверяемых, а также от иных лиц, в том числе от коллег, не имеющих непосредственного отношения к раскрытию конкретного преступления. Если к мероприятиям по документированию привлекаются иные сотрудники ОВД, представители общественности или отдельные граждане, они могут быть посвящены в существо этих мероприятий лишь в пределах, необходимых для успешного выполнения поставленной перед ними задачи.

Несоблюдение мер конспирации может повлечь не только невозможность достичь цели документирования и уход преступников от ответственности, но и расшифровку негласных средств и методов работы, источников информации, а в некоторых случаях и более тяжкие последствия.

 

st1.png                                                                           st1).png