§ 2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться по инициативе оперативных подразделений органов внутренних дел либо при выполнении поручения в письменной форме дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам или при выполнении на основе и в порядке, предусмотренным международными договорами Российской Федерации, запросов соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств).

Использованию материалов, полученных в ходе осуществления ОРД, должна предшествовать тщательная подготовка. Именно на подготовительном этапе обеспечивается законность, своевременность, полнота и конспирация их реализации. Подготовка к реализации оперативных материалов включает в себя следующие элементы:

— систематизацию, изучение и оценку материалов, полученных в ходе осуществления ОРД;

— осуществление при необходимости дополнительных оперативно-розыскных мероприятий;

— принятие решения и составление плана реализации материалов, полученных в ходе осуществления ОРД.

Систематизация материалов состоит в их распределении и группировке по определенным признакам. Оперативный сотрудник должен четко представлять, насколько полно выявлена преступная деятельность каждого из участников группы проверяемых лиц, как она задокументирована, что представляют собой данные, насколько они подтверждают их противоправные действия и можно ли их использовать для изобличения виновных.

Группировать материалы можно по лицам (в случаях, когда проверяется преступная группа), по эпизодам и местам совершения преступлений.

Систематизация по эпизодам преступной деятельности состоит в том, что данные группируются по отдельным фактам совершенных преступлений. При этом должно быть точно указано время и место совершения преступления, кто конкретно участвовал и роль каждого фигуранта по делу, каким предметом посягательства они завладели, какой ущерб нанесли и т. д. Здесь же должны быть сведения о том, чем подтверждается участие и роль каждого из проверяемых в данном эпизоде.

Таким образом, систематизация данных оперативной разработки дает возможность ориентироваться в них самому оперативному сотруднику, а также следователю, который будет знакомиться с материалами.

После систематизации оперативных материалов они подлежат тщательному изучению и оценке оперативным сотрудником. Основная цель изучения состоит в том, чтобы определить роль каждого проверяемого лица в подготовке и совершении преступления, а также насколько полно задокументированы их преступные действия. Оценка данных позволяет сделать обоснованные выводы о том, когда и какие меры необходимо принять для предотвращения нового преступления; на кого из них собраны материалы, достаточные для привлечения к уголовной ответственности; есть ли в числе проверяемых такие, участие которых в преступлении малозначительно и не вызывает необходимости привлечения к уголовной ответственности; когда целесообразно принять решение о возбуждении уголовное дело, в какой последовательности проводить следственные действия и др.

Результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены; при каких обстоятельствах имело место их обнаружение; сведения о лице (лицах) его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны); о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами; о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Результаты ОРД, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда; о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела; о возможных источниках доказательств; о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ; о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу.

Результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств; содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

Оценка фактических данных должна заканчиваться выводами о возможности или невозможности их использования для решения задач оперативно-розыскной деятельности, а при наличии возможности — о направлениях, путях и тактических приемах их использования для раскрытия преступления и обеспечения процесса доказывания.

Если в результате оценки материалов оперативной разработки будет установлена их недостаточность для принятия решения о реализации, оперативному сотруднику необходимо запланировать и провести дополнительные мероприятия, направленные на получение требуемой информации. Такая необходимость, как правило, возникает в случае, если собранных материалов недостаточно для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо на их основе не представляется возможным сформировать доказательственную базу для привлечения проверяемых к уголовной ответственности.

К числу основных решений, принимаемых оперативным сотрудником при реализации оперативных материалов, можно отнести: передачу соответствующих материалов следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; соответствующее оформление и представление оперативных материалов следователю для их использования в процессе доказывания по уголовным делам; принятие мер по устранению причин и условий способствующих совершению преступлений и т.п. По материалам розыскных дел оперативный сотрудник может принять решение о задержании разыскиваемого лица, скрывающегося от органа дознания, следствия и суда.

Одним из существенных вопросов, решаемых руководителем органа внутренних дел при реализации оперативных материалов, является наиболее рациональное использование оперативного состава и организация взаимодействия (в случае необходимости) с иными службами и подразделениями органов внутренних дел, других правоохранительных органов при выполнении запланированных мероприятий.

Межведомственной инструкцией установлен порядок представления оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд при наличии в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а также в порядке:

— выполнения поручения дознавателя, органа дознания, следователя, судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в их производстве;

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны;

— исполнения требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам, находящимся в его производстве, и по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» судебным искам;

— представления результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств.

Данный порядок не распространяется на представление материалов ОРД прокурору при осуществлении последним надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Рассмотрим механизм представления оперативно-розыскной информации. Уполномоченному должностному лицу (органу) представляются результаты ОРД, которые могут:

— служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;

— быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;

— использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Способ фактической передачи результатов ОРД уполномоченному должностному лицу (органу), (пересылка по почте, передача нарочным и другие способы) избираются органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Допускается представление материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, в копиях (выписках), в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, о чем обязательно указывается в сообщении. В этом случае оригиналы материалов, документов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, если они не были в дальнейшем истребованы уполномоченным должностным лицом (органом), хранятся в органе, осуществившем ОРМ, до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу либо до прекращения уголовного дела (уголовного преследования).

Результаты ОРД представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности. Если результаты ОРД используются для подготовки и осуществления следственных и судебных действий или в доказывании по уголовным делам, то представляется сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности, а если они служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, то представляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

Процедура представления результатов ОРД в виде сообщения (рапорта) включает в себя рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей, а также оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов ОРД.

Представление результатов ОРД уполномоченным должностным лицам (органам) для осуществления проверки и принятия процессуального решения в порядке ст. ст. 144 и 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу осуществляется на основании постановления руководителя органа (подразделения), осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя). Указанное постановление составляется в двух экземплярах, первый из которых направляется уполномоченным должностным лицам (органам), второй приобщается к материалам дела оперативного учета или, в случае его отсутствия, к материалам номенклатурного (литерного) дела.

При представлении органу дознания, следователю или в суд результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения, к ним прилагается постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя), о проведении данного ОРМ.

Копии указанных постановлений органа, осуществляющего ОРД, подлежат хранению в материалах дела оперативного учета, материалах оперативной проверки либо, в случае их отсутствия, приобщаются к материалам номенклатурного (литерного) дела.

При представлении в следствие или дознание результатов гласного обследования с ними также необходимо передавать и подлинник распоряжения.

В случае представления органу дознания, следователю или в суд результатов ОРД, полученных при проведении ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении ОРМ.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона об ОРД, требуется, чтобы фонограмма и бумажный носитель записи переговоров были переданы следователю для приобщения к уголовному делу в качестве доказательств. Исходя из смысла этой статьи, результаты проведения указанного выше оперативно-технического мероприятия должны быть переданы следователю перед возбуждением им уголовного дела или незамедлительно после его возбуждения.

Следует отметить, что любое оперативно-розыскное мероприятие, в ходе которого изымается информация, содержащая государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну (§ 3 гл. 4), должно проводиться только по судебному решению, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

К государственной или иной охраняемой Федеральным законом тайне относится перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Он утвержден ст. 5 Закона о государственной тайне и конкретизирован соответствующими подзаконными нормативными актами. Аналогичного исчерпывающего перечня сведений, отнесенных к иной охраняемой Федеральным законом тайне, в настоящее время не существует. Эта информация содержится в различных нормативных правовых актах. Перечислим наиболее часто встречающиеся в оперативно-розыскной деятельности.

На получение в ходе оперативно-розыскных мероприятий сведений, содержащих коммерческую, аудиторскую, адвокатскую тайну, тайну страхования, а также тайну информации, полученной ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», обращено взыскание, требуется решение суда. С 2013 г. к ним добавилась и банковская тайна.

Кроме того, ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД устанавливает определенные ограничения сроков хранения результатов оперативно-розыскной деятельности. Она гласит, что фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

При необходимости рассекречивания сведений, содержащихся в материалах, отражающих результаты ОРД, руководителем органа, осуществляющего ОРД (начальником или его заместителем), выносится постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. В иных случаях результаты ОРД, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются в соответствии с установленным порядком ведения секретного делопроизводства. Информация, представляемая из оперативных источников, должна быть достоверной и в случае необходимости проверяемой следственным путем.

Результаты ОРД, содержащие сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органам, осуществляющим ОРД, содействие на конфиденциальной основе, представляются только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

Правом на рассекречивание судебного решения обладает только суд. При этом орган, осуществляющий ОРД, должен направить в суд ходатайство о рассекречивании постановления суда для представления его копии следователю, дознавателю или в суд. К ходатайству прилагается копия постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, о рассекречивании оперативно-служебных документов, содержащих аналогичные сведения, а при необходимости и иные материалы.

Рассмотрев представленные материалы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, будет являться нецелесообразной, судья выносит постановление о рассекречивании соответствующего постановления о проведении ОРМ.

Порядок представления результатов ОРД распространяется и на выполнение поручения дознавателя, органа дознания, следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся у них в производстве.

Установленный порядок представления результатов ОРД может также применяться при представлении результатов ОРД в соответствии с запросами международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, если это не противоречит международным договорам и законодательству Российской Федерации.

 

st1.png                                                                           st1).png