§ 14. Контролируемая поставка

Контролируемая поставка — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в контролируемом органом, осуществляющим ОРД обороте (перемещении) товаров, средств, веществ или предметов, прежде всего тех, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а также предметов, добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью решения задач ОРД.

Способ получения информации — контроль перемещения.

В ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.) дается определение контролируемой поставки как метода, при котором допускаются вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления. Данная Конвенция определяет, что использование контролируемой поставки осуществляется на основе двусторонних или многосторонних соглашений или договоренностей при полном соблюдении принципа суверенного государства.

В ст.390 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" контролируемая поставка товаров, перемещаемых через таможенную границу, понимается как оперативно-розыскное мероприятие, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, допускается ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации либо перемещение по территории Российской Федерации ввезенных товаров.

Объекты контролируемой поставки можно разделить на две группы: предметы и вещества, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, и предметы, находящиеся в свободном обороте.

К первой группе относятся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; наркотические средства, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества; валютные ценности; специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации; драгоценные металлы, природные драгоценные камни или жемчуг; радиоактивные материалы и т. д. За совершение сделок, передачу и пересылку данных предметов без соответствующих разрешений (лицензий) государственных органов УК РФ предусмотрена ответственность.

Ко второй группе объектов контролируемых поставок относятся предметы, являющиеся орудиями или средствами совершения преступлений (например, оборудование для химической лаборатории, с помощью которого можно изготавливать наркотические средства); предметы, добытые преступным путем (например, похищенный автомобиль), либо грузы, денежные средства, ценные бумаги, которые являются или могут являться объектами преступных посягательств.

С помощью контролируемой поставки могут решаться следующие основные задачи:

— выявление межрегиональных, международных связей, каналов транспортировки и сбыта предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота;

— установление и перекрытие каналов нелегального оборота запрещенных объектов, выявление источников приобретения и мест незаконного изготовления;

— выявление и документирование действий всех участников незаконного оборота объектов, оборот которых запрещен или ограничен;

— обеспечение доказательной базы в соответствии с действующими уголовно-процессуальными нормами на всех этапах операции;

— выявление коррумпированных лиц в правоохранительных органах, прикрывающих незаконный оборот запрещенных объектов;

— установление и изучение методов транспортировки и сокрытия запрещенных объектов.

В зависимости от местонахождения исходного и конечного пунктов перемещения объектов контролируемые поставки можно разделить на три вида: внутренние, внешние и транзитные.

Внутренними называются контролируемые поставки, проводимые на территории Российской Федерации. Внутренние контролируемые поставки дополнительно подразделяются на три самостоятельных подвида:

— межрегиональные, охватывающие несколько областей (краев, республик) или регионов Российской Федерации;

— региональные, проходящие в пределах одной области (края, республики);

— локальные, проходящие в пределах одного территориального образования (административного округа, города, района и т. п.).

Внешние контролируемые поставки относятся к числу мероприятий с грузом как ввозимым, так и вывозимым с территории России.

Транзитными контролируемыми поставками являются контролируемые перемещения грузов, проводимых через территорию Российской Федерации, на основании запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, представленных в соответствии с международными договорами (и соглашениями) Российской Федерации во исполнение поручений (указаний) Министра внутренних дел Российской Федерации или его заместителей, руководящих направлениями оперативно-розыскной деятельности.

Еще одним общепринятым основанием классификации контролируемых поставок, является избранная инициатором тактика проведения мероприятия. В зависимости от этого контролируемые поставки делят на обычные и подменные.

При проведении обычной контролируемой поставки обнаруженная партия предметов и веществ из незаконного оборота не изымается до завершения мероприятия.

Подменной называется такая поставка, в процессе проведения которой запрещенные предметы и вещества подлежат изъятию, а вместо них используется муляж.

Порядок проведения контролируемой поставки. Контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем, правомочным на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Контролируемая поставка осуществляется как с пункта отправки груза до пункта назначения, так и с момента обнаружения в пути следования. В любом случае она проводится путем контроля за грузовыми перевозками автомобильного, железнодорожного, морского и авиационного транспорта. В связи с этим контролируемая поставка обычно проводится во взаимодействии  органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: МВД, ФСБ, таможенных органов, правоохранительных органов иностранных государств (в том числе посредством представителей Интерпола). Так, при имеющейся договоренности контролируемая поставка может проводиться на территории других стран. При контролируемой поставке оперативными подразделениями могут использоваться следообразующие химические вещества. Если, например, на таможне в процессе проверки контейнеров с товаром, предназначенных для отправки, обнаружен криминальный груз, то делается отметка о нем. Затем уведомляются правоохранительные органы места назначения товара о характере груза и его владельце, после чего осуществляется негласное сопровождение до последующего изобличения в преступлениях этих лиц по месту отправки и получения товара. Кроме того, могут использоваться негласная видеозапись и фотографирование.

Контролируемая поставка, как правило, включает три основных этапа:

1. Фиксация действий лиц, незаконно перевозящих ограниченные или запрещенные в обороте предметы и вещества, а также следов их преступной деятельности.

2. Обеспечение контроля  на маршруте следования за перемещением криминального груза и лиц, его сопровождающих.

3. Задержание получателей груза и разоблачение максимально полного числа лиц, причастных к совершаемым преступлениям.

К проведению данного мероприятия после соответствующего инструктажа привлекаются отдельные лица, оказывающие содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел и специалисты.

Использование результатов контролируемой поставки в уголовном судопроизводстве требует их представления органу дознания, следователю или в суд в установленном порядке. Для этого составленные в ходе ее проведения документы по постановлению руководителя органа (подразделения), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальника или его заместителя), передаются уполномоченным должностным лицам (органам).

 

st1.png                                                                           st1).png