§ 1. Органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в органах внутренних дел
Субъекты
оперативно-розыскной деятельности — это должностные лица оперативных
подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
наделенные полномочиями на ее организацию и осуществление и несущие за это
ответственность. В ст. 13
Закона об ОРД субъекты
именуются «органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». На
территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную
деятельность предоставляется также оперативным подразделениям органов внутренних
дел (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД). В ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД закреплено, что руководители указанных
органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять
оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию
работы.
Одни оперативные
подразделения системы МВД России правомочны осуществлять оперативно-розыскную
деятельность в полном объеме, а другие — не в полном. Таким образом, оперативные
подразделения органов внутренних дел в настоящее время можно разделить на две
группы. Такое разделение зависит от наделения их правом по применению
предусмотренных в законодательных и ведомственных нормативных актах специальных
сил, средств и методов оперативно-розыскной
деятельности.
Подразделения первой
группы оперативно-розыскную деятельность выполняют в полном объеме и наделены
полномочиями по применению всех сил, средств и методов оперативно-розыскной
деятельности. Эту группу составляют:
— подразделения
уголовного розыска;
— подразделения по
контролю за оборотом наркотиков;
— подразделения
экономической безопасности и противодействия
коррупции;
— подразделения
собственной безопасности;
— подразделения по
противодействию экстремизму;
— подразделения по
борьбе с преступными посягательствами на грузы;
— подразделения по
обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной
защите;
— оперативно-поисковые
подразделения;
— подразделения
специальных технических мероприятий;
— межрегиональные
оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД России на
окружном уровне.
Другая группа
подразделений осуществляет оперативно-розыскную деятельность не в полном объеме,
т. е. они применяют не все силы, средства и методы оперативно-розыскной
деятельности, проводят некоторые оперативно-розыскные мероприятия. К ним
относятся:
— подразделения
оперативно-разыскной информации (ПОРИ);
— подразделения по
обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных
государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и
Генеральным секретариатом Интерпола.
В зависимости от
направлений деятельности и специализации перечисленные выше оперативные
подразделения ОВД выполняют различные задачи. Так, основными задачами
подразделений уголовного розыска являются: выявление, предупреждение, пресечение
и раскрытие преступлений общеуголовной направленности; выявление и установление
лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления; осуществление
розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, розыск без
вести пропавших лиц; установление личности по неопознанным
трупам.
Подразделения по
контролю за оборотом наркотиков решают задачи выявления, предупреждения,
пресечения и раскрытия преступлений, связанных с: незаконным оборотом
наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; организацией либо
содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных
веществ; незаконной выдачей либо подделкой рецептов или иных документов, дающих
право на получение наркотических средств или психотропных веществ; незаконным
оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для их
изготовления или переработки; нарушением правил производства, приобретения,
хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых
веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного
существенного вреда.
Подразделения
экономической безопасности и противодействия коррупции решают следующие задачи:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере
экономики, а также против интересов государственной власти, совершаемых в
федеральных органах государственной власти; организация и проведение
профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм
собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных
условий для развития предпринимательства и инвестиционной
деятельности;
Подразделения
собственной безопасности выявляют коррумпированных сотрудников в органах
внутренних дел, предпринимают меры по защите сотрудников от преступных
посягательств, а также членов их семей и имущества.
Подразделения по
противодействию экстремизму осуществляют выявление, предупреждение, пресечение и
раскрытие преступлений экстремистской
направленности.
Подразделения по борьбе
с преступными посягательствами на грузы функционируют в органах внутренних дел
на транспорте. Основными задачами ПБППГ являются борьба с кражами грузов из
подвижного состава и складских объектов, а также замаскированными хищениями
грузов.
Подразделения по
обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, применяют меры
безопасности в целях защиты жизни, здоровья и имущества потерпевших, свидетелей
и других участников уголовного судопроизводства, подлежащих государственной
защите.
Оперативно-поисковые
подразделения и подразделения специальных технических мероприятий проводят
основанные на использовании негласных методов и средств соответственно
оперативно-поисковые и специальные технические мероприятия в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления
лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществления розыска
лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, розыска без вести
пропавших; обеспечения собственной безопасности.
Межрегиональные
оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД России на
окружном уровне занимаются координацией деятельности нижестоящих оперативных
подразделений органов внутренних дел, а также раскрытием преступлений, имеющих
межрегиональный характер. В настоящее время действуют только в Северо-Кавказском
федеральном округе.
Отличительной чертой
подразделений второй группы является то, что они специализируются на решении
узкого круга задач. Так, основными задачами подразделений оперативно-розыскной
информации выступают: сбор, обработка, хранение и анализ оперативной и иной
информации, получаемой оперативными подразделениями органов внутренних дел в
процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности; формирование и ведение
автоматизированных банков данных оперативной информации; обеспечение
оперативно-розыскных подразделений аналитической информацией в целях выявления,
предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также установления лиц,
их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска лиц,
скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также без вести пропавших;
участие в осуществление контроля за своевременностью предоставления информации,
направляемой для внесения в автоматизированные банки данных оперативными
подразделениями ОВД, ее полнотой и достоверностью, а также эффективностью
использования указанными подразделениями материалов оперативных аналитических
исследований. Данные задачи эти подразделения решают посредством проведения
оперативно-аналитических мероприятий.
Подразделения по
обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств
— членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральным
секретариатом Интерпола — осуществляют проведение по запросам международных
правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных
государств оперативно-розыскных мероприятий: опрос, наведение справок,
отождествление личности.
В оперативных
подразделениях ОВД работают должностные лица, к которым относятся сотрудники
оперативных подразделений и их руководители. Сотрудниками оперативных
подразделений являются младшие оперуполномоченные, оперуполномоченные и старшие
оперуполномоченные. Руководители оперативных подразделений делятся на
непосредственных и прямых. Прямые руководители (начальники) сотрудника — это
руководители (начальники), которым он подчинен по службе, в том числе временно;
ближайший к сотруднику прямой руководитель (начальник) является его
непосредственным руководителем (начальником). Отдельную группу должностных лиц
составляют штатные негласные сотрудники, которые работают в особом режиме
конспирации. Все должностные лица оперативных подразделений состоят в штатах
органов внутренних дел и имеют специальные звания. Для выполнения возложенных на
них задач штатные гласные сотрудники оперативных подразделений ОВД в
соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами наделены
следующими компетенциями: оперативно-розыскной; административно-правовой;
уголовно-процессуальной компетенцией. При этом под компетенцией нужно понимать
совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей
конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его
место в системе государственных органов. Оперативно-розыскные полномочия, права
и обязанности сотрудников оперативных подразделений закреплены в ст. ст. 14 и 15 Закона об ОРД.
Сотрудники оперативных
подразделений являются представителями власти и наделены определенными
административными полномочиями, которые применяются в отношении граждан. Так, в
соответствии со ст.
13 Закона о полиции они
вправе:
— требовать от
граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий,
препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных
органов;
— проверять
документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие
основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они
находятся в розыске;
— беспрепятственно
по предъявлению служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми
уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных
правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном
порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных
правонарушениях, о происшествиях, знакомиться с необходимыми документами и
материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к
расследованию уголовных дел, производству по делам об административных
правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об
административных правонарушениях, о происшествиях;
— требовать от
граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления,
административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для
проведения следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий,
документирования обстоятельств совершения преступления, административного
правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления,
административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности
граждан;
— доставлять
граждан, т. е. осуществлять их принудительное препровождение в служебное
помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение
муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о
задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте),
установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он
находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо
как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без
вести;
— осуществлять в
порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях,
личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их
транспортных средств при наличии данных о том, что эти граждане имеют при себе
оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства,
наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые
или радиоактивные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при
отсутствии законных оснований для их ношения или хранения и
др.
В то же время
сотрудники оперативных подразделений в соответствии со ст. 12 Закона о полиции должны выполнять
следующие обязанности:
— принимать и
регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о
преступлениях, об административных правонарушениях, о
происшествиях;
— прибывать
незамедлительно на место совершения преступления, административного
правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять
угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать
обстоятельства совершения преступления;
— выявлять причины
преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их
совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению;
выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними
индивидуальную профилактическую работу и др.
Сотрудники оперативных
подразделений обладают полномочиями по применению государственно-принудительных
мер, направленных на предупреждение и пресечение противоправных деяний. К мерам
предупреждения относятся: проверка документов, досмотр, привод и официальное
предостережение. К мерам пресечения относятся следующие средства и методы
принудительного воздействия: требование о прекращении правонарушения, физическое
воздействие на правонарушителя, их доставление и задержание, изъятие вещей и
документов, в качестве крайней меры — применение
оружия.
Уголовно-процессуальная
компетенция определена Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст.
40 УПК РФ оперативные подразделения ОВД являются органами
дознания, на них возлагается обязанность дознание по уголовным делам, по которым
производство предварительного следствия необязательно, а также выполнение
неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство
предварительного следствия обязательно.
Оперативно-розыскная,
административно-правовая и уголовно-процессуальная компетенции сотрудников
оперативных подразделений ОВД корректируются его специализацией. Существуют
следующие виды специализаций:
— зональная
(территориальная);
— линейная;
— объектово-отраслевая;
— функциональная.
Сущность зональной специализации состоит в том,
что на сотрудника оперативного подразделения возлагается обязанность
организовывать и осуществлять оперативно-розыскную деятельность на определенной
территории (оперативной зоне).
Линейная специализация — это организация работы по предупреждению и раскрытию
определенных видов преступлений, например против личности, краж чужого имущества
и т. д.
Объектово-отраслевая специализация характерна для подразделений ЭБиПК. Ее сущность состоит
в том, что организация и осуществление работы по выявлению и раскрытию отдельных
видов преступлений на предприятиях определенной отрасли или на отдельных крупных
объектах поручается одному или нескольким сотрудникам оперативных
подразделений.
Функциональная специализация выражается в том, что сотрудник оперативного
подразделения выполняет одну из функций, отнесенных к компетенции оперативного
подразделения (например, розыскную работу).
К сотрудникам
оперативных подразделений предъявляются определенные требования, такие как
идеологические, правовые, профессиональные, морально-этические,
волевые.
На сотрудников
оперативных подразделений распространяются гарантии социальной и правовой
защиты, закрепленные в ст.
16 Закона об ОРД, где, в
частности, говорится, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий
сотрудники оперативных подразделений подчиняются только непосредственному и
прямому начальнику; никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников
оперативных подразделений, за исключением лиц, уполномоченных на то данным
Федеральным законом; при получении приказа, противоречащего закону сотрудники
оперативных подразделений, обязаны руководствоваться законом; при защите жизни и
здоровья граждан, их конституционных прав и интересов, допускается вынужденное
причинение вреда сотрудниками оперативных подразделений, при правомерном
выполнении служебного или общественного долга; время выполнения специальных
заданий в организованных преступных группах и время их службы в должностях
штатных негласных сотрудников подлежит зачету в выслугу лет; органы
государственной власти и органы местного самоуправления вправе устанавливать
дополнительные виды социальной защиты для сотрудников оперативных
подразделений.
Таким образом, субъекты оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел — это должностные лица оперативных подразделений системы МВД России, выполняющие конкретные задачи борьбы с преступностью, для решения которых они наделены соответствующими полномочиями. На должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел распространяются гарантии правовой и социальной защиты.