§ 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
Контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений (далее -
КПО) — это оперативно-розыскное
мероприятие, которое заключается в просмотре письменной и иной зафиксированной
на материальном носителе корреспонденции в целях обнаружения сведений о
преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной
информации, способствующей решению конкретных задач
ОРД.
Способ получения
информации — изучение корреспонденции.
Анализ сущности рассматриваемого ОРМ позволяет определить несколько значимых аспектов. Во-первых, предметом оперативно-розыскного мероприятия являются только те почтовые отправления, которые пересылаются на материальных носителях и, как следствие, отправления, распространяемые по каналам электронной почты, являются предметом других оперативно-розыскных мероприятий. Во‑вторых, предметом КПО являются почтовые отправления, пересылка которых осуществляется только по каналам предприятий, предоставляющих почтовые услуги независимо от формы собственности. В-третьих, объектом рассматриваемого ОРМ выступают «изучаемые лица». Однако следует учитывать, что в данном случае речь идет не о любом лице, имеющем прикосновение к преступлению, а только о том, которое причастно к преступной деятельности. И, в-четвертых, субъектом проведения оперативно-розыскного мероприятия КПО являются сотрудники оперативных подразделений ФСБ России.
Следует отметить, что в исключительных случаях (при
отсутствии у ФСБ России соответствующих оперативных позиций) данное ОРМ может
быть проведено оперативными сотрудниками БСТМ МВД
России.
Оперативно-розыскное
мероприятие КПО проводится только на основании судебного решения. Исключение
составляют случаи, не терпящие отлагательства и могущие привести к совершению
тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и
деяниях, создающих угрозу государственной, военной, экономической,
информационной или экологической безопасности России. В этих случаях проведение
оперативно-розыскного мероприятия допускается с обязательным уведомлением суда
(судьи) и получением в течение 48 часов судебного решения о его
проведении.
Особняком стоит
ситуация при которой возникает угроза жизни, здоровью или собственности
отдельных лиц. В данном случае проведение рассматриваемого оперативно-розыскного
мероприятия возможно и без судебного решения, но только в отношении указанных
лиц и на основании их письменного согласия. В данном случае необходимо
обязательное уведомление суда (судьи) в течение 48
часов.
Законодатель не
закрепляет в какой форме должно осуществляться уведомление суда (судьи) о
проводимом мероприятии без судебного решения. Это дает возможность толковать
норму Закона об ОРД таким образом, что возможно как письменное, так и устное
уведомление. Однако, учитывая, что отношения суда и оперативного подразделения
полиции носят официальный характер, представляется, что уведомление должно быть
только в письменной форме.
Срок КПО может
составлять до шести месяцев со дня получения судебного решения на его
проведение, либо не ограничиваться этим сроком, а носить разовый характер.
Подобное возможно, например, когда имеется достоверная информация о получении
либо отправлении объектом оперативно-розыскного мероприятия интересующих
сообщений или отправлений.
При необходимости с
указанных отправлений могут делаться копии, они могут фиксироваться при помощи
фотосъемки или видеозаписи, изыматься рукописные бланки, заполненные
отправителем, отбираться пробы (образцы) предметов, веществ и
т.п.
Следует учитывать, что
контроль за перемещением и содержанием предметов, передаваемых не по сетям
предприятий предоставляющих услуги почтовой связи независимо от их формы
собственности не образует оперативно-розыскного мероприятия КПО. К таким случаям
относятся, например, негласная переписка и передача «посылок» между
заключенными, а также заключенными и лицами, находящимися на свободе и
т.п.
Оформление результатов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Результаты оформляются рапортом или справкой оперативного сотрудника, к которым могут прилагаться материальные носители информации, фиксирующие результаты ОРМ, а также изъятые предметы или образцы.