§ 10. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (далее - КПО) — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в просмотре письменной и иной зафиксированной на материальном носителе корреспонденции в целях обнаружения сведений о преступной деятельности изучаемого лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач ОРД.

Способ получения информации — изучение корреспонденции.

Анализ сущности рассматриваемого ОРМ позволяет определить несколько значимых аспектов. Во-первых, предметом оперативно-розыскного мероприятия являются только те почтовые отправления, которые пересылаются на материальных носителях и, как следствие, отправления, распространяемые по каналам электронной почты, являются предметом других оперативно-розыскных мероприятий. Во‑вторых, предметом КПО являются почтовые отправления, пересылка которых осуществляется только по каналам предприятий, предоставляющих почтовые услуги независимо от формы собственности. В-третьих, объектом рассматриваемого ОРМ выступают «изучаемые лица». Однако следует учитывать, что в данном случае речь идет не о любом лице, имеющем прикосновение к преступлению, а только о том, которое причастно к преступной деятельности. И, в-четвертых, субъектом проведения оперативно-розыскного мероприятия КПО являются сотрудники оперативных подразделений ФСБ России.

Следует отметить, что в исключительных случаях (при отсутствии у ФСБ России соответствующих оперативных позиций) данное ОРМ может быть проведено оперативными сотрудниками БСТМ МВД России.

Оперативно-розыскное мероприятие КПО проводится только на основании судебного решения. Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства и могущие привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и деяниях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России. В этих случаях проведение оперативно-розыскного мероприятия допускается с обязательным уведомлением суда (судьи) и получением в течение 48 часов судебного решения о его проведении.

Особняком стоит ситуация при которой возникает угроза жизни, здоровью или собственности отдельных лиц. В данном случае проведение рассматриваемого оперативно-розыскного мероприятия возможно и без судебного решения, но только в отношении указанных лиц и на основании их письменного согласия. В данном случае необходимо обязательное уведомление суда (судьи) в течение 48 часов.

Законодатель не закрепляет в какой форме должно осуществляться уведомление суда (судьи) о проводимом мероприятии без судебного решения. Это дает возможность толковать норму Закона об ОРД таким образом, что возможно как письменное, так и устное уведомление. Однако, учитывая, что отношения суда и оперативного подразделения полиции носят официальный характер, представляется, что уведомление должно быть только в письменной форме.

Срок КПО может составлять до шести месяцев со дня получения судебного решения на его проведение, либо не ограничиваться этим сроком, а носить разовый характер. Подобное возможно, например, когда имеется достоверная информация о получении либо отправлении объектом оперативно-розыскного мероприятия интересующих сообщений или отправлений.

При необходимости с указанных отправлений могут делаться копии, они могут фиксироваться при помощи фотосъемки или видеозаписи, изыматься рукописные бланки, заполненные отправителем, отбираться пробы (образцы) предметов, веществ и т.п.

Следует учитывать, что контроль за перемещением и содержанием предметов, передаваемых не по сетям предприятий предоставляющих услуги почтовой связи независимо от их формы собственности не образует оперативно-розыскного мероприятия КПО. К таким случаям относятся, например, негласная переписка и передача «посылок» между заключенными, а также заключенными и лицами, находящимися на свободе и т.п.

Оформление результатов контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Результаты оформляются рапортом или справкой оперативного сотрудника, к которым могут прилагаться материальные носители информации, фиксирующие результаты ОРМ, а также изъятые предметы или образцы.

 

st1.png                                                                           st1).png