§ 3. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Необходимость защиты
сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
обусловлена тем, что в соответствии со ст. 2 Закона о государственной тайне
сведения в области оперативно-розыскной деятельности, распространение которых
может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, составляют
государственную тайну. В соответствии со ст.
5 указанного закона государственную тайну составляют сведения
в военной области; в области экономики, науки и техники; в области внешней
политики и экономики; в области разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму
и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о
применении мер государственной защиты.
Составляющими
государственную тайну в области оперативно-розыскной деятельности являются
сведения:
— о силах,
средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной
деятельности и деятельности по противодействию терроризму, а также данные о
финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные
сведения;
— о силах,
средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по
обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении
мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти
данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об
указанных лицах;
— о лицах,
сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
— об организации,
о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной
охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные
раскрывают перечисленные сведения.
Закон об ОРД указанные
положения еще более детализирует. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12
к государственной тайне относятся сведения:
— об используемых
или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий
силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной
деятельности;
— о лицах,
внедренных в организованные преступные группы;
— о штатных
негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной
основе;
— об организации и
о тактике проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Указанные сведения
могут составлять государственную тайну временно и подлежат рассекречиванию на
основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в случае
изменения объективных обстоятельств, в силу которых дальнейшая защита сведений
как составляющих государственную тайну является нецелесообразной. Данное
положение обосновано тем, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий
(например, как проверочная закупка, оперативное внедрение и др.) режим
секретности и конспирации объективно необходим. Вместе с тем такая необходимость
может быть исключена в том случае, когда мероприятие уже проведено, а факт его
проведения, содержание действий и участники стали известны лицу, в отношении
которого оно проводилось.
Кроме того, не подлежат
отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о фактах нарушения
прав и свобод человека и гражданина, о фактах нарушения законности органами
государственной власти и их должностными лицами.
Возможность предания
гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о
штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказавших им содействие на
конфиденциальной основе, допускается только с их письменного согласия и в
случаях, предусмотренных федеральными законами. В то же время необходимо знать,
что в случае совершения указанными лицами преступления, сведения о них могут
быть представлены соответствующим прокурорам без их
согласия.
В части 3
ст. 12
Закона об ОРД содержится предписание, что судебное решение на право
проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием
для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность. Данное положение продиктовано необходимостью
защиты государственной тайны, которая обеспечивается органами, осуществляющими
ОРД, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах их компетенции.
Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную
тайну, возлагается на руководителей этих органов.
Однако такое положение
не означает запрет на приобщение копии такого решения к материалам уголовного
дела, в котором в качестве доказательств используются результаты
оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, результаты оперативно-розыскных
мероприятий, проводимых на основании судебных решений, должны представляться
органу дознания, следователю или в суд вместе с копиями этих судебных
решений.
В целях обеспечения
защиты сведений об органах, осуществляющих ОРД, ч. 4
ст. 12 Закона об ОРД
предусматривает, что в порядке и случаях, установленных указанным законом,
оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной
деятельности, представляются:
— суду
(судье);
— прокурору,
осуществляющему надзор за законностью оперативно-розыскной
деятельности;
— следователю и
органу дознания, в производстве которых находится уголовное
дело;
— другим органам,
осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
К оперативно-служебным
документам, отражающим результаты оперативно-розыскной деятельности, относятся
заявления, объяснения, рапорты, справки, акты и иные документы, которые были
получены в результате оперативно-розыскной
деятельности.
Рассматриваемые
документы представляются суду (судье) в случаях:
— исполнения
судебного решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным
делам и материалам проверки сообщений о преступлениях, находящимся в его
производстве;
— исполнения
требования суда (судьи) о представлении документов по находящейся у него на
рассмотрении жалобе лица, виновность которого в совершении преступления не
доказана в установленном законом порядке и которое располагает фактами
проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при
этом были нарушены его права, о непредставлении или представлении не в полном
объеме органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведений о
полученной об этом лице информации в пределах, допускаемых требованиями
конспирации и исключающих возможность разглашения государственной
тайны;
— исполнения
требования суда (судьи) о представлении документов по уголовным делам,
находящимся в его производстве, и по указанным в ст. 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 г.
№ 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные
общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и
безопасности государства» судебным искам.
Оперативно-служебные
документы представляются уполномоченному прокурору при осуществлении последним
надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. По
требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные
документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении
оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических
средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные
правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных
мероприятий.
Представление
оперативно-служебных документов следователю и органу дознания, в производстве
которых находится уголовное дело, осуществляется на основании постановления
руководителя органа, осуществляющего ОРД.
Кроме того,
рассматриваемые документы могут представляться иным органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, в порядке взаимодействия, а также в рамках
исполнения обязанности, предусмотренной п. 4
ст. 14 Закона об ОРД, предписывающей информировать другие
органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории
Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной
деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать им необходимую
помощь.