§ 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
Эффективность борьбы с
преступностью во многом зависит от правильной организации сбора, концентрации и
хранения данных, способных своевременно обеспечить оперативные подразделения и
службы органов внутренних дел достоверной, полной и точной информацией. Такую
информацию, специальным образом систематизированную и размещенную в
соответствующих картотеках, делах или автоматизированных банках данных, принято
называть учетами.
Учеты представляют
важнейшее средство оперативно-розыскной деятельности, выполняющее
задачу ее информационного
обеспечения. Без учета невозможен контроль и активное
воздействие на процессы наблюдения, подсчета, регистрации и систематизации
социальных, криминальных и иных явлений, происходящих в
обществе.
Правовой основой
использования учетов в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
служат ст.ст. 23, 24, 55 Конституции Российской
Федерации, ст. 10 Федерального закона «Об
оперативно-розыскной деятельности»; ч.
4 ст. 11, п. 33 ч. 1 ст. 13, ст. 17 Федерального закона «О полиции». Большое значение
имеют Федеральные законы «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации», «О персональных
данных», «О государственной
тайне», «О государственной геномной регистрации
в Российской Федерации», «О государственной дактилоскопической
регистрации в Российской Федерации», а также ведомственные нормативные правовые акты МВД
России.
В оперативно-розыскной
деятельности органов внутренних дел учеты нашли широкое применение в
предупреждении и раскрытии преступлений, розыске преступников и похищенного
имущества, установлении личности неизвестных граждан и идентификации
неопознанных трупов, в работе с подсобным аппаратом, а также в решении иных
задач борьбы с преступностью.
Так, в предупреждении
преступлений учеты позволяют:
— установить
постоянный контроль за поведением и режимом проживания на обслуживаемой
территории отдельных категорий лиц, проявляющих криминогенную активность и
могущих встать на путь совершения преступлений;
— преградить
доступ на материально-ответственные и некоторые другие должности, а также на
режимные объекты лицам, имеющим соответствующие ограничения в связи с прошлой
преступной деятельностью;
— отказать в
выдаче огнестрельного оружия или своевременно изъять его у лиц, допускающих
административные правонарушения, способные привести к опасным
последствиям;
— установить
контроль за предметами, запрещенными или ограниченными к обороту, использование
которых может иметь повышенную опасность для окружающих (наркотики, оружие,
взрывчатые вещества и т. п.);
— избирать такую
меру пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых, которая соответствовала
бы не только тяжести содеянного, но и личности привлекаемых к уголовной
ответственности, и являлась адекватной мерой социальной защиты от возможного
рецидива.
В процессе работы по
раскрытию преступлений учеты дают возможность:
— отождествлять
преступников по зафиксированным
признакам (по способу совершения
преступлений, кличкам, приметам и следам, оставленным на месте
происшествия);
— устанавливать
тождество разыскиваемых и проверяемых объектов;
— осуществлять
поиск похищенного имущества в местах его возможного
сбыта;
— выявлять
похищенный автомототранспорт при постановке на учет, расследовании
дорожно-транспортных происшествий;
— объединять
усилия сотрудников ОВД по раскрытию однородных преступлений;
— получать
дополнительную информацию о проверяемых лицах из архивных дел оперативного
учета.
В розыскной деятельности органов внутренних дел учеты
используются чаще всего для установления тождества доставленных лиц в дежурную
часть ОВД с разыскиваемыми преступниками, а также в целях установления тождества
неопознанных трупов с лицами, пропавшими без вести.
Для решения иных задач
борьбы с преступностью учеты необходимы в целях:
— анализа и оценки
общего состояния борьбы с преступностью;
— координации
усилий всех или ряда органов внутренних дел, направленных на решение однородных
задач (активизация розыска особо опасного преступника, активизация работы над
раскрытием серийных и многоэпизодных преступлений и т.
п.);
— контроля за
ходом борьбы с преступностью и соблюдением законности (обоснованность заведения
и реализации дел оперативного учета, соответствие сроков ведения дел нормативным
предписаниям).
Принимая во внимание то
обстоятельство, что официального толкования термина «учеты» в действующем
законодательстве нет, за основу взято определение, которое приводится в
большинстве литературных источников, посвященных данной
проблеме.
Учеты —
регламентированная нормативными актами система сбора, регистрации,
сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их характерным
признакам, предназначенная для информационного обеспечения деятельности органов
внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений,
розыску преступников и лиц, пропавших без вести, а также установлению личности
неопознанных трупов.
Основным назначением
учетов органов внутренних дел является приведение всех видов информации в
систему, обеспечивающую возможность бесперебойного и неоднократного обращения к
ней, использования этой информации не одним, а многими абонентами для решения
возложенных на них задач борьбы с преступностью. Подразделениям органов
внутренних дел предоставлена возможность создавать и использовать различные по
целевому назначению информационные системы, а также заводить дела оперативного
учета.
Под информационными
системами принято понимать массивы сведений, собираемых и систематизируемых в
различных АБД и АИПС, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе
которых лежат точные сведения об объектах, попадающих в сферу
оперативно-розыскной деятельности.
В основе формирования и
ведения информационных систем, банков данных и картотек лежит учет сведений о
разнообразных объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности.
Указанные объекты можно
разделить на три группы:
— лица (особый контингент
граждан, представляющих оперативный интерес для органов внутренних
дел);
— события и
факты;
— предметы и
вещи.
В основе каждой группы
лежат определенные признаки объекта, позволяющие его
идентифицировать.
Объектами первой
группы, подлежащими централизованному учету,
являются:
— лица, от которых
можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения
преступления;
— лица
замышляющие, подготавливающие либо совершившие
преступления;
— лица, скрывшиеся
от органов дознания, следствия и суда;
— лица,
уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания, в том числе совершившие побег
из мест лишения свободы;
— лица, пропавшие
без вести;
— неопознанные
трупы.
Объектами второй
группы, подлежащими централизованному учету,
являются:
— зарегистрированные преступления, независимо от
того раскрыты они или нет, и относящаяся к ним информация справочного и
оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых
лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т.
д.);
— информация,
поступившая из конфиденциальных источников.
Объектами третьей
группы, подлежащими централизованному учету,
являются:
— орудия
совершения преступлений;
— автотранспортные
средства;
— огнестрельное
оружие, находящееся в законном пользовании граждан и организаций, а также
похищенное (при этом разыскиваемое учитывается
отдельно);
— разыскиваемые предметы, вещи и документы, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена.