§ 1. Понятие и объекты учетов, используемых в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит от правильной организации сбора, концентрации и хранения данных, способных своевременно обеспечить оперативные подразделения и службы органов внутренних дел достоверной, полной и точной информацией. Такую информацию, специальным образом систематизированную и размещенную в соответствующих картотеках, делах или автоматизированных банках данных, принято называть учетами.

Учеты представляют важнейшее средство оперативно-розыскной деятельности, выполняющее задачу ее информационного обеспечения. Без учета невозможен контроль и активное воздействие на процессы наблюдения, подсчета, регистрации и систематизации социальных, криминальных и иных явлений, происходящих в обществе.

Правовой основой использования учетов в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел служат ст.ст. 23, 24, 55 Конституции Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; ч. 4 ст. 11, п. 33 ч. 1 ст. 13, ст. 17 Федерального закона «О полиции». Большое значение имеют Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных», «О государственной тайне», «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», а также ведомственные нормативные правовые акты МВД России.

В оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел учеты нашли широкое применение в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске преступников и похищенного имущества, установлении личности неизвестных граждан и идентификации неопознанных трупов, в работе с подсобным аппаратом, а также в решении иных задач борьбы с преступностью.

Так, в предупреждении преступлений учеты позволяют:

— установить постоянный контроль за поведением и режимом проживания на обслуживаемой территории отдельных категорий лиц, проявляющих криминогенную активность и могущих встать на путь совершения преступлений;

— преградить доступ на материально-ответственные и некоторые другие должности, а также на режимные объекты лицам, имеющим соответствующие ограничения в связи с прошлой преступной деятельностью;

— отказать в выдаче огнестрельного оружия или своевременно изъять его у лиц, допускающих административные правонарушения, способные привести к опасным последствиям;

— установить контроль за предметами, запрещенными или ограниченными к обороту, использование которых может иметь повышенную опасность для окружающих (наркотики, оружие, взрывчатые вещества и т. п.);

— избирать такую меру пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых, которая соответствовала бы не только тяжести содеянного, но и личности привлекаемых к уголовной ответственности, и являлась адекватной мерой социальной защиты от возможного рецидива.

В процессе работы по раскрытию преступлений учеты дают возможность:

— отождествлять преступников по зафиксированным признакам (по способу совершения преступлений, кличкам, приметам и следам, оставленным на месте происшествия);

— устанавливать тождество разыскиваемых и проверяемых объектов;

— осуществлять поиск похищенного имущества в местах его возможного сбыта;

— выявлять похищенный автомототранспорт при постановке на учет, расследовании дорожно-транспортных происшествий;

— объединять усилия сотрудников ОВД по раскрытию однородных преступлений;

— получать дополнительную информацию о проверяемых лицах из архивных дел оперативного учета.

В розыскной деятельности органов внутренних дел учеты используются чаще всего для установления тождества доставленных лиц в дежурную часть ОВД с разыскиваемыми преступниками, а также в целях установления тождества неопознанных трупов с лицами, пропавшими без вести.

Для решения иных задач борьбы с преступностью учеты необходимы в целях:

— анализа и оценки общего состояния борьбы с преступностью;

— координации усилий всех или ряда органов внутренних дел, направленных на решение однородных задач (активизация розыска особо опасного преступника, активизация работы над раскрытием серийных и многоэпизодных преступлений и т. п.);

— контроля за ходом борьбы с преступностью и соблюдением законности (обоснованность заведения и реализации дел оперативного учета, соответствие сроков ведения дел нормативным предписаниям).

Принимая во внимание то обстоятельство, что официального толкования термина «учеты» в действующем законодательстве нет, за основу взято определение, которое приводится в большинстве литературных источников, посвященных данной проблеме.

Учеты — регламентированная нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их характерным признакам, предназначенная для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести, а также установлению личности неопознанных трупов.

Основным назначением учетов органов внутренних дел является приведение всех видов информации в систему, обеспечивающую возможность бесперебойного и неоднократного обращения к ней, использования этой информации не одним, а многими абонентами для решения возложенных на них задач борьбы с преступностью. Подразделениям органов внутренних дел предоставлена возможность создавать и использовать различные по целевому назначению информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Под информационными системами принято понимать массивы сведений, собираемых и систематизируемых в различных АБД и АИПС, картотеках, фототеках, коллекциях и следотеках, в основе которых лежат точные сведения об объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности.

В основе формирования и ведения информационных систем, банков данных и картотек лежит учет сведений о разнообразных объектах, попадающих в сферу оперативно-розыскной деятельности.

Указанные объекты можно разделить на три группы:

— лица (особый контингент граждан, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел);

— события и факты;

— предметы и вещи.

В основе каждой группы лежат определенные признаки объекта, позволяющие его идентифицировать.

Объектами первой группы, подлежащими централизованному учету, являются:

— лица, от которых можно (исходя из имеющейся о них информации) реально ожидать совершения преступления;

— лица замышляющие, подготавливающие либо совершившие преступления;

— лица, скрывшиеся от органов дознания, следствия и суда;

— лица, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания, в том числе совершившие побег из мест лишения свободы;

— лица, пропавшие без вести;

— неопознанные трупы.

Объектами второй группы, подлежащими централизованному учету, являются:

— зарегистрированные преступления, независимо от того раскрыты они или нет, и относящаяся к ним информация справочного и оперативно-розыскного характера (например, об установленных и подозреваемых лицах, их приметах, обстоятельствах и способах совершения преступления и т. д.);

— информация, поступившая из конфиденциальных источников.

Объектами третьей группы, подлежащими централизованному учету, являются:

— орудия совершения преступлений;

— автотранспортные средства;

— огнестрельное оружие, находящееся в законном пользовании граждан и организаций, а также похищенное (при этом разыскиваемое учитывается отдельно);

— разыскиваемые предметы, вещи и документы, служившие предметом преступных посягательств, а также обнаруженные и изъятые, принадлежность которых не установлена.

 

st1.png                                                  st1).png