§ 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий — это закрепленные в ст. 7 Закона об ОРД сведения, при наличии которых  орган, осуществляющий ОРД правомочен проводить ОРМ.

Основания для проведения ОРМ закреплены в ст. 7 Закона об ОРД. Законодатель разделил их на три группы, которые изложены в разных частях данной статьи:

— основания для проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, и без вести пропавших лиц (ч. 1 ст. 7);

— основания для проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 7);

— основания для проведения ОРМ в целях добывания информации, необходимой для решения задач в области противодействия коррупции.

К первой группе относятся шесть оснований для проведения всех оперативно-розыскных мероприятий.

Первым в этом перечне указано наличие возбужденного уголовного дела (п. 1 ч. 1 ст. 7). Закон об ОРД не связывает данное основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве находится, однако уголовно-процессуальное законодательство вносит сюда некоторые ограничения.

Наличие возбужденного уголовного дела может выступать основанием проведения ОРМ в двух типичных ситуациях:

— в случае нахождения такого дела в производстве органов дознания;

— в случае необнаружения совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в производстве следователя.

Для первой ситуации не имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить ОРМ без каких-либо ограничений. Однако при этом следует учитывать требование ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающее возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт неустановления виновного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Это правило позволяет рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве основания проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В то же время упомянутая норма закона закрепила и другое правило, согласно которому после направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Логический анализ ч. 4 ст. 157 УПК РФ позволяет сделать вывод, что данное правило распространяется на случаи, когда виновный установлен. Следовательно, после установления виновного лица и передачи уголовного дела руководителю следственного органа основанием для проведения ОРМ будет выступать уже не наличие возбужденного уголовного дела, а поручение следователя.

Вторым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения, ставшие известными оперативным подразделениям органов, осуществляющих ОРД (п. 2 ч. 1 ст. 7). К числу таковых законодатель относит сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.

Такие сведения содержатся в устных и письменных сообщениях и заявлениях о преступлениях, поступающих по официальным каналам от граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и рассматриваются уголовно-процессуальным законодательством в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Далеко не всегда в поступивших заявлениях и сообщениях содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и для их получения могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия. Сообщения и заявления регистрируются в книге учета сообщений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел и рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ.

Кроме официальных заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в органы внутренних дел поступает иная информация: сообщения из лечебных учреждений о поступлении граждан с травмами криминального характера; об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность; о срабатывании охранной сигнализации; публикации в средствах массовой информации; сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления; оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты сотрудников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных происшествиях; некоторые другие сообщения. Эти сведения регистрируется в специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий.

Анонимные сообщения поступающие в органы внутренних дел если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать в качестве оснований для проведения ОРМ.

Сведения о признаках подготавливаемого или совершенного преступления могут быть получены в результате поисковой работы (оперативного поиска) сотрудников оперативных подразделений. Такой поиск осуществляется в соответствии с должностными обязанностями (должностным регламентом) и направлен на выявление латентных преступлений, заявления и сообщения о которых по официальным каналам не поступают (например, о фактах незаконного сбыта оружия, наркотиков и т. д.).

Одной из разновидностей сведений, являющихся основанием для проведения ОРМ, следует рассматривать данные о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, которые могут содержаться постановлениях о розыске обвиняемого, розыскных заданиях, оперативно-справочных учетах, а также в информации, полученной из агентурных источников.

Основанием для проведения ОРМ могут выступать сведения о лицах, без вести пропавших, а также об обнаружении неопознанных трупов, которые могут содержаться в заявлениях и сообщениях граждан и должностных лиц.

Установление личности неопознанных трупов не указано в числе задач ОРД, сформулированных в ст. 2 Закона об ОРД, однако сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти.

Третьим основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон об ОРД определил поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Поручение о проведении ОРМ как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст. 157 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ.

Поручения и указания органам, осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные сотрудники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно ст. 14 Закона об ОРД — обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Что касается поручений о проведении ОРМ, исходящих от органов дознания и суда, то здесь необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними этого права. Однако у тех органов дознания, которые не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может возникнуть. В частности, у специализированных подразделений дознания ОВД есть необходимость в даче поручений оперативным подразделениям о проведении оперативно-розыскных мероприятий. В этом случае представляется необходимым, используя принцип аналогии, распространять право следователя на дачу поручения о проведении ОРМ на полномочия дознавателя.

В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД, принимается им по собственному усмотрению.

Четвертым основанием для проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность при наличии других оснований, указанных в законе. Данное основание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного, поскольку запрос может направляться для исполнения только при наличии любых других оснований, указанных в ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД. Запросы могут поступать как от оперативных подразделений того же ведомства, так и от соответствующих служб других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД. Такие запросы должны быть оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего уровня. Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться вместе с запросом.

Пятым основанием для проведения ОРМ является постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Шестым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов зарубежных стран в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Выполнение таких запросов — обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

К международным правоохранительным организациям относится прежде всего Международная организация уголовной полиции — Интерпол, в члены которой Россия вступила в 1991 г. Запросы могут поступать непосредственно из Генерального секретариата Интерпола, из национальных бюро Интерпола либо от представителей правоохранительных органов, аккредитованных при дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.

По таким запросам могут проводиться только те оперативно-розыскные мероприятия, которые не требуют судебного решения. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, а также на неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона об ОРД, получить решение судьи по месту проведения мероприятия.

Наиболее распространены в оперативно-розыскной деятельности запросы правоохранительных органов стран — членов СНГ. Правовой основой исполнения таких запросов является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. и в г. Кишиневе 7 октября 2002 г, а также ряд соглашений между правоохранительными органами Содружества Независимых Государств.

Запросы о проведении ОРМ в соответствии с упомянутой Конвенцией и подписанными соглашениями должны содержать: наименование органа, от которого исходит запрос, и наименование органа, к которому он обращен; наименование дела или материала, по которому направляется запрос; фамилии подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их адреса и анкетные данные; описание правонарушения; подпись руководителя и печать органа внутренних дел.

К запросу должны прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения санкционированных действий.

Вторая группа оснований для проведения ОРМ, закрепленных в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, касается тех, которые направлены на решение задач, выполняющих вспомогательную, обеспечивающую функцию. К таким обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к государственной тайне, к работам на экологически опасных объектах, к участию в ОРД; лиц, желающих получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД.

Сбор сведений, необходимых для принятия решений, перечисленных в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, отдельные авторы называют оперативно-проверочной работой, а Закон о государственной тайне — проверочными мероприятиями. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа должностному лицу или гражданину в принятии решения о соответствующем допуске.

Закон об ОРД не оговаривает объема и вида собираемых сведений, ограничивая компетентные органы лишь в способах сбора информации. При проведении проверочных мероприятий вводится запрет на осуществление четырех ОРМ, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также неприкосновенность жилища. Указанное ограничение не распространяется на решение задач по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может осуществляться весь комплекс ОРМ.

Сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, относится к компетенции подразделений ФСБ.

От лиц, на которых оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период оформления такого допуска допускается временное ограничение права на неприкосновенность частной жизни проверяемого лица.

При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые являются основаниями для отказа в выдаче допуска.

Исходя из принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе проверки лица должна собираться только такая информация, которая необходима с точки зрения обеспечения государственной тайны, а не информация о личной жизни вообще.

Данные, на основании которых будет принято решение о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями правоохранительных органов. Объем и виды собираемой информации определяются ведомственными нормативными актами.

В качестве самостоятельного основания для проведения ОРМ п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД определил необходимость обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных актах, регламентирующих их деятельность.

Под обеспечением безопасности (собственной безопасности) следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению проникновения в оперативные подразделения представителей криминальной среды, предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений, коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных подразделений, членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.

Сбор данных, необходимых для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, может осуществляться с помощью любых ОРМ. Эти меры осуществляются специально созданными подразделениями собственной безопасности, чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами.

Организация системы обеспечения собственной безопасности закреплена в качестве одной из функций МВД в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699. Эти меры осуществляются специально созданными подразделениями собственной безопасности, чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными актами.

На эту службу возложены функции защиты личного состава ОВД от преступных посягательств; проведения оперативно-розыскных мероприятий и служебных проверок, направленных на выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД, независимо от занимаемой должности; проникновения в ряды органов внутренних дел участников преступных сообществ, а также отдельных лиц, преследующих преступные или иные корыстные цели.

Выдача разрешений на частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые уполномочены на проведение необходимых проверочных мероприятий. Они вправе устанавливать достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места работы.

Основанием для проведения ОРМ в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД могут выступать также запросы кадровых служб государственных органов о проверке достоверности и полноты сведений об имущественном положении, представленных гражданами, претендующими на замещение либо замещающими указанные в Законе должности государственных или муниципальных служащих, либо претендующими на должность судьи. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, кадровые службы федеральных государственных органов, осуществляющие проверку достоверности сведений об имущественном положении должностных лиц, могут обращаться с запросом о проведении ОРМ в органы, уполномоченные на осуществление ОРД, в случае наличия информации о недостоверности или неполноте представленных сведений.

 

st1.png                                                                           st1).png