§ 1. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий
— это закрепленные в ст. 7 Закона об
ОРД сведения, при наличии которых орган, осуществляющий ОРД правомочен
проводить ОРМ.
Основания для
проведения ОРМ закреплены в ст. 7 Закона об ОРД. Законодатель разделил их
на три группы, которые изложены в разных частях данной
статьи:
— основания для
проведения ОРМ, непосредственно направленных на выявление, предупреждение,
пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, и без вести пропавших лиц (ч. 1
ст. 7);
— основания для
проведения ОРМ, направленных на сбор сведений, необходимых для принятия решений
о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, и
некоторым видам деятельности, а также на обеспечение безопасности органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2
ст. 7);
— основания для
проведения ОРМ в целях добывания информации, необходимой для решения задач в
области противодействия коррупции.
К первой группе
относятся шесть оснований для проведения всех оперативно-розыскных мероприятий.
Первым в этом
перечне указано наличие возбужденного уголовного
дела (п. 1 ч. 1 ст. 7). Закон об ОРД не связывает данное
основание ни с фактом обнаружения лица, совершившего преступление, ни с тем, кем
оно возбуждено (органом дознания или следователем) и в чьем производстве
находится, однако уголовно-процессуальное законодательство вносит сюда некоторые
ограничения.
Наличие возбужденного
уголовного дела может выступать основанием проведения ОРМ в двух типичных
ситуациях:
— в случае нахождения
такого дела в производстве органов дознания;
— в случае
необнаружения совершившего преступление лица по уголовному делу, находящемуся в
производстве следователя.
Для первой ситуации не
имеет значения факт обнаружения лица, совершившего преступление, и органы
дознания по любым находящимся в их производстве уголовным делам могут проводить
ОРМ без каких-либо ограничений. Однако при этом следует учитывать требование
ч. 2 ст. 41 УПК РФ, запрещающее возложение полномочий по проведению
дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу
оперативно-розыскные мероприятия.
Для второй ситуации
принципиальное значение имеет факт неустановления виновного лица. В соответствии
с ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность
принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего
преступление, уведомляя следователя об их результатах. Это правило позволяет
рассматривать наличие возбужденного уголовного дела в качестве основания
проведения ОРМ по любым нераскрытым уголовным делам. В то же время упомянутая
норма закона закрепила и другое правило, согласно которому после направления
уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему
оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Логический
анализ ч. 4 ст. 157 УПК РФ позволяет сделать вывод, что данное правило
распространяется на случаи, когда виновный установлен. Следовательно, после
установления виновного лица и передачи уголовного дела руководителю
следственного органа основанием для проведения ОРМ будет выступать уже не
наличие возбужденного уголовного дела, а поручение следователя.
Вторым основанием для
проведения оперативно-розыскных мероприятий являются сведения, ставшие
известными оперативным подразделениям органов, осуществляющих ОРД (п.
2 ч. 1 ст. 7). К числу таковых законодатель относит сведения
о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного
преступления, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или
совершивших, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела.
Такие сведения
содержатся в устных и письменных сообщениях и заявлениях о преступлениях,
поступающих по официальным каналам от граждан, должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций и рассматриваются уголовно-процессуальным
законодательством в качестве поводов для возбуждения уголовного дела. Далеко не
всегда в поступивших заявлениях и сообщениях содержится достаточно данных,
указывающих на признаки преступления, и для их получения могут проводиться
оперативно-розыскные мероприятия. Сообщения и заявления регистрируются в
книге учета сообщений о происшествиях дежурной части
органа внутренних дел и
рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ.
Кроме официальных
заявлений и сообщений о совершенных преступлениях в органы внутренних дел
поступает иная информация: сообщения из лечебных учреждений о
поступлении граждан с травмами криминального характера; об утрате гражданами при криминальных
обстоятельствах документов, удостоверяющих личность; о срабатывании охранной
сигнализации; публикации в средствах массовой информации; сообщения страховых
компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления;
оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми; рапорты сотрудников
органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных
происшествиях; некоторые другие сообщения. Эти сведения регистрируется в
специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа
внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем
осуществления оперативно-розыскных мероприятий.
Анонимные сообщения
поступающие в органы внутренних дел если в них идет речь о подготовке или
совершении преступлений, следует рассматривать в качестве оснований для
проведения ОРМ.
Сведения о признаках
подготавливаемого или совершенного преступления могут быть получены в результате
поисковой работы (оперативного поиска) сотрудников оперативных подразделений.
Такой поиск осуществляется в соответствии с должностными обязанностями
(должностным регламентом) и направлен на выявление латентных преступлений,
заявления и сообщения о которых по официальным каналам не поступают (например, о
фактах незаконного сбыта оружия, наркотиков и т. д.).
Одной из разновидностей
сведений, являющихся основанием для проведения ОРМ, следует рассматривать данные
о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, которые
могут содержаться постановлениях о розыске
обвиняемого, розыскных заданиях, оперативно-справочных учетах, а также в
информации, полученной из агентурных источников.
Основанием для
проведения ОРМ могут выступать сведения о лицах, без вести пропавших, а также об
обнаружении неопознанных трупов, которые могут содержаться в заявлениях и
сообщениях граждан и должностных лиц.
Установление личности
неопознанных трупов не указано в числе задач ОРД, сформулированных в ст. 2
Закона об ОРД, однако сведения об обнаружении неопознанных трупов
рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения ОРМ.
Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на
трупе признаков насильственной смерти.
Третьим основанием для
проведения оперативно-розыскных мероприятий Закон об ОРД определил поручение
следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение
суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
Поручение о проведении
ОРМ как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих уголовное
судопроизводство и оперативно-розыскную деятельность, предусмотрено
уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 и ч. 4 ст.
157 УПК РФ следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для
исполнения письменные поручения о проведении ОРМ.
Поручения и указания органам,
осуществляющим оперативно-розыскные мероприятия, не должны содержать предписаний
о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы
оперативные сотрудники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений
согласно ст. 14 Закона об ОРД — обязанность органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
Что касается поручений
о проведении ОРМ, исходящих от органов дознания и суда, то здесь необходимо
иметь в виду, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними
этого права. Однако у тех органов дознания, которые не наделены полномочиями на
проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может возникнуть.
В частности, у специализированных подразделений дознания ОВД есть
необходимость в даче поручений оперативным подразделениям о проведении
оперативно-розыскных мероприятий. В этом случае представляется необходимым,
используя принцип аналогии, распространять право следователя на дачу поручения о
проведении ОРМ на полномочия дознавателя.
В тех случаях, когда
уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного
полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о
проведении мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона об ОРД, принимается им
по собственному усмотрению.
Четвертым основанием для
проведения ОРМ являются запросы других органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность при наличии других оснований, указанных
в законе. Данное основание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного,
поскольку запрос может направляться для исполнения только при наличии любых
других оснований, указанных в ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД.
Запросы могут поступать как от оперативных подразделений того же
ведомства, так и от соответствующих служб других федеральных министерств и
ведомств, наделенных правом осуществления ОРД. Такие запросы должны быть
оформлены в письменном виде и подписаны руководителем органа соответствующего
уровня. Если ОРМ требует вынесения постановления соответствующего должностного
лица или судебного решения, то все необходимые документы должны направляться
вместе с запросом.
Пятым основанием для
проведения ОРМ является постановление о
применении мер безопасности в отношении защищаемых
лиц,
осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в
порядке, предусмотренном законодательством Российской
Федерации.
Шестым основанием для проведения оперативно-розыскных
мероприятий являются запросы международных правоохранительных организаций и
правоохранительных органов зарубежных стран в соответствии с
международными договорами Российской Федерации. Выполнение таких запросов —
обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
К международным правоохранительным организациям
относится прежде всего Международная организация уголовной полиции — Интерпол, в члены которой Россия вступила в 1991 г.
Запросы могут поступать непосредственно из Генерального секретариата Интерпола,
из национальных бюро Интерпола либо от представителей правоохранительных
органов, аккредитованных при дипломатических представительствах и консульских
учреждениях иностранных государств в Российской Федерации.
По таким запросам могут
проводиться только те оперативно-розыскные мероприятия, которые не требуют
судебного решения. В случае необходимости
проведения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные
права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, а также на
неприкосновенность жилища, следует в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона
об ОРД, получить решение судьи по месту проведения мероприятия.
Наиболее распространены
в оперативно-розыскной деятельности запросы правоохранительных органов стран —
членов СНГ. Правовой основой исполнения таких запросов является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по
гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г.
и в г. Кишиневе 7 октября 2002 г, а также ряд соглашений между
правоохранительными органами Содружества Независимых Государств.
Запросы о проведении
ОРМ в соответствии с упомянутой Конвенцией и подписанными соглашениями должны
содержать: наименование органа, от которого исходит запрос, и наименование
органа, к которому он обращен; наименование дела или материала, по которому
направляется запрос; фамилии подозреваемых, обвиняемых и разыскиваемых, их
адреса и анкетные данные; описание правонарушения; подпись руководителя и печать
органа внутренних дел.
К запросу должны
прилагаться надлежаще оформленные постановления, необходимые для совершения
санкционированных действий.
Вторая группа оснований
для проведения ОРМ, закрепленных в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, касается тех,
которые направлены на решение задач, выполняющих вспомогательную, обеспечивающую
функцию. К таким обеспечивающим задачам относятся проведение проверок лиц, допускаемых к
государственной тайне, к
работам на экологически опасных объектах, к участию в ОРД; лиц, желающих
получить лицензию на частную детективную и охранную деятельность, а также
обеспечение безопасности органов, осуществляющих
ОРД.
Сбор сведений,
необходимых для принятия решений, перечисленных в ч. 2 ст. 7 Закона об
ОРД, отдельные авторы называют оперативно-проверочной работой, а Закон о государственной тайне — проверочными мероприятиями. Целью проведения
проверочных мероприятий является выявление оснований для отказа должностному
лицу или гражданину в принятии решения о соответствующем допуске.
Закон об ОРД не
оговаривает объема и вида собираемых сведений, ограничивая компетентные органы
лишь в способах сбора информации. При проведении проверочных мероприятий
вводится запрет на осуществление четырех ОРМ, связанных с ограничением
конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также неприкосновенность жилища.
Указанное ограничение не распространяется на решение задач по обеспечению
безопасности органов, осуществляющих ОРД, для чего может осуществляться весь
комплекс ОРМ.
Сбор данных,
необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим
государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей
среды, относится к компетенции подразделений ФСБ.
От лиц, на которых
оформляется допуск к государственной тайне, необходимо получить письменное
согласие на проведение в отношении их проверочных мероприятий. В период
оформления такого допуска допускается временное ограничение права на
неприкосновенность частной жизни проверяемого лица.
При оформлении допуска
к государственной тайне могут собираться сведения о наличии психических
заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников,
правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом
действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, которые являются
основаниями для отказа в выдаче допуска.
Исходя из принципа
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в процессе проверки
лица должна собираться только такая информация, которая необходима с точки
зрения обеспечения государственной тайны, а не информация о личной жизни вообще.
Данные, на основании
которых будет принято решение о допуске к участию в оперативно-розыскной
деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а
также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными
подразделениями правоохранительных органов. Объем и виды собираемой информации
определяются ведомственными нормативными актами.
В качестве
самостоятельного основания для проведения ОРМ п. 5 ч. 2 ст. 7
Закона об ОРД определил необходимость обеспечения безопасности органов,
осуществляющих ОРД. Эта специфическая функция правоохранительных органов чаще
называется обеспечением собственной безопасности и закреплена в законодательных
актах, регламентирующих их деятельность.
Под обеспечением безопасности (собственной
безопасности) следует понимать целенаправленный комплекс мер по пресечению
проникновения в оперативные подразделения представителей криминальной среды,
предотвращению утечки служебной информации и сведений, составляющих
государственную тайну, выявлению фактов совершения должностных преступлений,
коррупции и предательства интересов службы сотрудниками правоохранительных
органов, а также осуществление защиты сотрудников оперативных подразделений,
членов их семей и лиц, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, в
случае реальной угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество.
Сбор данных,
необходимых для обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, может
осуществляться с помощью любых ОРМ. Эти меры осуществляются специально
созданными подразделениями собственной безопасности, чья деятельность
регламентируется ведомственными нормативными актами.
Организация системы
обеспечения собственной безопасности закреплена в качестве одной из функций МВД
в Положении о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря
2016 г. № 699. Эти меры
осуществляются специально созданными подразделениями собственной безопасности,
чья деятельность регламентируется ведомственными нормативными
актами.
На эту службу возложены
функции защиты личного состава ОВД от преступных посягательств; проведения
оперативно-розыскных мероприятий и служебных проверок, направленных на
выявление, предупреждение и пресечение должностных и иных преступлений,
совершаемых сотрудниками ОВД, независимо от занимаемой должности; проникновения
в ряды органов внутренних дел участников преступных сообществ, а также отдельных
лиц, преследующих преступные или иные корыстные
цели.
Выдача разрешений на
частную детективную и охранную деятельность осуществляется подразделениями
лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел, которые уполномочены
на проведение необходимых проверочных мероприятий. Они вправе устанавливать
достоверность изложенных в представленных документах сведений, чтобы принять
решение о выдаче лицензий, в том числе путем собеседования с гражданином,
претендующим на ее получение. Кроме того, они обязаны проверить его по учетам
психиатрических и наркологических лечебных учреждений, оперативно-справочным
учетам органов внутренних дел, установить причины увольнения с прежнего места
работы.
Основанием для проведения ОРМ в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона об ОРД могут выступать также запросы кадровых служб государственных органов о проверке достоверности и полноты сведений об имущественном положении, представленных гражданами, претендующими на замещение либо замещающими указанные в Законе должности государственных или муниципальных служащих, либо претендующими на должность судьи. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, кадровые службы федеральных государственных органов, осуществляющие проверку достоверности сведений об имущественном положении должностных лиц, могут обращаться с запросом о проведении ОРМ в органы, уполномоченные на осуществление ОРД, в случае наличия информации о недостоверности или неполноте представленных сведений.