§ 2. Принципы оперативно-розыскной деятельности
Под
принципами ОРД понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, отражающие
убеждения и взгляды общества в лице его законодательных и правоохранительных
органов на сущность, цели и задачи этой специфической государственно-правовой
формы борьбы с преступностью.
Принципы
ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных
подразделений органов внутренних дел, были обобщены и сформулированы теорией ОРД
и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и
ведомственном правовом регулировании. Принятие Закона об ОРД придало принципам
ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.
В
ст. 3 Закона об ОРД закреплены четыре основных принципа
оперативно-розыскной деятельности. Принципы законности, уважения и соблюдения
прав и свобод человека и гражданина традиционно относятся к общеправовым
принципам, характерным для всех отраслей права. Их закрепление в законе
обусловлено, во-первых, спецификой правовых основ ОРД, до недавнего времени
регламентировавшейся только ведомственными нормативными актами, во-вторых, тем,
что сущность ОРД предполагает некоторые ограничения конституционных прав и
свобод граждан, попавших в ее сферу. Принципы конспирации и сочетания гласных и
негласных методов и средств неизвестны другим отраслям права, поэтому их относят
к специальным (отраслевым) принципам оперативно-розыскной деятельности.
Принцип
законности
заключается в безусловном и точном соблюдении норм Конституции Российской
Федерации и исполнении законов всеми должностными лицами органов, ее
осуществляющих. Любое ограничение прав и свобод может осуществляться только на
основании и в порядке действия законов. Кроме Закона об ОРД существуют и другие
законы, регламентирующие правоотношения в сфере ОРД. Более подробно можно
ознакомиться в параграфе правовые основы ОРД.
Принцип
законности получил закрепление не только в ст. 3 Закона об ОРД, но и в ряде
других статей. В частности, ст. 5 запрещает осуществлять ОРД для решения
задач, не предусмотренных законом; ст. 6 предусматривает возможность
изменения или дополнения приведенного перечня оперативно-розыскных мероприятий
только в законодательном порядке; ст. 8 определяет условия проведения ОРМ,
ограничивающих конституционные права граждан, и т. д.
Принцип
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина
является важнейшим общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции
Российской Федерации.
Уважение
прав и свобод означает их признание законодателем в качестве приоритетных по
отношению к другим социальным ценностям. Конечная цель ОРД, как уже отмечалось
ранее, — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина.
Соблюдение
прав и свобод означает, с одной стороны, установление четкой законодательной
процедуры проведения ОРМ, ограничивающих наиболее существенные конституционные
права граждан (ст. ст. 8 и 9 Закона об ОРД), а с другой —
регламентацию порядка восстановления нарушенных прав. Таким образом, указанный
принцип материализуется также в ряде статей закона.
Принцип
уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую
очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в
числе близких (родственных) связей лиц, ставших объектами ОРД. В отношении таких
лиц недопустимо никакое ограничение их конституционных прав и свобод. В то же
время Конституционный Суд РФ в п.
7 своего определения
от 14 июля 1998 г. указывает на
допустимость распространения оперативно-розыскных мероприятий на лиц, вступающих
в контакты с объектом, в отношении которого осуществляются эти мероприятия,
поскольку задача ОРМ заключается в установлении связей проверяемого лица.
Важное
значение имеет защита прав и свобод граждан, оказывающих содействие
правоохранительным органам государства, в том числе на конфиденциальной основе.
В Законе об ОРД
законодатель наделяет их дополнительными правами: правом на вынужденное
причинение вреда правоохраняемым интересам при правомерном осуществлении своего
общественного долга (ч. 4 ст. 16); правом на сохранение
конфиденциальности (ч. 1 ст. 17); на правовую защиту (ч. 2
ст. 18), физическую защиту в случае возникновения реальной угрозы жизни,
здоровью или их собственности (ч. 3 ст. 18) и рядом других специальных
прав.
Принцип
уважения и соблюдения прав и свобод распространяется и на лиц, замышляющих,
подготавливающих и совершающих преступления и ставших в связи с этим объектами
ОРД. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации Закон об ОРД допускает возможность ограничения некоторых
конституционных прав таких лиц: на тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых, телеграфных и иных сообщений; на неприкосновенность жилища. Эти
ограничения могут применяться только на основании судебного решения при
соблюдении условий, перечисленных в ст. ст. 8 и 9 Закона об ОРД.
Вместе
с тем следует иметь в виду, что
ряд прав и свобод гражданина и человека на основании Конституции РФ носят
неотъемлемый характер, т. е. не могут ограничиваться ни при каких условиях. К
ним, в частности, относятся права на достоинство личности (ст. 21), на
судебную защиту (ст. 46) на возмещение вреда, причиненного незаконными
действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53
Конституции РФ) и др.
Принцип
уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина более детальное закрепление получил в ст. 5
Закона об ОРД. В части 1 данной статьи установлена обязанность должностных лиц
органов, осуществляющих ОРД, обеспечивать при проведении оперативно-розыскных
мероприятий соблюдение прав человека на неприкосновенность частной жизни, личную
и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Следует отметить, что оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать указанных конституционных прав личности. Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц. Право государства на вмешательство в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью в полной мере соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.).
Под
обеспечением соблюдения прав граждан следует понимать осуществление комплекса
правовых, организационных и иных мер, создающих необходимые предпосылки для
точного выполнения правовых предписаний, касающихся оснований, условий и порядка
проведения оперативно-розыскных мероприятий и исключающих необоснованное
ограничение таких прав.
Право
личности на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну
сформулировано в ч. 1 ст. 23 Конституции РФ и конкретизировано в
ч. 1 ст. 24 Конституции РФ, предусматривающей запрет на сбор,
хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без
его согласия.
Право
органов, осуществляющих ОРД, на сбор сведений, относящихся к частной жизни,
личной и семейной тайне, прямо не закреплено в нормах комментируемого закона, но
оно логично вытекает из содержания ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД, где
устанавливается запрет лишь на разглашение таких
сведений.
Содержание
термина «частная жизнь» в российском законодательстве не раскрывается. В
комментариях к Конституции РФ в это понятие включается сфера личных, интимных,
семейных, бытовых и иных отношений человека с окружающим миром, не связанных с
выполнением официальных, служебных обязанностей. Составными элементами частной
жизни выступают неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных
переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. К личным и семейным тайнам
относятся сведения о размере вкладов, о состоянии здоровья, деловых, дружеских и
иных связях лица, пристрастиях, пороках, скрытых физических недостатках и другие
сведения, которые человек не желает предавать огласке.
В
п. 7 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г.
№ 86-О указано, что преступное деяние
не относится к сфере частной жизни лица, сведения о которой не допускается
собирать, хранить, использовать и распространять без его согласия, а потому
проведение ОРМ для решения задач ОРД не может рассматриваться как нарушение
конституционных прав, предусмотренных ст. 24 Конституции РФ.
Право
на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Под
неприкосновенностью понимается запрещение проникать в жилые помещения, если на
это нет ясно выраженного согласия проживающих в нем лиц. Правом на
неприкосновенность обладают лица, в собственности которых жилье находится, или
лица, пользующиеся им на законном основании, т. е. имеющие соответствующие
правоустанавливающие документы (договор аренды, найма, ордер, свидетельство о
праве собственности и т. п.). Проведение ОРМ, ограничивающих неприкосновенность
жилища, допускается только на основании судебного
решения.
Сотрудники
оперативных подразделений органов внутренних дел в соответствии со ст. 15
Закона о полиции
вправе входить (проникать) в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им
земельные участки, вопреки воле владельцев в целях спасения жизни граждан и их
имущества при массовых беспорядках и чрезвычайных обстоятельствах, для
задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлении, для пресечения
преступления. При этом они должны соблюдать условия такого проникновения,
установленные этой статьей.
Под
правом на тайну корреспонденции следует понимать закрепленное в ч. 2
ст. 23 Конституции РФ право
на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений. Это право ограничивается при проведении четырех из числа закрепленных
в ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскных мероприятий:
контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания
телефонных переговоров, получения компьютерной информации и снятия информации с
технических каналов связи. Проведение этих мероприятий, осуществляется только на
основании судебного решения.
Кроме
того, в ст. 5 Закона об ОРД заложен
механизм реализации конституционной нормы о праве граждан на ознакомление с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы
(ч. 2 ст. 24 Конституции РФ); закрепляется порядок судебной защиты
нарушенных прав граждан; устанавливаются запреты в поведении должностных лиц
органов, осуществляющих ОРД.
Принцип
конспирации
отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной
деятельности и позволяет отграничить ОРД от большинства других
государственно-правовых форм борьбы с преступностью. Принцип конспирации
обуславливает необходимость и легитимность применения негласных методов и
средств.
Конспирация
в ОРД – это предъявляемая законодательством система мер, направленная на
сохранение в тайне информации, в целях обеспечения возможности достижения целей
ОРД и недопущения причинения ущерба её участникам.
Необходимость
сохранения в тайне действий правоохранительных органов обусловлена рядом
обстоятельств. Во-первых, потребностью принятия адекватных мер борьбы с
преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности, с
целью избежать уголовной ответственности. Тайным способам совершения
преступлений государство противопоставляет тайные способы их раскрытия.
Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или
преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации.
В‑третьих, сохранение тайны является в ряде случаев непременным условием
оказания гражданами помощи в раскрытии преступлений, гарантией соблюдения их
конституционных прав и свобод, а также специальных прав, определенных в
ст. ст. 17 и 18 Закона об ОРД.
Принцип
конспирации означает установление особого порядка получения, оформления,
хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также обязательных
правил обращения с оперативно-служебными документами.
Правила
конспирации закреплены в ряде статей закона об ОРД. К их числу следует
отнести ограничение пределов предоставления собранных сведений по требованию
реабилитированного лица на основании (ч. 4 ст. 5); ограничение судей в
праве получения сведений о лицах, оказывающих содействие правоохранительным
органам на конфиденциальной основе (ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 9);
использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на конфиденциальной
основе (ч. 5 ст. 6, ч. 1 ст. 17, п. 2 ст. 15);
требование создания условий по защите сведений, содержащихся в представляемых
судье оперативно-служебных документах (ч. 7 ст. 9); определение
перечня сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих
государственную тайну (ч. 1 ст. 12); вменение в обязанность органов,
осуществляющих ОРД, соблюдать правила конспирации при проведении ОРМ (п. 5
ст. 14); использование документов, зашифровывающих личность и ведомственную
принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств (п. 4
ст. 15), возможность создания специальных предприятий и организаций
(п. 5 ст. 15).
Принцип
конспирации ОРД проявляется в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 12
Закона об ОРД к
сведениям, составляющим государственную тайну, отнесен обширный перечень
информации, включающий в себя данные об организации и тактике проведения ОРМ.
Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными актами
ограниченного доступа, с которыми могут ознакомиться должностные лица, имеющие
допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. В этих нормативных
актах принцип конспирации получил детальную конкретизацию.
Принцип
сочетания гласных и негласных методов и средств
отражает специфику ОРД и поэтому включен в определение самой
оперативно-розыскной деятельности.
Принцип
сочетания гласных и негласных методов и средств нашел отражение в п. 1
ст. 15 Закона об ОРД, закрепившем право оперативных подразделений проводить
оперативно-розыскные мероприятия как гласно, так и негласно.
Данный
принцип означает тесную взаимосвязь гласной и негласной оперативно-розыскной
деятельности. Допускается различное сочетание гласных и негласных действий при
проведении ОРМ. Разрешается трансформация ОРМ, начавшегося негласного, в гласное
и наоборот. Обеспечивается возможность одновременного проведения гласных и
негласных ОРМ. Рассматриваемый принцип предоставляет право проводить ОРМ в любой
форме и последовательности. Результаты одних ОРМ могут являться основаниями для
проведения других. Гласные ОРМ могут проводиться в целях проверки достоверности
сведений, полученных в результате негласных и наоборот.
Принципы
конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств отражают специфику
ОРД и позволяют бороться с преступностью в тех случаях, когда
уголовно-процессуальными и административными мерами это крайне затруднено или
невозможно.
Кроме
перечисленных в ст. 3 Закона об ОРД выделяют и другие основополагающие
начала оперативно-розыскной деятельности. К ним можно отнести:
Принцип
равенства граждан перед законом, закрепленный
в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, нашел
отражение в ч. 1 ст. 8 Закона об ОРД, где
говорится о том, что гражданство, национальность, имущественное, должностное,
социальное положение и другие особенности статуса отдельных лиц не являются
препятствием для проведения в отношении них оперативно-розыскных мероприятий.
Принцип
подконтрольности ОРД
заключается в законодательном установлении системы прокурорского надзора,
судебного и ведомственного контроля (ст.9, 20-23 Закона об ОРД). О надзоре и
контроле читайте в соответствующих параграфах.
Принцип
адекватности (соразмерности) допускает
проведение
ОРМ предусматривающих ограничение наиболее охраняемых конституционных прав
граждан только в связи с совершением противоправного деяния, по которому
производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 8 Закона об
ОРД).
В
теории ОРД выделяются еще принципы наступательности, разделения полномочий и
др.
Принцип
наступательности
является характерным для оперативно-розыскной деятельности. Он состоит в
направленности оперативно-розыскных мероприятий на поиск сведений о признаках
преступной деятельности и выявление неизвестных ранее лиц, намеревающихся
совершить преступление. В соответствии с этим принципом оперативно-розыскные
меры должны носить упреждающий, превентивный характер, быть направлены на
предупреждение и пресечение преступлений.
Принцип
разделения полномочий
имеет важное значение в организации оперативно-розыскной деятельности. В
соответствии с этим принципом органы, осуществляющие ОРД, решают определенные
законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных
соответствующими законодательными актами Российской Федерации.