§ 6. Понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел
Использование помощи
лиц, не являющихся штатными сотрудниками правоохранительных органов, для
получения информации о тайных планах и действиях противника применяется с давних
времен как в политических целях, так и в борьбе с преступностью не только нашей
стране, но и за рубежом.
Закон об ОРД определяет
гласную и негласную форму содействия граждан оперативным подразделениям органам
внутренних дел.
Гласное содействие — вид содействия, оказываемое лицом оперативному
подразделению, при котором это лицо не требует сохранения в тайне его
участия.
Правовую основу деятельности по привлечению граждан к внештатному сотрудничеству с полицией составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также Инструкция по организации деятельности внештатных сотрудников полиции.
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся
практикой подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
могут привлекать отдельных лиц с их согласия к участию в подготовке и
осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в гласной форме (на гласной
основе). В последующем полученная
информация может быть предана гласности, а сами участники такого мероприятия
могут стать заявителями и свидетелями по конкретному уголовному делу.
Положительно зарекомендовал себя еще со времен СССР институт внештатных
сотрудников полиции (ранее — милиции).
В целях обеспечения
выполнения возложенных на нее задач полиции разрешается приглашать в
установленном порядке для внештатной работы наиболее активных и подготовленных
граждан не моложе 18 лет, способных по своим личным и деловым качествам
оказывать полиции содействие на добровольной, гласной и безвозмездной основе.
Сотрудники оперативных подразделений могут использовать помощь внештатных
сотрудников для защиты личности, общества, государства от противоправных
посягательств, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений и для розыска
лиц, их совершивших. Внештатные сотрудники полиции не являются должностными
лицами органов внутренних дел Российской Федерации, они принимают участие в
деятельности полиции под непосредственным руководством сотрудника полиции.
Внештатному сотруднику полиции даются конкретные поручения. В своей работе
он осуществляет только те действия, которые не выходят за пределы данных ему
поручений. Оперативный сотрудник должен инструктировать его о способах их
выполнения и контролировать их исполнение. Сотруднику органа внутренних дел
ответственному за работу с нештатными сотрудниками полиции запрещается: Поручать
самостоятельное производство следственных действий, проведение (участие в
проведении) оперативно-розыскных мероприятий, составление протоколов об
административных правонарушениях, а также проверку заявлений и сообщений о
преступлениях и об административных правонарушениях. Привлекать внештатного
сотрудника полиции к участию в мероприятиях, заведомо связанных с риском для его
жизни и здоровья. Знакомить внештатного сотрудника полиции с документами,
содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и иную информацию
ограниченного пользования.
Привлечение внештатных
сотрудников в проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий имеет ряд
преимуществ:
— позволяет
значительно сократить затраты времени и увеличить количество
сил;
— с их помощью
обеспечивается соблюдение принципа сочетания негласных мероприятий с гласным
путем легализации полученной информации. Присутствие внештатных сотрудников при
проведении оперативно-розыскных мероприятий дает им возможность осуществлять
непосредственную фиксацию преступной деятельности. Все это позволяет
использовать внештатных сотрудников в качестве свидетелей при процессуальном
оформлении полученных результатов;
— создает условия
и обеспечивает возможность зашифровать негласные источники получения информации,
послужившей для разоблачения подозреваемых лиц и их привлечения к уголовной
ответственности;
— повышает
разведывательные возможности сотрудников оперативных подразделений, поскольку
расширяет круг источников получения информации, представляющей интерес. В то же
время необходимо помнить, что при использовании внештатных сотрудников следует
соблюдать правила конспирации: во-первых, по возможности сохранять в тайне от
проверяемых (проверяемых) лиц участие внештатных сотрудников; во‑вторых, не
разглашать перед внештатными сотрудниками секретные средства и методы работы
оперативных подразделений ОВД.
Вторая форма содействия
— негласная. Под негласным содействием оперативным подразделениям органов
внутренних дел понимается участие отдельных лиц в решении задач
оперативно-розыскной деятельности на основе неразглашения сведений об их
личности, а также характере и целях их
деятельности.
Негласное привлечение
граждан к выполнению заданий разведывательного характера, использование при этом
доверительные отношения как с преступниками, так и лицами, осведомленными об их
преступной деятельности, и получение при этом оперативно-значимой информации
строится на правовой основе. До 1992 г. нормативно-правовая
регламентация использования возможностей граждан, негласно оказывающих помощь
органам внутренних дел, осуществлялась путем внутриведомственной правотворческой
деятельности. После принятия закона «Об оперативно-розыскной деятельности в
Российской Федерации» в марте 1992 г., а затем Закона об ОРД в августе 1995 г.
институт сотрудничества граждан с органами внутренних дел на конфиденциальной
основе получил официальный статус.
Граждане, которые
оказывают помощь соответствующим органам в борьбе с преступностью на негласной
(конфиденциальной) основе, в теории и практике ОРД называются негласными
(конфиденциальными) сотрудниками или конфидентами. Конфиденциальность
сотрудничества означает сокрытие этого факта от посторонних лиц, что позволяет
негласным сотрудникам более эффективно добывать оперативно значимую информацию,
а оперативным сотрудникам использовать ее в борьбе с конкретными
преступлениями.
Основная их задача
заключается в том, чтобы, используя свое должностное положение, доверительные
отношения с лицами, совершающими неочевидные, замаскированные преступления или
вынашивающими преступные замыслы, своевременно получать необходимую информацию,
доводить ее до соответствующих компетентных органов для принятия мер,
предусмотренных законом.
Практика оперативных
подразделений органов внутренних дел и анализ уголовных дел в последние годы
демонстрирует, что при совершении преступлений отчетливо проявляются признаки,
свидетельствующие об их тщательной маскировке, что не позволяет отличить такие
преступные действия от правомерно осуществляемых. Большинство общеуголовных
преступлений тщательно готовится, а впоследствии маскируется, чтобы не оставлять
никаких улик и следов.
Поскольку использование
возможностей штатных оперативных сотрудников для внедрения в преступную среду в
массовом порядке невозможно и нецелесообразно, то для этих целей подбирают и
используют граждан различных профессий, социального и правового
положения.
Закон об ОРД содержит
ряд норм, реализация которых позволила поднять уровень организации и
осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.
Во-первых, ст.
17 Закона об ОРД официально
закрепляет за гражданами возможность реализовать имеющиеся у них возможности
оказывать помощь органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью
путем сотрудничества с оперативными подразделениями этих органов: «отдельные
лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению
оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности
содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том
числе по контракту». Во-вторых, закон определил круг лиц, с которыми органы
внутренних дел могут устанавливать конфиденциальные отношения, в том числе на
контрактной основе. В-третьих, закон предусмотрел социальную и правовую защиту
лиц, негласно сотрудничающих с органами внутренних
дел.
Негласное
(конфиденциальное) сотрудничество граждан с органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, должно носить исключительно добровольный,
осознанный характер и выражаться в их согласии на такое сотрудничество. Однако
это не означает обязательной реализации названного права во всех случаях
изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса является
прерогативой органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на
содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной
деятельности возможна только при обоюдном согласии. Добровольность согласия на
сотрудничество исключает применение со стороны ОВД в отношении лиц, привлекаемых
к конфиденциальному содействию, методов запугивания, физического устрашения,
насилия или других противоправных способов склонения их к
сотрудничеству.
Отмечая добровольность
изъявления согласия гражданина на конфиденциальное сотрудничество с
подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, как
форму реализации своего права на защиту от преступных посягательств, Закон об
ОРД тем не менее запретил установление такого содействия по контракту с
определенной категорией лиц. К ним отнесены народные депутаты, судьи, прокуроры,
адвокаты, священнослужители и полномочные представители официально
зарегистрированных религиозных объединений. В обоснование такого запрета
положены следующие доводы.
Первое: депутаты, судьи
и прокуроры, являясь государственными служащими, не вправе заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой
деятельности.
Второе:
материально-зависимое положение, в которое попадают лица, наделенные
законодательными, судебными и надзорными функциями, адвокаты и
священнослужители, которым конфиденциальная информация стала известна в процессе
защиты подозреваемого (обвиняемого) или тайной исповеди верующего, а также иные
представители религиозных объединений, в случае заключения ими контракта о
содействии с подразделениями ОВД, осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность, не должно быть использовано:
— для оказания
негласного регулирующего воздействия на законотворческую деятельность и
независимую работу судов и надзорную функцию
прокуратуры;
— негласного
влияния на подзащитных, верующих;
— воздействия на
содержание и характер деятельности общественных, коммерческих, государственных и
международных организаций, где они являются полномочными представителями
официально зарегистрированных религиозных
объединений.
Однако этот запрет не
распространяется на установление отношений конфиденциального содействия с
представителями указанных категорий лиц, с их добровольного согласия, на
бесконтрактной основе, а также со священнослужителями, другими лицами из
религиозных организаций (не зарегистрированных органами власти в установленном
законом порядке) и лицами, занимающимися противоправной деятельностью,
относящейся к компетенции субъектов оперативно-розыскной деятельности
ОВД.
Конфиденциальность
содействия может быть установлена как по инициативе представителей оперативных
подразделений органов внутренних дел, так и по волеизъявлению лица, когда
вовлекаемый в оперативно-розыскной процесс сам выступает инициатором
конфиденциальности своих отношений с правоохранительными органами. Форма
выражения согласия на оказание содействия в подготовке или проведении
оперативно-розыскных мероприятий может носить устный, письменный или иной
характер.
Конфиденциальное
сотрудничество может устанавливаться с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и
имущественного положения, образования, принадлежности к общественным
объединениям, политических и религиозных убеждений.
Конфиденциальная
(негласная) форма содействия граждан органам внутренних дел в осуществлении
оперативно-розыскной деятельности означает, что сведения о лицах, оказывающих
подобное содействие, не подлежат оглашению. Это требует от отдельных лиц,
вступивших в отношения сотрудничества, в качестве непременного условия
сохранения в тайне сведений, полученных ими в ходе подготовки и проведения
оперативно-розыскных мероприятий. Такое требование определяется характером самой
ОРД, осуществляемой скрыто, а также тем, что разглашение сведений, которые могут
стать им известными в силу выполнения поручений и заданий (вне зависимости,
составляют они государственную тайну либо конфиденциальны), может нанести
непоправимый ущерб осуществлению конкретных оперативно-розыскных мероприятий
либо оперативно-розыскной деятельности в целом. Кроме того, разглашение
указанных сведений связано еще с одним видом риска — под угрозу ставится личная
безопасность и жизнь лица, содействующего органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность. В связи с этим конфиденциальность
предполагает:
— специальный
допуск к работе с конфидентами только узкого круга лиц, определенного их
специальной компетенцией, в порядке, специально установленном для этого в
ведомственных нормативных актах МВД России;
— установление
специальных правил документооборота в подразделениях ОВД, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность;
— обеспечение
специальных мер защиты сведений, функционирующих в оперативных подразделениях и
сосредоточенных в информационных массивах ОВД.
Сотрудник, допущенный к
осуществлению ОРД в полном объеме, обязан использовать конфиденциальное
содействие граждан в целях решения задач ОРД. Это его обязанность, а не
право.
Между органами
внутренних дел и гражданами, которые содействуют им в осуществлении
оперативно-розыскной деятельности, существуют определенные правовые отношения.
Поэтому на государство возлагается обязанность принимать необходимые социальные
и правовые меры по их защите, изложенные в ст.
18 Закона об ОРД.
К мерам социальной
защиты можно отнести такие меры как:
— получение
вознаграждения и других выплат, при оказании помощи в раскрытии преступлений или
установлении лиц, их совершивших;
— включение в
трудовой стаж, периода сотрудничества с оперативными подразделениями по
контракту в качестве основного рода занятий;
— выплата
единовременного пособия и назначение пенсии по инвалидности, в случае получения
травмы, ранения, контузии, увечья;
— выплата
единовременного пособия семье лица, который сотрудничал по контракту, а также
назначении пенсии по потере кормильца, в случае его
гибели.
К мерам правовой защиты
можно отнести следующие меры:
— оперативные
подразделения обязаны принимать меры по предотвращению противоправных действий,
установлению виновных и привлечению их к ответственности при возникновении
реальной угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их
содействием, а равно членов их семей и близких;
— законодатель допускает проведение специальных мероприятий по защите лиц, сотрудничающих по контракту и членов их семей, для обеспечения их безопасности.