Введение
Оперативно-розыскная
деятельность (в РСФСР, СССР) традиционно регламентировалась секретными и
совершенно секретными нормативными правовыми актами. Такой же гриф имели и
учебные издания, поэтому рассматривать учебно-методическое обеспечение
оперативно-розыскной деятельности вне исторического контекста ее правового
регулирования не имеет смысла. В противном случае мы «скатимся» к агрессивному
критиканству и идеологизированной публицистике.
Ранее в
открытых источниках и нормативных актах лишь упоминалось о негласной
деятельности, под которой, безусловно, понималась деятельность, именуемая ныне
оперативно-розыскной. Так, изначально в открытой Инструкции об организации
отделов уголовного розыска, утвержденной на Коллегии НКВД РСФСР 5 октября 1918
года, говорилось, что он создан «для негласного расследования преступлений
уголовного характера и борьбы с бандитизмом». В послереволюционном
уголовно-процессуальном праве можно найти нормы лишь косвенно регламентирующие
оперативно-розыскную деятельность. Так, в статье 91 УПК РСФСР (утвержден
постановлением ВЦИК 15 февраля
В 1958 году
впервые в отечественном законодательстве термин «оперативно-розыскные меры» был
употреблен в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик,
утвержденных Законом СССР от 25 декабря 1958 года "Об утверждении Основ
уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1959, № 1, ст. 15), а затем «продублирован» в статье 118 УПК РСФСР
(принят на третьей сессии ВС РСФСР 27 октября
Этот
легальный термин заменил ранее использовавшееся в праве понятие «негласные
действия», которое с 1959 по 1992 гг. в законодательстве вообще не применялось.
Можно констатировать, что до 1992 года этими нормами по существу исчерпывалось
законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Такой подход
отражал существовавшее понимание стратегии обеспечения конспирации и необходимой
секретности в борьбе с преступностью, поэтому он вполне объясним.
Господствовавшая концепция правового регулирования оперативно-розыскной деятельности
исходила из посылки, что общество не должно знать о:
1) факте
существования негласной деятельности по борьбе с
преступностью;
2) методах,
силах и средствах негласной деятельности;
3) лицах,
участвующих в негласных мероприятиях, фактах их
проведения.
Наряду с
позитивными последствиями, такой подход существенно затруднял и даже делал
невозможным использование результатов оперативно-розыскной деятельности в
доказывании по уголовным делам. Кроме того, в условиях развития гласности и
демократических начал скрывать факт осуществления оперативно-розыскной
деятельности стало просто невозможно. Нормативная легитимизация
оперативно-розыскной деятельности связана с принятием закона Российской
Федерации от 13.03.1992 № 2506-1 "Об оперативно - розыскной деятельности в
Российской Федерации". В нем впервые была дана легальная дефиниция этого вида
социальной практики, определены цели, задачи, принципы ОРД, дан перечень
оперативно-розыскных мероприятий, сформулированы основания и условия
ОРМ.
Принятие
путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года Конституции Российской
Федерации потребовало приведения в соответствие с ней и оперативно-розыскного
закона. 12 августа 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан
Федеральный закон № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С момента
принятия он выдержал около тридцати редакций и в него внесено десятки
технических и содержательных поправок. Правотворческий процесс в этой части
наглядно демонстрирует трансформацию «уголовно реализующего» закона в закон
общей направленности, все более насыщаемого нормами, обеспечивающими
административную, лицензионно-разрешительную, контрразведывательную,
административно-проверочную, кадровую и иные виды
деятельности.
Легитимизация
ОРД, перевод определенной ее части в «гласный» формат предопределили потребность
подготовки и издания открытого учебника по одноименной учебной дисциплине.
Нельзя сказать, что это поле осталось вне внимания научной общественности.
Однако имеющиеся учебники и учебные пособия носят печатный вид, что в
современных условиях не всегда удобно для использования. Все это вызвало
необходимость создания электронного учебного издания для курсантов, слушателей и
студентов образовательных организаций системы МВД России, преподавателей,
аспирантов и студентов юридических вузов, а также для сотрудников органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, судей, прокуроров,
следователей и адвокатов.
Авторский
коллектив в процессе подготовки учебного издания предпринял попытку обобщить
имеющийся опыт ведения оперативно-розыскной деятельности и рассмотреть такие
актуальные вопросы, как: сущность оперативно-розыскной деятельности и ее
значение в борьбе с преступностью; принципы, правовые и этические основы
оперативно-розыскной деятельности; финансовое обеспечение оперативно-розыскной
деятельности органов внутренних дел; органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, и лица, участвующие в ОРД; обязанности и права оперативных
подразделений органов внутренних дел, защита сведений об органах, осуществляющих
ОРД, социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений
органов внутренних дел; понятие, виды и содержание содействия граждан
оперативным подразделениям органов внутренних дел и другие аспекты ОРД. По
понятным причинам в учебнике не рассматриваются вопросы организации и тактики
ОРД, составляющие государственную тайну.
Полагаем,
изложенный материал окажет помощь курсантам и слушателям в изучении специфики
будущей профессии — оперативного сотрудника, а сотрудникам оперативных
подразделений — разобраться в проблемных вопросах оперативно-розыскной
деятельности.