§ 5. Проверочная закупка
Проверочная закупка — это оперативно-розыскное
мероприятие, заключающееся в создании оперативным подразделением ситуации, в
которой под его оперативным контролем возмездно приобретаются товары или
предметы без цели потребления или сбыта, а также услуги у лица (лиц),
обоснованно подозреваемого (подозреваемых) в совершении преступления, с целью
получения информации о вероятной преступной деятельности, а также решения иных
задач оперативно-розыскной деятельности.
Способ получения
информации — возмездное приобретение.
Объектом данного
мероприятия выступает лицо (лица), в отношение которого имеется проверенная
информация, дающая основания полагать, что оно намеревается совершить, либо уже
совершило преступление (занимается сбытом предметов и веществ, изъятых из
гражданского оборота, похищенного имущества и др.).
Предметом проверочной
закупки могут быть вещи и предметы, как находящиеся в гражданском обороте, так и
ограниченные к такому обороту либо изъятые из него. В качестве наиболее распространенных предметов
проверочной закупки можно выделить следующие: наркотические средства,
психотропные вещества и их прекурсоры, яды; оружие, боеприпасы, взрывчатые
вещества и их компоненты; поддельные деньги и ценные бумаги; драгоценные камни и
драгоценные металлы; антиквариат и культурные ценности; контрафактная
алкогольная и табачная продукция и т. д.
В зависимости от
исходной информации, а также тактических задач она может проводиться в целях
фиксации действий лиц, обоснованно подозреваемых в сбыте предметов и веществ,
изъятых из гражданского оборота, для получения образцов для исследования,
документирования фактов противоправной деятельности, выявления организаторов и
всех соучастников незаконного оборота предметов и веществ и оказания незаконных
услуг, установления каналов их поступления, а также в целях задержания
проверяемых лиц с поличным.
Содержательная часть
мероприятия весьма специфична и состоит в легендированном приобретении у
подозреваемого лица за деньги или иные ценности товаров и услуг, которые он
предлагает к реализации. Суть происходящих действий заключается в том, что лицо,
приобретающее товар либо услуги, во-первых, скрывает свою принадлежность к
правоохранительным органам, представляясь обычным покупателем либо потребителем,
которого интересуют потребительские качества товара, во-вторых, скрывает
истинные цели своей покупки.
К наиболее
распространенным основаниям проведения данного оперативно-розыскного мероприятия
можно отнести:
1. Ставшие известными
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках
подготавливаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его
подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований
для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
2. Наличие
возбужденного уголовного дела и поручения следователя по нему, адресованного
оперативным работникам. Поручение должно носить характер постановки общей задачи
перед органом дознания о проведении розыскных мероприятий, а орган дознания
самостоятельно определяет мероприятия и формы их
проведения;
Согласно ч. 5 ст. 6 Закона об ОРД, «Должностные лица
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи
посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных
мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих
научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан
с их согласия на гласной и негласной основе.» Исходя из указанного, к субъектам
и участникам данного оперативно-розыскного мероприятия можно
отнести:
а) оперативно-розыскные
органы, их должностные лица, непосредственно и лично организующие и
осуществляющие проведение оперативно-розыскных
мероприятий;
б) специалистов и
должностных лиц, оказывающих помощь оперативно-розыскным органам в организации и
проведении оперативно-розыскного мероприятия. К таковым относятся как
должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и специальными
знаниями, состоящие в штатах правоохранительных органов, так и специалисты,
являющиеся сотрудниками учреждений, организаций, предприятий, привлекаемые на
время подготовки или осуществления
оперативно-розыскного мероприятия.
Иные лица,
содействующие оперативно-розыскным органам, вправе оказывать такую помощь как на
контрактной основе, так и без заключения контракта.
Порядок проведения
проверочной закупки. Проверочная закупка предметов, свободная реализация которых
запрещена либо оборот которых ограничен в соответствии со ст. 8 Закона об ОРД, проводится только на
основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД
(начальником ОВД или его заместителем — начальником полиции).
В зависимости от
наличия права у проверяемых лиц на совершение сделки купли-продажи проверочные
закупки можно разделить на две категории:
— закупки у лиц,
имеющих право на совершение гражданско-правовых сделок (продавцы предприятий
торговли и общественного питания и т. д.);
— закупки у лиц,
владеющих продаваемыми предметами незаконно.
Проверочная закупка
считается завершенной после фактической передачи товара (оказания услуги) и
получения объектом средств расчета. В зависимости от конкретных целей и в
случае обнаружения явных признаков преступления факт проведения мероприятия и
его результат может оглашаться объекту оперативно-розыскного мероприятия. В этой
ситуации в присутствии незаинтересованных лиц объекту предлагается дать
пояснения о том, где находятся только что полученные им деньги, предлагается
добровольно их выдать и дать пояснения относительно произошедшего. Полученные
объектом деньги изымаются на основании ч.
1 ст. 15
Закона об ОРД. Изъятию также подлежат вещи, предметы и документы,
указывающие на совершение лицом преступлений или подготовку к ним.
В случае
недостаточности оснований для возбуждения уголовного дела факт проведения
проверочной закупки перед объектом оперативно-розыскного мероприятия может не
расшифровываться.
Учитывая сложность и
динамизм конкретных оперативно-розыскных ситуаций, возникающих при проведении
проверочной закупки, а также обстоятельства, связанные с особенностями
конкретного вида преступной деятельности (например, тщательная маскировка
преступной деятельности; действие этническими или родственными группами;
перепроверка лиц, пытающихся проникнуть в их среду) в каждом случае проверочную
закупку необходимо досконально планировать. Поэтому после принятия решения о
проведении проверочной закупки сотрудникам оперативного подразделения следует
составить план ее осуществления. Проверочная закупка может сочетается с другими
оперативно-розыскными мероприятиями — опросом, наблюдением, обследованием
помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств,
получением образцов для сравнительного исследования, прослушиванием телефонных
переговоров, контролируемой поставкой, оперативным экспериментом, оперативным
внедрением.
Действия «закупщика» и
подготовка к ним зависят и от места проведения проверочной закупки, в качестве
которых могут выступать общественные места (открытая местность), автотранспорт
либо жилище, также применяется дистанционный способ совершения закупки с
использованием средств связи и электронных платежей. При подготовке или
проведении проверочной закупки запрещается осуществлять действия, в результате
которых, у проверяемого лица может возникнуть умысел на совершение
правонарушений. Подробнее данное положение раскрыто в § 3 гл. 5 настоящего
учебника.
Оформление результатов проверочной
закупки. По результатам проверочной
закупки составляется акт. «Закупщик» (если он сотрудник правоохранительного
органа) составляет рапорт, либо заявление о добровольной выдаче приобретенных
предметов (если это лицо, оказывающее содействие). Процесс добровольной выдачи
приобретенных предметов должен происходить в присутствии не менее двух
незаинтересованных граждан, которые в последующем в уголовном процессе смогут
выступать в качестве свидетелей. Составляемые в процессе мероприятия документы
являются приложениями к акту.
Если для определения
свойств приобретенных предметов требуется наличие специальных знаний, то они
незамедлительно направляются на исследование в экспертно-криминалистическое
подразделение.
Использование результатов проверочной закупки в уголовном судопроизводстве становится возможным после их представления органу дознания, следователю или в суд в установленном порядке. Для этого составленные в ходе ее проведения документы по постановлению руководителя органа (подразделения), осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (начальника или его заместителя), передаются уполномоченным должностным лицам (органам).