***
21 июля 1993 года |
N 5485-1 |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную
тайну
(в
ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)
Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов
боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому,
оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской
Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных
Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о
создании и об использовании мобилизационных
ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной
техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ,
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и
модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о
хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся
ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах
и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а
также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного
значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого
применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или
технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ
военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных
и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а
также об отводе земель, недр и акваторий для этих
объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной
структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а
также о военно-политической и (или) оперативной
обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и
техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных
регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях
промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об
объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и
материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании
государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях
обеспечения обороноспособности и безопасности
государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации,
предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о
степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и
связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности
государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа,
о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной
техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их
выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об
изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной
продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об
опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное
оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность
государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в
Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской
Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в
недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных
ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством
Российской Федерации);
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N
153-ФЗ)
3) сведения в области внешней политики и
экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской
Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб
безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за
исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о
финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение
которых может нанести ущерб безопасности
государства;
4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму
и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о
применении мер государственной защиты:
(в ред. Федеральных законов от 15.11.2010 N 299-ФЗ, от 21.12.2013 N
377-ФЗ)
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах
разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и
деятельности по противодействию терроризму, а также данные о финансировании этой
деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные
сведения;
(в ред. Федерального закона от 15.11.2010 N
299-ФЗ)
о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах
деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято
решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой
деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также
отдельные сведения об указанных лицах;
(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2013 N
377-ФЗ)
о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной
основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и
оперативно-розыскную деятельность;
об организации, о силах, средствах и методах обеспечения
безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании
этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные
сведения;
о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том
числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об
изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа
шифровальных средств и средств специальной защиты, об
информационно-аналитических системах специального
назначения;
о методах и средствах защиты секретной
информации;
об организации и о фактическом состоянии защиты государственной
тайны;
о защите Государственной границы Российской Федерации,
исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации;
о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны,
безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской
Федерации;
о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях
обеспечения безопасности государства;
о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и
потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от
террористических актов;
(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N
299-ФЗ)
о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и
физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к
террористической деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от 15.11.2010 N
299-ФЗ)
о мерах по обеспечению безопасности критической информационной
инфраструктуры Российской Федерации и о состоянии ее защищенности от
компьютерных атак.
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2017 N
193-ФЗ)
Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной
тайне
Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к
государственной тайне осуществляется в добровольном
порядке.
Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а
также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к
государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством
Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне
предусматривает:
принятие на себя обязательств перед государством по
нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную
тайну;
согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии
со статьей 24 настоящего Закона;
письменное согласие на проведение в отношении их полномочными
органами проверочных мероприятий;
определение видов, размеров и порядка предоставления социальных
гарантий, предусмотренных настоящим Законом;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о
государственной тайне, предусматривающими ответственность за его
нарушение;
принятие решения руководителем органа государственной власти,
предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям,
составляющим государственную тайну.
В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем
должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной
тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей
статьи.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 18.07.2009 N
180-ФЗ)
Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности
сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия
осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью
проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных
статьей 22 настоящего Закона.
Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне
на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные
гарантии:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени
секретности сведений, к которым они имеют доступ;
преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на
работе при проведении органами государственной власти, предприятиями,
учреждениями и организациями организационных и (или) штатных
мероприятий.
Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной
тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и
граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе,
устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в
указанных структурных подразделениях.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N
122-ФЗ)
Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются
в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до
окончания проверки компетентными органами не
допускается.
Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне
должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений,
составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно
секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям
более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям
более низкой степени секретности.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к
государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации.
Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в
условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом
Российской Федерации.
Статья
21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне
Члены
Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими
своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в
уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими
государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную
тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21
настоящего Закона.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной
тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о
привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается
соответствующая расписка.
Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется
путем установления ответственности указанных лиц федеральным
законом.
Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в
допуске к государственной тайне
Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к
государственной тайне могут являться:
признание его недееспособным или ограниченно дееспособным на
основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса
обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности
преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении,
наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления,
прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по
нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела
(уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к
уголовной ответственности за совершение этих
преступлений;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N
256-ФЗ)
наличие у него медицинских противопоказаний для работы с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню,
утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в
области здравоохранения и социального развития;
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N
58-ФЗ)
постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников
за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на
постоянное жительство в другие государства;
выявление в результате проверочных мероприятий действий
оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской
Федерации;
уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им
заведомо ложных анкетных данных.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к
государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти,
предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом
результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это
решение в вышестоящую организацию или в суд.
Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или
гражданина к государственной тайне
Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне
может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти,
предприятия, учреждения или организации в случаях:
расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с
проведением организационных и (или) штатных
мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым
договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной
тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22
настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в
допуске к государственной тайне.
Прекращение допуска должностного лица или гражданина к
государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним
трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом
договоре (контракте).
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает
должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению
сведений, составляющих государственную тайну.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или
гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним
трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию
или в суд.
Статья
24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее
допускавшихся к государственной тайне
Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся
к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.
Ограничения могут касаться:
права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре
(контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной
тайне;
права на распространение сведений, составляющих государственную
тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие
сведения;
права на неприкосновенность частной жизни при проведении
проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной
тайне.
Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к
сведениям, составляющим государственную тайну
Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям,
составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего
органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также
на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа
должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную
тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством
Российской Федерации.
Руководители органов государственной власти, предприятий,
учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких
условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми
сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые
необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных)
обязанностей.