***
27 мая 1996 года |
N 57-ФЗ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ
Принят
Государственной Думой
24 апреля 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
15 мая 1996 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные
понятия:
государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности
объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в
целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в
Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской
Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных,
охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных
мер;
Статья 3. Основные принципы осуществления государственной
охраны
Государственная охрана осуществляется на основе следующих
принципов:
законности;
уважения и соблюдения прав и свобод человека и
гражданина;
централизованного руководства;
взаимодействия государственных органов обеспечения
безопасности;
непрерывности, системности и комплексности применения правовых,
организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических,
информационных и иных мер;
сочетания гласных и негласных методов
деятельности;
подконтрольности и поднадзорности;
приоритета предупредительных мер.
Статья 15. Права органов государственной
охраны
Органы
государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют
право:
1) привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые
для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий или защите охраняемых
объектов;
2) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с
федеральным законодательством об оперативно-розыскной
деятельности;
3) осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность, а
также документов на транспортные средства и перевозимые грузы; производить при
проходе (проезде) лиц на охраняемые объекты и при их выходе (выезде) с
охраняемых объектов личный досмотр (осмотр), досмотр (осмотр) находящихся при
них вещей, досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых грузов, в том
числе с применением технических средств и служебных
животных;
3.1) определять перечень вещей (грузов), запрещенных к проносу и
провозу на охраняемые объекты;
4) производить документирование, фотографирование, звукозапись,
кино- и видеосъемку фактов и событий;
5) задерживать и доставлять в служебное помещение органа внутренних
дел (полиции), помещение муниципального органа или в иное служебное помещение
лиц, подозреваемых в совершении преступлений или иных правонарушений на
охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной
охраны, совершающих или совершивших такие преступления или
правонарушения;
5.1) осуществлять производство по делам об административных
правонарушениях, отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях к подведомственности федерального органа исполнительной власти в
области государственной охраны;
5.2) осуществлять проверку подготовки уполномоченными транспортными
организациями предоставляемых объектам государственной охраны специально
оборудованных транспортных средств, в том числе проверку соблюдения порядка и
правил их эксплуатации;
(пп. 5.2 введен Федеральным законом от 08.12.2011 N
424-ФЗ)
6) вносить в органы государственной власти, органы местного
самоуправления, организации, общественные объединения обязательные для
исполнения представления об устранении причин и условий, порождающих угрозу
безопасности объектов государственной охраны и охраняемых
объектов.
Порядок внесения таких представлений и полномочия должностных лиц
органов государственной охраны по их внесению устанавливаются руководителем
федерального органа исполнительной власти в области государственной
охраны.
Меры по устранению причин и условий, порождающих угрозу
безопасности объектов государственной охраны и охраняемых объектов, принимаются
незамедлительно.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
организации, общественные объединения в течение одного месяца со дня получения
представления информируют органы государственной охраны об устранении причин и
условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны и
охраняемых объектов;
7) использовать в служебных целях средства связи, включая и
специальные, принадлежащие организациям, а в неотложных случаях и
гражданам;
7.1) получать в организациях беспрепятственный доступ для
производства работ, обеспечивающих функционирование и безопасность линий и
средств связи, оборудования федеральных информационных систем, находящихся во
владении или в пользовании органов государственной охраны, и необходимую
техническую документацию;
7.2) налагать в установленном нормативными правовыми актами
Российской Федерации порядке ограничения на использование радиоэлектронных
средств и высокочастотных устройств любого назначения, если они создают
радиопомехи связи для нужд органов государственной
власти;
8) использовать в служебных целях транспортные средства,
принадлежащие организациям, за исключением транспортных средств дипломатических,
консульских и иных представительств иностранных государств и международных
организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения
преступлений, для преследования и задержания лица, совершившего преступление или
подозреваемого в его совершении, для доставления лица, нуждающегося в срочной
медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту
происшествия с возможным отстранением водителей от управления этими
средствами.
Органы государственной охраны по требованию владельцев транспортных
средств возмещают причиненный им реальный ущерб в порядке, установленном
федеральным законодательством;
8.1) использовать на безвозмездной основе аэропорты, аэродромы,
вертодромы, посадочные площадки, морские, речные порты независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на
безвозмездной основе обеспечение полетов и
судовождения;
9) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам
помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения
организаций при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов
государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в
совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу
безопасности объектов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N
424-ФЗ)
О всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли
проживающих в них граждан органы государственной охраны уведомляют прокурора в
течение 24 часов;
10) принимать при необходимости меры по временному ограничению или
запрещению движения транспортных средств и пешеходов на трассах проезда
(передвижения) объектов государственной охраны, на улицах и дорогах, по
недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и
объекты, а также по отбуксировке транспортных
средств;
10.1) обеспечивать соблюдение особых условий использования зон
охраняемых объектов.
Определение границ зон охраняемых объектов и согласование с
федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны
градостроительных регламентов для таких зон осуществляются в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
10.2) приостанавливать производство работ, осуществление
хозяйственной и иной деятельности на охраняемых объектах, в зонах охраняемых
объектов, а также на трассах проезда (передвижения) объектов государственной
охраны и прилегающих к ним территориях (акваториях) до устранения причин и
условий, порождающих угрозу безопасности объектов государственной охраны или
охраняемых объектов либо препятствующих защите охраняемых объектов или
поддержанию необходимых условий для их
функционирования;
10.3) обеспечивать охрану находящихся на стоянке воздушных судов и
иных транспортных средств, используемых в целях транспортного обслуживания и
(или) обеспечения безопасности объектов государственной
охраны;
10.4) пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном
пространстве в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны и
защиты охраняемых объектов посредством подавления или преобразования сигналов
дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их
пульты управления, а также повреждения или уничтожения данных
судов.
Порядок принятия решения о пресечении нахождения беспилотных
воздушных судов в воздушном пространстве в указанных целях, а также перечень
должностных лиц органов государственной охраны, уполномоченных на принятие
такого решения, определяется руководителем федерального органа исполнительной
власти в области государственной охраны;
11) получать безвозмездно необходимую информацию от федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного
самоуправления и организаций, а также от общественных
объединений;
12) разрешать сотрудникам органов государственной охраны хранение и
ношение оружия и специальных средств;
12.1) самостоятельно осуществлять отбор (в том числе на конкурсной
основе) кандидатов для поступления на военную службу по контракту в органы
государственной охраны;
13) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность сотрудников органов государственной охраны, ведомственную
принадлежность их подразделений, помещений и транспортных средств, и
обрабатывать сведения о сотрудниках органов государственной охраны, содержащиеся
в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных
органов и государственных внебюджетных фондов;
14) принимать в пределах своих полномочий предусмотренные
федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации меры государственной защиты жизни, здоровья и имущества сотрудников
органов государственной охраны, их близких родственников, а в исключительных
случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается
посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников
органов государственной охраны либо принудить их к изменению ее характера, а
равно из мести за указанную деятельность;
14.1) принимать меры по защите персональных данных объектов
государственной охраны и членов их семей. Обработка персональных данных объектов
государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с
согласия органов государственной охраны, за исключением персональных данных,
подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с
федеральными законами;
15) организовывать и (или) осуществлять на возмездной или
безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных
государств, если это не противоречит принципам осуществления государственной
охраны;
16) обмениваться со специальными службами, с правоохранительными
органами и организациями иностранных государств в пределах своих полномочий
оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами, а также
договариваться об условиях и о порядке обеспечения личной безопасности объектов
государственной охраны при их выезде за пределы территории Российской
Федерации.