***
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля
2008 г. N 312-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В
ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА
МИХАЙЛЯНА СУРЕНА МИХАЙЛОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
СТАТЬЕЙ 5 И
ПУНКТОМ 4 СТАТЬИ 10 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "О МИЛИЦИИ",
А ТАКЖЕ
СТАТЬЕЙ 2 И ПУНКТОМ 7 ЧАСТИ ПЕРВОЙ
СТАТЬИ 6
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Конституционный
Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С.
Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И.
Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова,
Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С.
Эбзеева,
рассмотрев
по требованию гражданина С.М. Михайляна вопрос о возможности принятия его жалобы
к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской
Федерации,
установил:
1. В ноябре
2005 года гражданин С.М. Михайлян после проверки документов был задержан и
доставлен в Советский районный отдел внутренних дел города Ростова-на-Дону, где
содержался в течение двух часов в изолированном помещении, после чего был
отпущен без оформления протокола и объяснения причин задержания. Заместитель
прокурора Советского района города Ростова-на-Дону своим постановлением отказал
С.М. Михайляну в возбуждении в отношении сотрудников милиции уголовного дела по
данному факту, а суды общей юрисдикции отказали в удовлетворении его жалоб на
это постановление, мотивировав свои решения тем, что действия сотрудников
милиции относятся к числу проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности
мероприятий по выявлению и раскрытию преступлений и отождествлению личности
вероятного преступника.
В своей
жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации С.М. Михайлян просит признать
не соответствующими статьям 18, 21, 22 и 53 Конституции Российской Федерации
статью 5 и пункт 4 статьи 10 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года
N 1026-1 "О милиции", а также статью 2 и пункта 7 части первой статьи 6
Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной
деятельности", согласно которым милиция в соответствии с поставленными перед ней
задачами обязана выявлять и раскрывать преступления, в том числе путем
проведения оперативно-розыскного мероприятия в форме отождествления
личности.
По мнению
заявителя, названные законоположения позволяют работникам милиции произвольно
ограничивать свободу граждан, задерживая их без оснований, предусмотренных
статьей 91 УПК Российской Федерации, и удерживать в течение нескольких часов без
оформления протокола задержания вопреки требованиям статьи 92 данного
Кодекса.
2.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные С.М. Михайляном
материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к
рассмотрению.
Согласно
Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства (статья 2), что предполагает и
его обязанность обеспечивать защиту граждан от преступных посягательств.
Осуществляя правовое регулирование в этой сфере в рамках предоставленных ему
Конституцией Российской Федерации полномочий (статья 71, пункты "а", "в", "м",
"о"), в частности определяя основания, условия и порядок задержания и проведения
оперативно-розыскных мероприятий, федеральный законодатель исходит из того, что
Конституция Российской Федерации, ее статья 55 (часть 3), допускает - в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства, - возможность ограничения прав и
свобод человека и гражданина федеральным законом.
Законом
Российской Федерации "О милиции" и Федеральным законом "Об оперативно-розыскной
деятельности" обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать
преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших, - в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод
человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств - возлагается на милицию и органы,
осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, которые в соответствии с
пунктом 2 части первой статьи 7 и по смыслу статей 1, 2, части второй статьи 8 и
статьи 10 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности",
определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных
мероприятий, вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе
связанные с ограничениями конституционных прав граждан, при наличии сведений о
признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного
деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если
нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного
дела.
Проводимое в
рамках оперативно-розыскной деятельности отождествление личности и
уголовно-процессуальные действия по задержанию подозреваемого осуществляются в
различных правовых режимах и имеют самостоятельные правовые основания,
предусмотренные соответственно Федеральным законом "Об оперативно-розыскной
деятельности" и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Отождествление личности относится к мерам проверочного характера с целью
установления лиц, причастных к преступной деятельности, путем непроцессуального
опознания по идентифицирующим признакам и не предполагает применение такой меры
принуждения, как задержание отождествляемого лица. Задержание - как мера
принуждения, обеспечения подготовки и проведения оперативно-розыскных
мероприятий или достижения каких либо целей оперативно-розыскной деятельности -
Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" не предусмотрено. Оно
может иметь место в порядке и по основаниям, установленным Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях (статьи 27.3 и 27.4) или
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 91 и 92), которые
предусматривают обязательное составление протокола
задержания.
Таким
образом, статья 5 и пункт 4 статьи 10 Закона Российской Федерации "О милиции",
статья 2 и пункт 7 части первой статьи 6 Федерального закона "Об
оперативно-розыскной деятельности" сами по себе конституционные права С.М.
Михайляна не нарушают. Установление же того, имелись ли основания для проведения
в отношении него такого оперативно-розыскного мероприятия, как отождествление
личности, и рассмотрение вопросов, связанных с проверкой фактов возможных
нарушений его прав в результате конкретных правоприменительных действий органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не относятся к полномочиям
Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125
Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из
изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой
статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать
в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Михайляна Сурена Михайловича,
поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в
Конституционный Суд Российской Федерации признается
допустимой.
2.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе
окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного
Суда
Российской
Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Заместитель
Председателя
Конституционного
Суда
Российской
Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА