***

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

от 10 февраля 2006 г. N 70

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ

УЧЕТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов МВД России от 21.05.2008 N 436,

от 30.12.2010 N 902, от 04.05.2016 N 227, от 28.12.2016 N 918,

от 11.09.2018 N 585)

 

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1).

1.2. Перечень экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 2).

1.3. Правила ведения экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 3).

2. Признать утратившими силу:

2.1. В Наставлении по формированию и ведению централизованных криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом МВД России от 12 июля 2000 г. N 752дсп:

2.1.1. Раздел III.

2.1.2. Приложения N 56 - 61.

2.2. Пункт 17 Перечня изменений и дополнений, вносимых в Наставление по формированию и ведению оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Приказом МВД России от 12 июля 2000 г. N 752дсп, утвержденного Приказом МВД России от 15 июля 2002 г. N 676дсп.

3. ЭКЦ МВД России (В.В. Мартынову) разработать и направить в экспертно-криминалистические подразделения МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах Методические рекомендации по ведению отдельных видов экспертно-криминалистических учетов, порядку заполнения информационных карт.

(в ред. Приказа МВД России от 21.05.2008 N 436)

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

 

Министр,

генерал армии

Р.НУРГАЛИЕВ

 

 

 

 

 

Приложение N 1

к Приказу МВД России

от 10 февраля 2006 г. N 70

 

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ, ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов МВД России от 21.05.2008 N 436, от 30.12.2010 N 902,

от 04.05.2016 N 227, от 28.12.2016 N 918, от 11.09.2018 N 585)

 

I. Общие положения

 

1. Настоящая Инструкция определяет порядок формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Далее - "органы внутренних дел" или "ОВД".

 

2. Правовую основу деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты МВД России, а также настоящая Инструкция.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

3. Экспертно-криминалистическим учетом является система хранения и поиска экспертно-криминалистической информации <2> об объектах учета, перечисленных в п. 9 настоящей Инструкции, используемая для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

--------------------------------

<2> Экспертно-криминалистическая информация представляет собой индивидуальную совокупность криминалистически значимых признаков объекта учета, выявляемых и фиксируемых с использованием специальных знаний, экспертно-криминалистических методов и средств.

 

Экспертно-криминалистические учеты органов внутренних дел ведутся:

в федеральном государственном казенном учреждении "Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" <3> федеральные учеты;

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

--------------------------------

<3> Далее - "ЭКЦ МВД России".

 

в экспертно-криминалистических центрах <4> министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации по преступлениям, совершенным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, включая территории обслуживания управлений на транспорте МВД России по федеральным округам <5>, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений внутренних дел на транспорте МВД России <6>, либо на территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России, - региональные учеты;

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

--------------------------------

<4> Далее - "ЭКЦ".

<5> Далее - "УТ МВД России по ФО".

<6> Далее - "ЛУ МВД России".

 

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

в структурных подразделениях ЭКЦ по экспертно-криминалистическому обеспечению управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на части территорий административных центров субъектов Российской Федерации, управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейных отделах, отделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в экспертно-криминалистических подразделениях территориальных органов МВД России на районном уровне, районные учеты.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

--------------------------------

<7> Сноска исключена. - Приказ МВД России от 04.05.2016 N 227.

 

(в ред. Приказа МВД России от 30.12.2010 N 902)

4. Формирование и использование экспертно-криминалистических учетов осуществляется следователями, дознавателями, сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел <1>, а также сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел в пределах их компетенции.

--------------------------------

<1> Далее - "оперативные подразделения".

 

Формирование учета представляет собой комплекс мероприятий по обнаружению, изъятию и направлению предметов, следов, которые могут быть объектами учета, в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел <2> в целях создания информационных систем, используемых при решении задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

--------------------------------

<2> Далее - "ЭКП".

 

Использование учета представляет собой комплекс мероприятий по получению результатов сопоставления экспертно-криминалистической информации об объектах учета и объектах проверки, предусмотренных п. 10 настоящей Инструкции, в целях установления лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

5. Ведение экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками ЭКП и представляет собой деятельность по систематизации и размещению в информационной системе экспертно-криминалистической информации об объектах учета, позволяющей осуществить ее использование в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел.

6. Основной формой ведения экспертно-криминалистических учетов является картотека, состоящая из информационных карт установленной формы, содержащих закрепленную и систематизированную индивидуальную экспертно-криминалистическую информацию об объектах учета.

Виды учета, соответствующие им формы информационных карт, а также порядок систематизации информации об объектах учета в рамках одного вида учета определяется МВД России.

7. В случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, к информационным картам прилагаются натурные объекты.

Направление натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, в ЭКП на исследование, проверку и постановку на учет осуществляется органами предварительного расследования либо по их поручению сотрудниками оперативного подразделения.

Постановка на учет и хранение в экспертно-криминалистических учетах натурных объектов, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие натурных объектов из массивов учетов до истечения установленных сроков хранения осуществляется на основании письменного требования органа или лица, осуществляющего производство по уголовному делу, иному делу (материалу).

8. Ведение экспертно-криминалистических учетов может быть автоматизировано с использованием технических средств и автоматизированных информационных систем, прошедших апробацию и рекомендованных к использованию ЭКЦ МВД России.

Автоматизированное ведение картотек экспертно-криминалистических учетов не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

9. Объектами экспертно-криминалистических учетов являются неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, пригодной для закрепления и последующего использования в целях решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет подлежит информация о следующих объектах:

9.1. Следы рук неустановленных лиц, изъятые с мест преступлений.

9.2 - 9.3. Утратили силу. - Приказ МВД России от 28.12.2016 N 918.

9.4. Пули, гильзы и патроны со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий и преступлений.

9.5. Контрольные пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

9.6. Самодельное (переделанное) оружие.

9.7. Самодельные взрывные устройства и их части;

9.8. Поддельные денежные билеты, бланки ценных бумаг и бланки документов.

(в ред. Приказа МВД России от 21.05.2008 N 436)

9.9. Поддельные монеты.

9.10. Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

9.11. Следы подошв обуви.

9.12. Следы орудий взлома.

9.13. Следы протекторов шин транспортных средств.

(в ред. Приказа МВД России от 21.05.2008 N 436)

9.14. Субъективные портреты устанавливаемых и (или) разыскиваемых лиц.

9.15. Микрообъекты (микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла).

9.16. Черепа неопознанных трупов, установить личность которых иными способами не представляется возможным.

9.16.1. Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

9.16.2. Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

9.17. При наличии необходимости соответствующего организационно-штатного и материально-технического обеспечения в экспертно-криминалистических подразделениях может осуществляться учет иных объектов, поступающих в ЭКП в установленном законодательными и нормативными правовыми актами порядке. Использование таких учетов в целях раскрытия и расследования преступлений осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

10. Объектами проверки по экспертно-криминалистическим учетам являются лица, субъективные портреты, предметы, вещества, обладающие индивидуальной экспертно-криминалистической информацией, использование которой может способствовать установлению лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также иных обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности и расследования уголовных дел. Обязательной проверке по экспертно-криминалистическим учетам подлежат все объекты учета перед их постановкой на соответствующий учет, а также:

(в ред. Приказа МВД России от 21.05.2008 N 436)

10.1. Установленные лица, подозреваемые в совершении преступлений либо представляющие иной оперативный интерес <1>, - по учетам:

--------------------------------

<1> Далее - "лица - объекты проверки".

 

следов рук;

абзац утратил силу. - Приказ МВД России от 28.12.2016 N 918;

субъективных портретов;

абзац утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585;

абзац утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585;

абзац утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

10.2. Одежда и обувь лиц - объектов проверки - соответственно по учетам:

микрообъектов (микроволокон);

следов подошв обуви.

10.3. Транспортные средства лиц - объектов проверки, а также обнаруженные ранее угнанные транспортные средства - по учетам:

следов протекторов шин транспортных средств;

(в ред. Приказа МВД России от 21.05.2008 N 436)

микрообъектов (частиц лакокрасочных покрытий) - при наличии на транспортных средствах повреждений или следов свежего ремонта.

10.4. Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, самодельно изготовленное и переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши), - по учету пуль и гильз, изъятых с мест происшествий и преступлений, а в случае отсутствия и невозможности восстановления индивидуальной маркировки - по учету пуль и гильз утраченного служебного, гражданского и боевого оружия.

10.5. Предметы - объекты проверки (орудия преступлений) - по учетам:

следов орудий взлома;

микрообъектов (частиц металла).

10.6. Фотографии лиц, пропавших без вести, - по учету черепов неопознанных трупов.

10.7. Утратил силу. - Приказ МВД России от 28.12.2016 N 918.

11. Учет работы по ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов осуществляется сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений в Журнале регистрации объектов, поступивших на учет (Приложение N 1), журнале регистрации участия сотрудников ЭКП в оперативно-розыскных мероприятиях, а также установленной форме статистической отчетности.

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

12. Контроль за ведением экспертно-криминалистических учетов осуществляют руководители экспертно-криминалистических подразделений.

13. Контроль за формированием и использованием экспертно-криминалистических учетов в пределах их компетенции осуществляется руководителями оперативных, следственных и экспертно-криминалистических подразделений, а также подразделений дознания органов внутренних дел.

14. Организационное, штатное и материально-техническое обеспечение деятельности по формированию, ведению и использованию предусмотренных настоящим приказом видов экспертно-криминалистических учетов в территориальных органах МВД России на региональном уровне, УТ МВД России по ФО, ЛУ МВД России, территориальных органах МВД России на районном уровне <1> осуществляется начальниками соответствующих органов внутренних дел по представлению начальника (руководителя) ЭКЦ (ЭКП).

(п. 14 в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

--------------------------------

<1> В структуре которых создано экспертно-криминалистическое подразделение.

 

(сноска введена Приказом МВД России от 04.05.2016 N 227)

15. ЭКЦ МВД России является головным подразделением в системе МВД России по организации ведения экспертно-криминалистических учетов.

16. Содержащаяся в экспертно-криминалистических учетах информация имеет ограниченный доступ.

17. Основанием постановки объекта на экспертно-криминалистический учет, а также проверки объекта по экспертно-криминалистическому учету является рапорт сотрудника оперативного подразделения, утвержденный его руководителем, или поручение следователя, дознавателя либо иного лица, уполномоченного осуществлять розыскные меры по делу.

Поручение или рапорт о постановке либо проверке объекта по учету может быть представлено в ЭКП в виде отдельного документа либо изложено в иных документах, содержащих поручения уполномоченного органа (лица) по исследованию объектов.

18. Основанием для снятия объекта с учета является:

18.1. Справка о совпадении объекта учета с идентифицируемым объектом.

18.2. Официальная информация о прекращении производства по делу.

18.3. Истечение сроков хранения объектов. Срок хранения объектов в учетах ЭКП определяется сроками давности по уголовным делам, по которым они изъяты, либо степенью устойчивости идентификационных признаков объектов.

Срок хранения объектов в зависимости от вида преступления составляет: 2 года с момента постановки на учет - по преступлениям небольшой тяжести; 6 лет - преступлениям средней тяжести; 10 лет - тяжким преступлениям; 15 лет - особо тяжким преступлениям, если иное не определено лицом (органом), направившим объект для постановки на учет.

Срок хранения объекта в зависимости от степени устойчивости идентификационных признаков определяется Правилами ведения экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.

Абзац утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

19. Снятые с учета информационные карты помещаются в архив ЭКП, натурные объекты возвращаются инициатору их постановки на учет для дальнейшего принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке, если настоящей Инструкцией не установлено иное.

20. Хранение информационных массивов учетов организуется в специально оборудованных служебных помещениях, оснащенных средствами охранной сигнализации, пожаротушения и ограничения доступа, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов МВД России, а применительно к натурным объектам - в соответствии с правилами хранения отдельных видов вещественных доказательств, в условиях, исключающих их хищение, утрату или порчу, а также несанкционированный доступ к ним.

 

II. Обязанности и права руководителей

и сотрудников органов внутренних дел по формированию,

ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов

 

21. Руководитель подразделения дознания, органа предварительного следствия или оперативного подразделения обязан:

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

21.1. Контролировать включение следственных действий или оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие и исследование предметов и следов, которые могут стать объектами учета или проверки, в планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и их исполнение.

21.2. Обеспечивать своевременность и полноту направления объектов учета, а также объектов проверки в экспертно-криминалистические подразделения для выявления и закрепления экспертно-криминалистической информации, проверки и постановки на экспертно-криминалистические учеты.

21.3. Анализировать деятельность подчиненного подразделения по формированию и использованию экспертно-криминалистических учетов, разрабатывать и реализовывать мероприятия по повышению ее эффективности.

22. Руководитель подразделения дознания, органа предварительного следствия или оперативного подразделения органа внутренних дел имеет право привлекать руководителя экспертно-криминалистического подразделения к решению организационных и методических вопросов формирования и использования экспертно-криминалистических учетов.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

23. Дознаватель, следователь или сотрудник оперативного подразделения обязан:

23.1. При наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности, планировать и осуществлять следственные действия либо оперативно-розыскные мероприятия, направленные на изъятие предметов и следов, которые могут стать объектами учета или проверки, либо получение проверочной информации об объектах проверки.

23.2. Своевременно в установленном порядке направлять объекты учета и проверки в экспертно-криминалистические подразделения для их исследования в целях выявления, закрепления экспертно-криминалистической информации, исключения лиц (объектов), не причастных к совершению преступлений, проверки и постановки на экспертно-криминалистический учет.

23.3. Информировать экспертно-криминалистическое подразделение о реализации результатов использования экспертно-криминалистических учетов и возможности снятия объектов с учета.

24. Дознаватель, следователь или сотрудник оперативного подразделения имеет право в установленном порядке привлекать специалистов экспертно-криминалистических подразделений для оказания помощи при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие предметов и следов, которые могут стать объектами учета или проверки, а также получение проверочной информации об объектах проверки.

25. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения обязан:

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

(п. 25 в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

25.1. Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

25.2. Рассматривать поручения следователей и дознавателей, а также утвержденные соответствующими руководителями рапорты сотрудников оперативных подразделений, поручать их исполнение конкретным сотрудникам экспертно-криминалистического подразделения.

25.3. Контролировать качество и своевременность исполнения поручений по проверке и постановке объектов на экспертно-криминалистический учет, направлять результаты соответствующим руководителям оперативных подразделений, следователям и дознавателям.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

25.4. В установленном порядке обеспечивать участие сотрудников ЭКП в проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие предметов и следов, которые могут стать предметами учета или проверки, либо проверочной информации об объектах проверки.

25.5. Осуществлять контроль за соблюдением установленных требований по регистрации, хранению, ограничению доступа к объектам и информации экспертно-криминалистического учета.

25.6. Не реже одного раза в полугодие информировать ЭКЦ МВД России о снятии объектов с регионального учета в случаях, если указанные объекты были ранее направлены для постановки на федеральный учет.

(п. 25.6 введен Приказом МВД России от 21.05.2008 N 436)

25(1). Руководитель экспертно-криминалистического направления обязан:

25(1).1. Осуществлять ведение экспертно-криминалистических учетов в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

25(1).2. Рассматривать поручения следователей и дознавателей, а также утвержденные соответствующими руководителями рапорты сотрудников оперативных подразделений.

25(1).3. Исполнять качественно и своевременно поручения по проверке и постановке объектов на экспертно-криминалистический учет, направлять результаты соответствующим руководителям оперативных подразделений, следователям и дознавателям.

25(1).4. Участвовать в установленном порядке в проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на изъятие предметов и следов, которые могут стать предметами учета или проверки, либо проверочной информации об объектах проверки.

25(1).5. Осуществлять соблюдение установленных требований по регистрации, хранению, ограничению доступа к объектам и информации экспертно-криминалистического учета.

(п. 25(1) введен Приказом МВД России от 04.05.2016 N 227)

26. Руководитель экспертно-криминалистического подразделения имеет право:

26.1. Вносить в установленном порядке предложения по организационному, штатному и материально-техническому обеспечению деятельности по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов.

(в ред. Приказов МВД России от 04.05.2016 N 227, от 11.09.2018 N 585)

--------------------------------

Сноска исключена с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

 

26.2. Участвовать в решении вопросов организационного и методического обеспечения формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов.

26.3. Возвращать без исполнения представленные для проверки или постановки на учет объекты и материалы в случае их неполноты, низкого качества, непригодности для сравнительного исследования с разъяснением причин возврата.

(в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

26.4. Получать информацию об оконченных или прекращенных производством делах в целях чистки информационных массивов экспертно-криминалистических учетов.

27. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, отвечающий за ведение экспертно-криминалистического учета, должен иметь право самостоятельного производства соответствующего вида судебных экспертиз. При ведении учета он обязан:

(в ред. Приказов МВД России от 04.05.2016 N 227, от 11.09.2018 N 585)

27.1. В установленном порядке проводить исследование объектов с целью выявления экспертно-криминалистической информации, пригодной для постановки на учет либо проверки по учету, осуществлять ее закрепление и систематизацию в информационной карте в соответствии с методическими рекомендациями, разрабатываемыми ЭКЦ МВД России, оформлять справки о результатах исследования для информирования представивших объекты органов.

27.2. Производить проверку объектов по соответствующему виду учета, оформлять справкой результаты проверок. В случае установления совпадений оформлять справки для информирования каждого органа, представившего на учет или проверку совпавшие объекты.

27.3. Вести соответствующий экспертно-криминалистический учет в установленном порядке, в том числе осуществлять регистрацию объектов, поставленных на учет, проверенных по учету, количества совпадений объектов учета с объектами учета и проверки.

28. Сотрудник экспертно-криминалистического подразделения, отвечающий за ведение экспертно-криминалистического учета, не вправе:

(в ред. Приказов МВД России от 04.05.2016 N 227, от 11.09.2018 N 585)

28.1. Сообщать посторонним лицам сведения о характере информации, имеющейся в экспертно-криминалистических учетах.

28.2. Передавать учетные документы и объекты лицам, не имеющим по роду служебной деятельности отношения к формированию и ведению экспертно-криминалистических учетов.

28.3. Изымать из учета информационные карты и объекты учета без наличия оснований, предусмотренных настоящей Инструкцией.

28.4. Производить проверки и выдавать информацию в письменной или устной форме по неофициальным запросам.

28.5. Оставлять незапертыми помещения экспертно-криминалистических учетов и рабочих кабинетов, в которых временно отсутствуют должностные лица.

28.6. Оставлять не опечатанными помещения экспертно-криминалистических учетов в нерабочее время.

28.7. Допускать в помещения экспертно-криминалистических учетов посторонних лиц.

28.8. Хранить учетные документы и объекты вне служебных помещений.

 

III. Порядок формирования

экспертно-криминалистического учета

 

29. При наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об оперативно-розыскной деятельности, дознаватель, следователь либо оперативный сотрудник самостоятельно или по поручению лица, органа, осуществляющего предварительное расследование, в случае необходимости привлекая специалиста:

29.1. Планирует и проводит следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия, направленные на изъятие предметов и следов, которые могут стать объектами учета.

29.2. Направляет полученные объекты в экспертно-криминалистические подразделения на экспертизу или исследование в целях выявления и закрепления экспертно-криминалистической информации, определения ее пригодности для сравнительного исследования и в случае пригодности - для исключения следов, не являющихся объектами учета.

29.3. Поручает руководителю ЭКП организовать постановку объекта на экспертно-криминалистический учет соответствующего вида и уровня.

При этом направление объекта учета на исследование и постановку на учет может осуществляться одновременно, если ведение соответствующего вида учета осуществляется в том же ЭКП, в который объект направляется на исследование.

29.4. Сотрудник оперативного подразделения информирует орган предварительного расследования о результатах исследования объекта и его постановке на учет.

29.5. Следователь, дознаватель в случае установления совпадений (единого источника происхождения) объектов учета, изъятых по разным уголовным делам, принимает меры по объединению дел.

30. Сотрудник ЭКП в соответствии с должностной инструкцией, по поручению руководителя ЭКП по поручению руководителя органа внутренних дел:

(в ред. Приказов МВД России от 04.05.2016 N 227, от 11.09.2018 N 585)

30.1. Проводит исследование поступившего объекта в соответствии с установленными методиками. После получения информации, что след (объект) пригоден для сравнительного исследования и подлежит обязательному учету, составляет справку о пригодности объекта для сравнительного исследования, которую направляет должностному лицу, представившему объект на исследование, заполняет информационные карты в количестве, необходимом для постановки на имеющиеся уровни соответствующего вида учета, которые передает (направляет) сотруднику ЭКП, ведущему соответствующий вид учета, либо принимает меры, предусмотренные подпунктами 30.3 - 30.5 настоящей Инструкции.

30.2. В случае непригодности объекта для сравнительного исследования оформляет соответствующую справку и направляет ее должностному лицу, представившему объект на исследование.

30.3. На основании поручения дознавателя, следователя или сотрудника оперативного подразделения осуществляет постановку и направление информационных карт на имеющиеся уровни соответствующего вида учета, а также объектов исследования в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, письменно информирует о постановке объектов на учет.

30.4. Проверяет поступившие информационные карты и натурные объекты по массиву информационных карт и натурных объектов соответствующего вида учета.

30.5. В случае совпадения объектов учета составляет справку и направляет ее во все подразделения дознания, следствия или оперативные подразделения, представившие на учет совпавшие объекты, в информационных картах объектов учета делает отметки о совпадениях с другими объектами учета.

 

IV. Порядок использования экспертно-криминалистического учета

 

31. При наличии оснований, предусмотренных законодательством об уголовном судопроизводстве и об оперативно-розыскной деятельности, дознаватель, следователь либо сотрудник оперативного подразделения самостоятельно или по поручению лица, органа, осуществляющего предварительное расследование, в случае необходимости привлекая специалистов:

31.1. Планирует и проводит следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление лиц или изъятие предметов, которые могут быть объектами проверки, либо получение экспертно-криминалистической информации о них.

31.2. В установленном порядке направляет полученные объекты на исследование в ЭКП.

31.3. После получения справок об исследовании или информационных карт на проверяемый объект (лицо) направляет их в ЭКП для проверки по соответствующему экспертно-криминалистическому учету.

Направление объекта на исследование и проверку может осуществляться одновременно, если соответствующий вид учета ведется в ЭКП, в который объект направляется на исследование.

31.4. Оперативный сотрудник доводит результаты проверки до сведения лица, осуществляющего предварительное расследование по делу, для производства соответствующих следственных действий либо принимает иные предусмотренные законом меры.

32. Сотрудник ЭКП, получивший для исполнения поручение о проверке информационной карты или объекта по учету:

32.1. Регистрирует информационную карту или объект в Журнале регистрации объектов, поступивших на проверку <1> (Приложение N 2), и проверяет его по массиву соответствующего вида учета.

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

--------------------------------

<1> Если иное не предусмотрено правилами ведения соответствующего вида учета.

(сноска введена Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

 

32.2. В случае отсутствия совпадений оформляет соответствующую справку и направляет ее должностному лицу, представившему объект на исследование.

Информационные карты на объекты проверки после ее проведения могут быть оставлены на хранение в ЭКП.

32.3. В случае совпадения оформляет соответствующую справку и направляет ее всем дознавателям, следователям или сотрудникам оперативных подразделений, представившим на учет или проверку совпавшие объекты (Приложение N 3).

32.4. Изымает из массива информационную карту объекта учета, по которой установлен идентифицируемый объект, и вместе с картой на проверяемый объект (справкой о результатах его исследования) прикладывает к архивному экземпляру справки об установлении совпадения.

32.5. Находящиеся на учете натурные объекты вместе со справкой о совпадении направляются представившему их лицу или органу, осуществляющему производство по делу, по которому они были изъяты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение N 3

к Приказу МВД России

от 10 февраля 2006 г. N 70

 

ПРАВИЛА

ВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов МВД России от 21.05.2008 N 436, от 30.12.2010 N 902,

от 04.05.2016 N 227, от 28.12.2016 N 918, от 11.09.2018 N 585)

 

I. Учет следов рук

(раздел в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

 

1. Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному лицу.

2. Данный учет ведется, на федеральном, региональном и районном уровнях.

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

3. Допускается формирование и ведение учета в виде электронных баз данных. При этом автоматизированный режим ведения учета осуществляется с использованием централизованной интегрированной автоматизированной дактилоскопической информационной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ЦИАДИС-МВД) в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.

4. Ведение автоматизированного учета следов рук осуществляется в соответствии с эксплуатационной документацией ЦИАДИС-МВД сотрудниками, прошедшими соответствующую подготовку. При этом к работе по проверке рекомендательных списков допускаются только эксперты, аттестованные на право самостоятельного производства дактилоскопических экспертиз.

5. Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца "Форма ИК-1" (приложение N 1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук неустановленных лиц в масштабах 1:1, 2:1 или 3:1, признанных пригодными для идентификации и выполненных по правилам детальной съемки (наличие масштабной линейки в основании следа).

5.1. Информационные карты составляются в двух экземплярах и регистрируются в журнале регистрации объектов, поступивших на экспертно-криминалистический учет (приложение N 1 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел). Один экземпляр помещается в дактилоскопическую следотеку ЭКП территориального органа МВД России на районном уровне, второй экземпляр не реже трех раз в месяц направляется в территориальный орган МВД России на региональном уровне.

5.2. В случае получения отрицательного результата проверки следов рук, изъятых с мест преступлений, по региональному учету территориальный орган МВД России на региональном уровне направляет электронные копии следов рук для постановки на учет в программно-технический комплекс (ПТК) ЦИАДИС-МВД в соответствующем федеральном округе в срок не более 10 дней с момента поступления следов рук, изъятых с мест преступлений. По резонансным преступлениям и в случаях, не терпящих отлагательств, в возможно короткий срок.

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

5.3. Ведение федерального учета Централизованной дактилоскопической следотеки следов рук (ЦДС) осуществляется только в электронном виде с использованием электронных журналов регистрации объектов, поступивших на проверку и постановку на учет, с соблюдением требований информационной безопасности. ИК со следами рук, изъятыми с мест преступлений, подлежащие проверке и постановке на учет ЦДС, направляются в ЭКЦ МВД России только в электронном виде в 3-дневный срок после получения информации о результатах проверки по ПТК ЦИАДИС-МВД в соответствующем федеральном округе.

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

6. Информационные карты группируются по году совершения преступления в соответствии с нумерацией в Журнале регистрации объектов, поступивших на экспертно-криминалистический учет (приложение N 1 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел). При этом допускается их систематизация по времени, способу, виду совершения преступления и другим признакам, облегчающим поиск дактилоскопической информации.

7. Проверке по учету следов рук подлежат дактилокарты задержанных лиц, представляющих оперативный интерес, а также следы рук, изъятые с мест нераскрытых преступлений. Следы рук проверяются также по массивам дактилокарт соответствующего органа внутренних дел.

8. Линейные управления и отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте направляют следы рук, изъятые в ходе осмотров мест происшествий, для проверки и постановки на учет в соответствующие ЭКЦ УТ МВД России по ФО и ЛУ МВД России на транспорте. Дальнейшая проверка и постановка на учет следов рук осуществляется в соответствии с подпунктами 5.2 и 5.3 настоящего раздела.

Одновременно следы рук подлежат проверке в ЭКЦ территориального органа МВД России на региональном уровне, на территории которого совершено (выявлено) преступление.

При снятии следов рук с учета на бланке ИК делается отметка об основании снятия объекта с учета. В случаях, если на ИК установлены (идентифицированы) не все следы рук, ИК остаются в картотеке. В случае установления совпадения следов рук по региональной и межрегиональной базам данных дактилоскопической информации в ЭКЦ МВД России в течение 10 дней направляется информация о снятии ИК с учета.

Снятые с учета ИК помещаются в архив, срок хранения которых в архиве ИК составляет 5 лет.

Работа по ведению и использованию учета следов рук отражается в Журнале регистрации объектов, поступивших на экспертно-криминалистический учет (приложение N 1 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел) и Журнале регистрации объектов, поступивших на проверку по экспертно-криминалистическому учету (приложение N 2 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел). При этом сведения, внесенные в Журнал регистрации объектов, поступивших на экспертно-криминалистический учет, не вносятся в Журнал регистрации объектов, поступивших на проверку по экспертно-криминалистическому учету.

 

II. Учеты следов подошв обуви, орудий взлома,

протекторов шин транспортных средств

 

9. Учеты следов подошв обуви, орудий взлома <1>, протекторов шин транспортных средств <2> предназначены для установления следообразующего объекта (обуви, орудия взлома, транспортного средства), оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных преступлений.

--------------------------------

<1> Объектами данного вида учета являются следы отжима, перекуса и иные трасологические следы с достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей следообразующих инструментов.

<2> Далее - "учеты трасологических следов".

 

10. Данные учеты ведутся на региональном и районном уровнях.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

11. Картотеки учетов трасологических следов формируются из информационных карт установленного образца "Форма ИК-1" (Приложение N 1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе:

для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой, - 1:2, оставленных участком подошвы - 1:1;

для следов орудий взлома - 3:1;

для следов протекторов шин транспортных средств <3> - от 1:4 до 1:2.

(в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

--------------------------------

<3> При необходимости делается несколько фотоснимков по правилам линейной панорамной фотосъемки.

 

12. Объекты снимаются с учета и уничтожаются:

следы подошв обуви - по истечении двух лет;

следы орудий взлома и протекторов шин - по истечении трех лет.

13. Допускается формирование и ведение учетов в виде электронных баз данных.

 

13.1. Информация об объектах учетов, поступивших на постановку (проверку) по учетам трасологических следов, регистрируется в Журнале регистрации объектов, поступивших на учет (приложение N 1 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел).

(п. 13.1 введен Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

13.2. Информация об объектах проверки, предусмотренных подпунктами 10.2, 10.3 и 10.5 Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел, поступивших на проверку по учетам трасологических следов, регистрируется в Журнале регистрации объектов, поступивших на проверку (приложение N 2 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел).

(п. 13.2 введен Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

 

III. Учет данных ДНК биологических объектов

 

Утратил силу. - Приказ МВД России от 28.12.2016 N 918

 

IV. Учет самодельных взрывных устройств

 

27. Учет самодельных взрывных устройств <1> предназначен для установления единого источника происхождения самодельных взрывных устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления.

--------------------------------

<1> Далее - "учет СВУ".

 

28. Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

29. Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва).

30. Картотеки учета СВУ формируются из информационных карт установленного образца "Форма ИК-3" (Приложение N 4). При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном уровне). В случаях использования в СВУ радиоэлектронных исполнительных механизмов СВУ (его остатки после взрыва) в натурном виде направляются в ЭКЦ МВД России.

Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается.

31. Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований, следственных действий, иных сведений в соответствии с Правилами заполнения информационных карт экспертно-криминалистических учетов.

Срок хранения информационных карт и элементов СВУ в учетах составляет не менее 15 лет.

32. Допускается формирование картотеки учета в виде электронной базы данных, а также направление в ЭКЦ МВД России электронных копий информационных карт на СВУ.

 

V. Учет самодельного огнестрельного оружия

 

33. Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления.

34. Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

При этом на федеральном уровне ведется только картотека учета.

35. Постановке на данный учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14,5 мм с наиболее выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки:

изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного оружия);

переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия);

переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, а также устройств промышленного производства;

собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полный цикл технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов).

36. Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется из информационных карт установленного образца "Форма ИК-4" (Приложение N 5). При этом к информационным картам регионального учета могут приобщаться натурные объекты.

37. Заполнение информационных карт на самодельное огнестрельное оружие осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

38. После производства экспертного исследования, по результатам которого огнестрельное оружие отнесено к одной из категорий, предусмотренных пунктом 35 настоящих Правил, оружие ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно-справочную коллекцию ЭКЦ территориального органа МВД России на региональном уровне.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

Один экземпляр информационной карты на оружие после проверки по региональному учету в течение 10 суток направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.

(п. 38 в ред. Приказа МВД России от 30.12.2010 N 902)

39. Руководитель ЭКП, при постановке на экспертно-криминалистический учет самодельного огнестрельного оружия, направляет инициатору производства экспертизы (исследования) ходатайство о принятии решения о передаче оружия в ЭКП в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

40. Хранение самодельного огнестрельного оружия организуется в органах внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и настоящими Правилами.

41. Срок хранения информационных карт на учете и самодельного огнестрельного оружия в информационно-справочной коллекции ЭКП - не менее шести лет.

42. По истечении сроков хранения огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.

43. Формирование и ведение картотеки дополнительно может осуществляться в виде электронной базы данных. При этом в ЭКЦ МВД России также дополнительно могут направляться электронные копии информационных карт на самодельное оружие.

 

VI. Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного

ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятых

с мест происшествий и преступлений

 

44. Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при совершении нескольких преступлений.

45. Учет ведется на федеральном уровне (федеральная пулегильзотека МВД России <1>) и региональном уровне (единые региональные пулегильзотеки по федеральным округам или по территории нескольких субъектов Российской Федерации, определяемых МВД России <2>).

(п. 45 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

--------------------------------

<1> Далее - "ФПГТ".

(сноска введена Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

<2> Далее - "ЕРПГТ".

(сноска введена Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

 

46. Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий.

47. Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации, если установлено, что по одному преступлению имеется не менее 3 экземпляров пуль, гильз или патронов, стрелянных в одном и том же экземпляре оружия.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

48. Формирование и ведение данного учета осуществляется с использованием натурных объектов и электронных баз данных. К натурным объектам прилагаются информационные карты установленного образца "Форма ИК-10" (приложение N 13).

(п. 48 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

49. Объекты перед постановкой на учет проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет - дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом.

50. После проверки по региональному учету объекты в течение 10 суток направляются с письмом произвольной формы и информационной картой "Форма ИК-10" в федеральную пулегильзотеку.

(в ред. Приказов МВД России от 21.05.2008 N 436, от 04.05.2016 N 227)

51. Ведение учета в виде электронных баз данных осуществляется с использованием автоматизированной баллистической идентификационной системы (АБИС). Электронная база формируется цифровыми изображениями пуль и гильз калибра до 12,7 мм (с текстовой сопроводительной информацией из карты "Форма ИК-10").

К работе с АБИС допускаются сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку по работе с конкретной автоматизированной системой и аттестованные на право самостоятельного производства баллистических экспертиз.

(п. 51 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

--------------------------------

Сноска исключена. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585.

 

52. В случаях получения сообщения о раскрытии преступления без установления использованного оружия объекты учета по данному преступлению хранятся в пулегильзотеке до изъятия и установления указанного оружия или истечения срока хранения, установленного Инструкцией по формированию, ведению и использованию экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел.

53. Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пулегильзотеки пять лет с момента совершения преступления, после чего направляются для помещения в региональные пулегильзотеки, где хранятся до установления использованного оружия, но не более пятнадцати лет с момента совершения преступления.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

54. По истечении срока хранения объекты учета возвращаются инициатору для принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке.

54.1. Регистрация сопроводительной информации к объектам в федеральной пулегильзотеке осуществляется в электронном виде с использованием электронных журналов регистрации объектов, поступивших на проверку и постановку на учет, с соблюдением требований информационной безопасности.

(пп. 54.1 введен Приказом МВД России от 28.12.2016 N 918)

55. Подлежат проверке по массивам ЕРПГТ и массиву объектов ФПГТ, изъятых с мест происшествий и преступлений:

55.1. Экспериментальные пули и гильзы, отстрелянные в изъятом, найденном и добровольно сданном огнестрельном оружии с нарезным стволом, в том числе:

самодельно изготовленное или переделанное под патроны к нарезному огнестрельному оружию или под патроны, разработанные на базе пуль и гильз патронов к нарезному огнестрельному оружию;

имеющее нарезную часть гладкоствольное оружие под патроны, разработанные на базе пуль и гильз патронов к нарезному огнестрельному оружию;

с использованием частей и деталей нарезного огнестрельного оружия, образующих следы на пулях и гильзах.

55.2. Экспериментальные пули и гильзы, отстрелянные из служебного нарезного огнестрельного оружия перед его уничтожением.

55.3. Контрольные пули и гильзы, отстреленные из нарезного огнестрельного оружия, принадлежащего гражданам Российской Федерации перед его уничтожением.

(п. 55 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

55(1). Оружие, указанное в подпункте 55.1, подлежит обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу в ЭКП, после проведения которых оно возвращается инициатору.

(п. 55(1) введен Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

55(2). По окончании проверки по массиву ЕРПГТ экспериментальные и контрольные пули и гильзы с письмом произвольной формы направляются в течение 10 суток в ФПГТ.

(п. 55(2) введен Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

55(3). Служебное и гражданское оружие, сданное на уничтожение, подлежит проверке по учету контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия.

(п. 55(3) введен Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

56. Экспериментальные пули и гильзы, стрелянные в выявленном огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим массивам федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России в течение пяти лет, после чего в установленном порядке уничтожаются.

 

VII. Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного,

гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом,

боевого ручного стрелкового оружия

 

57. Данный учет предназначен для установления фактов использования утраченного <1> служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия при совершении преступлений и обеспечения его розыска.

--------------------------------

<1> Под "утраченным" в настоящих Правилах понимается утерянное и похищенное оружие.

 

58. Учет ведется на федеральном уровне (ФПГТ).

(п. 58 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

59. Картотека данного учета формируется из информационных карт установленного образца "Форма ИК-5" (Приложение N 6), к которым приобщаются соответствующие объекты учета.

59. Ведение данного учета осуществляется в виде электронной базы данных с использованием АБИС.

Электронная база формируется цифровыми изображениями пуль и гильз калибра до 12,7 мм (с текстовой сопроводительной информацией).

К работе с АБИС допускаются сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку по работе с конкретной автоматизированной системой и аттестованные на право самостоятельного производства баллистических экспертиз.

(п. 59 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

60. Постановке на учет подлежат контрольные пули и гильзы, отстрелянные из утраченного гражданского, служебного, боевого ручного огнестрельного оружия с нарезным стволом калибра не более 14,5 мм.

(п. 60 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

61. Контрольные пули и гильзы, стрелянные в утраченном оружии, проверяются при постановке на учет по массиву пуль, гильз и патронов, изъятых с мест происшествий.

62. Объекты данного учета хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего помещаются в архив, где хранятся в течение одного года, а затем в установленном порядке уничтожаются.

62.1. Регистрация сопроводительной информации к объектам в федеральной пулегильзотеке осуществляется в электронном виде с использованием электронных журналов регистрации объектов, поступивших на проверку и постановку на учет, с соблюдением требований информационной безопасности.

(пп. 62.1 введен Приказом МВД России от 28.12.2016 N 918)

 

VIII. Учет поддельных денежных билетов, бланков ценных

бумаг и бланков документов

(раздел в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

 

63. Данный учет предназначен для установления единого способа изготовления поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов. Учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

64. Проверкам по учету и постановке на учет подлежат:

(п. 64 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

64.1. Полностью поддельные денежные билеты <1>, бланки ценных бумаг и бланки документов <2>, за исключением бланков документов, изготовленных способом рисования.

64.2. Подлинные, но частично измененные (с целью изменения номинала) денежные билеты и бланки ценных бумаг.

(п. 64.2 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

65. Постановке на учет подлежат объекты, изъятые в рамках расследования уголовных дел.

--------------------------------

<1> Под денежными билетами в настоящих Правилах понимаются денежные билеты Банка России, а также банкноты иностранных государств - вещественные доказательства по уголовным делам, связанным с их изготовлением, хранением, перевозкой или сбытом.

(сноска введена Приказом МВД России от 28.12.2016 N 918)

<2> Под бланками документов в настоящих Правилах понимаются бланки документов федерального значения Российской Федерации и иностранных государств, удостоверяющие личность, предоставляющие права, свидетельства и документы об образовании и иные бланки документов, подлежащие учету, перечень которых определяется ЭКЦ МВД России.

(сноска введена Приказом МВД России от 28.12.2016 N 918)

 

66. Учет поддельных денежных билетов, бланков ценных бумаг и бланков документов формируются в виде информационного массива, содержащего сведения в полном объеме о способе изготовления объектов.

67. При необходимости (возможности) к массиву приобщаются натурные объекты или их изображения (в электронном виде).

68. Денежные билеты систематизируются по наименованию, номиналу, году принятия образца (модификации, серии), способу их изготовления. Бланки ценных бумаг и бланки документов систематизируются по наименованию, выходным данным или модификации, способу их изготовления.

(п. 68 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

69. При установлении совпадения проверяемых объектов с объектами, ранее поставленными на региональный учет и направлявшимися для проверки по федеральному учету, а именно:

для денежных билетов Банка России и иностранных государств (кроме денежных билетов США и Европейского центрального банка) - совпадение по номиналу, году принятия образца (модификации), способу изготовления и имитации элементов защиты (без учета серий и номеров или серийных номеров);

для денежных билетов США - совпадение по номиналу, номерам клише лицевых и оборотных сторон, серии (году), контрольным букве и цифре банка (для банкнот до серии 1996 года - по наименованию Федерального резервного банка) и способу изготовления и имитации элементов защиты;

для денежных билетов Европейского центрального банка - совпадение по номиналу, коду предприятия-изготовителя, способу изготовления и имитации элементов защиты;

для бланков документов - совпадение по названию документа, году принятия образца (выходным данным предприятия-изготовителя или модификации), способу изготовления и имитации элементов защиты (без учета серийной нумерации);

сведения о проверяемых объектах, представляющие собой электронный вид базы данных, составленные и заполненные в соответствии с рекомендациями ЭКЦ МВД России, содержащие поля (столбцы), указанные в приложении N 7, в электронной форме по выделенным каналам связи направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

70. При отсутствии совпадений в процессе проведения проверки по региональному учету объект учета в течение 5 рабочих дней направляется в ЭКЦ МВД России с сопроводительным письмом для проверки и постановки на федеральный учет, о чем ЭКП информирует подразделение, направившее объект.

(п. 70 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

71. При поступлении на экспертное исследование в ЭКП двух и более объектов с единым способом изготовления и отрицательном результате их проверки по региональному учету для проверки и постановки на федеральный учет направляются не более трех объектов.

72. Все поддельные бланки ценных бумаг направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.

73. По истечении срока давности по соответствующему преступлению объекты снимаются с учета.

(п. 73 в ред. Приказа МВД России от 11.09.2018 N 585)

 

IX. Учет субъективных портретов разыскиваемых лиц

(в ред. Приказа МВД России от 21.05.2008 N 436)

 

74. Учет субъективных портретов предназначен для розыска неустановленных лиц и выявления фактов совершения нескольких преступлений одним лицом.

75. Данный учет ведется на районном и региональном уровнях.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

76. В региональную картотеку направляются информационные карты на субъективный портрет только при возбуждении уголовного дела.

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

77. Информационные карты на субъективный портрет составляются в электронном виде с последующим получением копии на бумажном носителе (формат А4). Картотека учета субъективных портретов формируется из информационных карт установленного образца "Форма ИК-6" (Приложение N 8). Информационные карты систематизируются по основаниям, установленным руководителем ЭКП.

78. Постановке на учет подлежат субъективные портреты, изготовленные как с помощью компьютерных программ, так и иными неавтоматизированными способами.

79. При постановке на учет субъективный портрет проверяется по базе портретов, изготовленных за последние 12 месяцев, а по конкретным видам преступлений - за последние три года.

80. Поставленный на учет субъективный портрет копируется на электронный носитель.

Резервное копирование базы субъективных портретов на электронные носители (компакт-диски, флеш-карты и пр.) должно осуществляться не реже одного раза в неделю.

81. После проверки субъективного портрета по картотеке составляется справка (Приложение N 9) об установлении или неустановлении типового сходства с имеющимися в базе субъективными портретами. При установлении типового сходства данные субъективные портреты прилагаются к справке.

82. В срок не более 10 суток с момента установления лица, на которое изготовлен субъективный портрет, инициатор направляет в ЭКП соответствующую информацию и фотографию задержанного лица. Фотография выполняется по правилам сигналитической съемки в положении головы фотографируемого анфас.

 

X. Учет фонограмм речи (голоса) неустановленных лиц

 

Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585

 

XI. Краниологический учет (черепов неопознанных трупов)

 

100. Краниологический учет предназначен для установления личности неопознанных трупов по их черепам.

101. Данный учет ведется на региональном уровне.

102. Органы (лица), в производстве которых находятся материалы по установлению личности неопознанных трупов, организуют получение и направление обработанных препаратов черепа в соответствующее ЭКП для реконструкции прижизненного облика и постановки его на учет, а также проверки по данному учету без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц.

103. Картотека учета формируется из информационных карт установленного образца "Форма ИК-8" (Приложение N 11). При этом к информационной карте приобщаются натурные объекты - черепа неопознанных трупов, фрагменты костей черепа, зубные протезы, мосты, коронки, представленные на исследование вместе с черепом.

104. Допускается формирование и ведение картотеки учета в виде электронной базы данных.

105. Черепа неопознанных трупов, приобщенные к информационным картам, хранятся в натурном виде в специально оборудованном хранилище ЭКЦ.

106. Снятие объектов с учета осуществляется в связи с установлением личности неопознанного трупа или по истечении пятнадцати лет с момента постановки на учет.

 

XII. Учеты микрообъектов (микроволокон, частиц

лакокрасочного покрытия, полимеров и металла)

 

107. Учеты микрообъектов предназначены для установления составляющего объекта-предмета, в состав которого они входили.

108. Данные учеты ведутся на региональном уровне по тяжким и особо тяжким преступлениям.

109. Картотеки учетов микрообъектов формируются из информационных карт установленного образца "Форма ИК-9" (Приложение N 12).

110. К информационной карте прилагаются образцы микрообъектов.

111. Срок хранения информационных карт и объектов в учете составляет 2 года.

112. По истечении срока хранения объекты направляются инициатору постановки объекта на учет, информационные карты помещаются в архив ЭКП.

 

XIII. Учет поддельных монет

(раздел введен Приказом МВД России от 21.05.2008 N 436)

 

113. Данный учет предназначен для установления единого источника происхождения выявленных поддельных монет по способу (технологии) их изготовления, сплаву и следам форм производственной оснастки.

(в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

114. Учет ведется на федеральном уровне.

(п. 114 в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

115. Проверкам и постановке на учет подлежат:

115.1. Поддельные металлические деньги (монеты) Банка России.

115.2. Поддельные металлические деньги (монеты) иностранных государств.

116. Картотеки учета поддельных монет формируются из информационных карт установленного образца "Форма ИК-11" (приложение N 14), к которым приобщаются натурные объекты. При этом на оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии аверса, реверса монет, выполненные в масштабе 5:1.

(в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

117. Объекты учета систематизируются по наименованию, достоинству (номиналу), способу (технологии) их изготовления, единому источнику происхождения.

118. После производства экспертизы (исследования) в ЭКП составляется информационная карта "Форма ИК-11" (приложение N 14) и вместе с объектом учета, а также поручением должностного лица на постановку, проверку поддельной монеты по федеральному учету направляется в течение 5 рабочих дней со дня окончания производства экспертизы (исследования) в ЭКЦ МВД России.

(п. 118 в ред. Приказа МВД России от 28.12.2016 N 918)

119 - 120. Утратили силу. - Приказ МВД России от 28.12.2016 N 918.

121. При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору.

122. При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта - в картотеку федерального учета.

123. Объекты снимаются с учета по истечении срока давности по соответствующему преступлению, исчисляемого с момента их изъятия из официального оборота.

Информация об объектах, поступивших на постановку (проверку) по федеральному учету поддельных монет, отображаются в Журнале регистрации объектов, поступивших на учет (приложение N 1 к Инструкции по организации использования экспертно-криминалистических учетов органов внутренних дел).

(абзац введен Приказом МВД России от 11.09.2018 N 585)

 

XIV. Учет поддельных рецептов на наркотические средства,

психотропные и сильнодействующие вещества

 

Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585

 

XV. Учет почерков неустановленных лиц

 

Утратил силу с 1 ноября 2018 года. - Приказ МВД России от 11.09.2018 N 585

 

XVI. Общие правила заполнения информационных карт

 

137. Информационные карты изготавливаются из плотной бумаги белого цвета или картона формата А4 или А5.

138. На объекты одного вида учета, изъятые по конкретному преступлению, заполняется одна информационная карта.

139. Информационной карте присваивается регистрационный номер, состоящий из расположенных в установленных графах и последовательности следующих групп цифр:

первая группа (два знака) - код вида экспертно-криминалистического учета (Приложение N 1);

вторая группа (четыре знака) - код Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральному округу, линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, министерства внутренних дел по республикам, главного управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иному субъекту Российской Федерации, на территории которого совершено преступление <1>;

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

--------------------------------

<1> В соответствии с классификацией ФКУ "ГИАЦ МВД России".

 

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

третья группа (четыре знака) - код территориального органа МВД России на районном уровне, на территории которого совершено преступление <2>;

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

--------------------------------

<2> В соответствии с классификацией ИЦ территориальных органов МВД России на районном уровне.

 

(в ред. Приказа МВД России от 04.05.2016 N 227)

четвертая группа (два знака) - две последние цифры года постановки объекта на учет;

пятая группа (шесть знаков) - последние шесть знаков номера уголовного дела (иного дела, материала).

140. На лицевой стороне карты указываются общие регистрационные сведения об объекте учета и преступлении, по которому он был изъят.

141. На оборотной стороне карты размещаются фотоснимки и иные сведения, предусмотренные реквизитами, правилами и рекомендациями по заполнению карт. При этом фотоснимки, схемы сопровождаются пояснительными надписями.

142. В случаях, если размеры информационной карты недостаточны для размещения сведений (фотоснимков), используется несколько бланков информационных карт. При этом в графу "Служебные отметки" информационной карты вносится запись о порядковом номере данной карты и общем количестве заполненных карт по преступлению <3>.

--------------------------------

<3> Пример - "карта N 3/5".

 

143. Фотографии следов (объектов) изготавливаются по правилам масштабной фотосъемки. При этом фотоснимки могут быть изготовлены как с помощью традиционной фотографии, так и с использованием средств цифровой фотографии при условии четкой передачи частных признаков следа (предмета).

144. Количество экземпляров информационных карт на объект учета определяется количеством уровней формирования соответствующего вида учета, предусмотренных Инструкцией по организации формирования, ведения и использования экспертно-криминалистических учетов в органах внутренних дел Российской Федерации.

145. Все графы информационной карты подлежат обязательному заполнению.

(п. 145 введен Приказом МВД России от 21.05.2008 N 436)