Введение

Оперативно-розыскная деятельность (в РСФСР, СССР) традиционно регламентировалась секретными и совершенно секретными нормативными правовыми актами. Такой же гриф имели и учебные издания, поэтому рассматривать учебно-методическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности вне исторического контекста ее правового регулирования не имеет смысла. В противном случае мы «скатимся» к агрессивному критиканству и идеологизированной публицистике.

Ранее в открытых источниках и нормативных актах лишь упоминалось о негласной деятельности, под которой, безусловно, понималась деятельность, именуемая ныне оперативно-розыскной. Так, изначально в открытой Инструкции об организации отделов уголовного розыска, утвержденной на Коллегии НКВД РСФСР 5 октября 1918 года, говорилось, что он создан «для негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». В послереволюционном уголовно-процессуальном праве можно найти нормы лишь косвенно регламентирующие оперативно-розыскную деятельность. Так, в статье 91 УПК РСФСР (утвержден постановлением ВЦИК 15 февраля 1923 г.) указывалось на негласность проверки анонимных заявлений. Однако в дальнейшем законодатель отказался даже от употребления в законе термина «негласность», а правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности полностью перешло в плоскость ведомственного нормотворчества. Что же касается самого термина «оперативно-розыскная деятельность», то в секретных и совершенно секретных нормативных правовых актах вплоть до 60-х годов прошлого века он не употреблялся, а для обозначения негласной деятельности по борьбе с преступностью употреблялись словосочетания «оперативно-чекистская работа», «агентурно-оперативная деятельность», «оперативная работа», «разведывательно-поисковая деятельность» и т.п. Соответственно, отсутствовали и несекретные учебники по данной дисциплине.

В 1958 году впервые в отечественном законодательстве термин «оперативно-розыскные меры» был употреблен в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 25 декабря 1958 года "Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1959, № 1, ст. 15), а затем «продублирован» в статье 118 УПК РСФСР (принят на третьей сессии ВС РСФСР 27 октября 1961 г.), которая обязывала органы дознания осуществлять необходимые оперативно-розыскные меры в целях обнаружения, предупреждения и пресечения преступлений.

Этот легальный термин заменил ранее использовавшееся в праве понятие «негласные действия», которое с 1959 по 1992 гг. в законодательстве вообще не применялось. Можно констатировать, что до 1992 года этими нормами по существу исчерпывалось законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Такой подход отражал существовавшее понимание стратегии обеспечения конспирации и необходимой секретности в борьбе с преступностью, поэтому он вполне объясним. Господствовавшая концепция правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности исходила из посылки, что общество не должно знать о:

1) факте существования негласной деятельности по борьбе с преступностью;

2) методах, силах и средствах негласной деятельности;

3) лицах, участвующих в негласных мероприятиях, фактах их проведения.

Наряду с позитивными последствиями, такой подход существенно затруднял и даже делал невозможным использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Кроме того, в условиях развития гласности и демократических начал скрывать факт осуществления оперативно-розыскной деятельности стало просто невозможно. Нормативная легитимизация оперативно-розыскной деятельности связана с принятием закона Российской Федерации от 13.03.1992 № 2506-1 "Об оперативно - розыскной деятельности в Российской Федерации". В нем впервые была дана легальная дефиниция этого вида социальной практики, определены цели, задачи, принципы ОРД, дан перечень оперативно-розыскных мероприятий, сформулированы основания и условия ОРМ.

Принятие путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации потребовало приведения в соответствие с ней и оперативно-розыскного закона. 12 августа 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С момента принятия он выдержал около тридцати редакций и в него внесено десятки технических и содержательных поправок. Правотворческий процесс в этой части наглядно демонстрирует трансформацию «уголовно реализующего» закона в закон общей направленности, все более насыщаемого нормами, обеспечивающими административную, лицензионно-разрешительную, контрразведывательную, административно-проверочную, кадровую и иные виды деятельности.

Легитимизация ОРД, перевод определенной ее части в «гласный» формат предопределили потребность подготовки и издания открытого учебника по одноименной учебной дисциплине. Нельзя сказать, что это поле осталось вне внимания научной общественности. Однако имеющиеся учебники и учебные пособия носят печатный вид, что в современных условиях не всегда удобно для использования. Все это вызвало необходимость создания электронного учебного издания для курсантов, слушателей и студентов образовательных организаций системы МВД России, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, судей, прокуроров, следователей и адвокатов.

Авторский коллектив в процессе подготовки учебного издания предпринял попытку обобщить имеющийся опыт ведения оперативно-розыскной деятельности и рассмотреть такие актуальные вопросы, как: сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью; принципы, правовые и этические основы оперативно-розыскной деятельности; финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел; органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и лица, участвующие в ОРД; обязанности и права оперативных подразделений органов внутренних дел, защита сведений об органах, осуществляющих ОРД, социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений органов внутренних дел; понятие, виды и содержание содействия граждан оперативным подразделениям органов внутренних дел и другие аспекты ОРД. По понятным причинам в учебнике не рассматриваются вопросы организации и тактики ОРД, составляющие государственную тайну.

Полагаем, изложенный материал окажет помощь курсантам и слушателям в изучении специфики будущей профессии — оперативного сотрудника, а сотрудникам оперативных подразделений — разобраться в проблемных вопросах оперативно-розыскной деятельности.