Оперативно-розыскное законодательство Украины существенно отличается от российского Закона об ОРД как по форме, так и по содержанию. Так, например, в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», задачей оперативно-розыскной деятельности является поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины, разведывательно-подрывной деятельности специальных служб иностранных государств и организаций с целью пресечения правонарушений и в интересах уголовного судопроизводства, а также получения информации в интересах безопасности граждан, общества и государства.
Настоящий Закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Республики Казахстан, и закрепляет систему правовых гарантий законности при ее проведении.
Подготовлен в рамках проекта «Поддержка реформы уголовного правосудия в Кыргызской Республике». Бишкек, 2014.
Весь советский уголовный процесс строился на принципе, согласно которому предварительное следствие ограничивалось открытыми способами доказательств (с помощью следственных действий). Так, в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик от 1958 года, из которых вышли все кодексы советских республик, нашлось место только одному по существу негласному действию – наложению ареста на корреспонденцию и ее выемку (статья 35 Основ). Хотя статья 29 Основ одновременно позволяла органам дознания проводить некие «оперативно-розыскные действия» (ОРД), но эти оперативные мероприятия обычно не регулировались процессуальным законом, а их результаты напрямую не являлись источниками доказательств.
Кроме теоретического разграничения досудебного следствия и ОРД на основе их разделения на процессуальную и непроцессуальную деятельность, уголовно-процессуальная деятельность имеет своей главной задачей раскрытие преступлений и выявление виновных лиц. А задачи оперативно-розыскной деятельности, согласно законодательству, всегда формулировались шире: получение информации в интересах безопасности граждан, общества и государства; профилактика преступлений и т.д. Тут противодействие преступности является только одной из составляющих.
Реформа уголовного судопроизводства на протяжении 1990-2000-х годов привела к изменению соотношения уголовного процесса и ОРД (тайных действий). И по соотношению уголовного процесса и ОРД (тайных действий) выделились две группы государств:
1) в которых тайные действия стали частью уголовно-процессуального закона (Эстония, Литва, Латвия, Молдова, Украина);
2) в которых сохраняется существенное разграничение между оперативной деятельностью и досудебным следствием (Российская Федерация, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан).
Таковы рассуждения авторов проекта, который был выполнен Управлением ООН по наркотикам и преступности при финансировании Правительством США. Подробнее в прилагаемом файле.
Правовое регулирование специальных операций в постсоветских странах
В. Василихин. Судебные спектакли в борьбе с судейской коррупцией. Журнал «Чистые руки», № 5, 2002. С. 60-66.
Сюзан М. Ринглер тринадцать лет работала прокурором федеральной прокуратуры в штате Мериленд, осуществляла уголовное преследование главным образом по делам об экономических и финансовых преступлениях. Представленные ею «соображения» основаны на личном профессиональном опыте и носят практический характер.
Предлагаем заинтересованному читателю непосредственно ознакомиться с нормативным правовым регулированием уголовного судопроизводства Республики Беларусь.
Данная инструкция по проведению секретных операций Федеральным бюро расследований (ФБР) разработана и утверждена Генеральным прокурором в соответствии со статьей 28 свода законов США, разделами 509, 510 и 533. Она применяется ко всем расследованиям, проводимым ФБР, кроме тех, которые проводятся в соответствии с его функцией внешней контрразведки и внешней разведки.
Настоящий Закон определяет содержание и порядок осуществления оперативно-розыскной
деятельности уполномоченными государственными органами Республики Беларусь, регулирует правоотношения, возникающие при ее осуществлении.