Спиридович Александр Иванович (Охранное отделение, Киев, 1903-1906 годы)

А.И. Спиридович талантливый ученик С.В. Зубатова, удачливый сыщик, достигший высоких результатов в деле политического сыска. Несомненный интерес представляет его автобиографическое произведение «Записки жандарма»

Александр Иванович Спиридо́вич (5 августа 1873, Кемь, Архангельская губерния — 30 июня 1952, Нью-Йорк).
Родился в провинциальной дворянской семье. Воспитывался в Аракчеевском кадетском корпусе в Нижнем Новгороде и в Павловском военном училище в Санкт-Петербурге.
Отслужил семь лет в 105-м Оренбургском пехотном полку и ещё два — в Московском жандармском управлении, а в январе 1902 года был взят С. В. Зубатовым к себе в Московское охранное отделение.
В январе 1903 года получил от Зубатова должность начальника недавно образованного Киевского охранного отделения, на каковом посту уже 13 мая того же года добился крупного успеха, схватив грозного террориста Г. А. Гершуни (организатора убийств министра внутренних дел Д. С. Сипягина и уфимского губернатора Н. М. Богдановича, а также покушения на харьковского губернатора И. М. Оболенского). После поимки террориста получил 22 поздравительных письма и телеграммы, был значительно повышен в звании с увеличением оклада на две тысячи рублей в год.
30 апреля 1905 года был ранен в Киеве Петром Руденко, бывшим осведомителем.
После лечения за границей, в начале 1906 года был назначен шефом Дворцовой охраны (незадолго до того созданной службы для объединения мероприятий по охране царской семьи).
В конце лета 1911 года обеспечивал безопасность императора в Киеве (а его зять, Н. Н. Кулябко, шеф киевской охранки, должен был оберегать П. А. Столыпина).
По воспоминаниям киевского губернатора А. Ф. Гирса, предотвратил едва не случившийся самосуд над убийцей Столыпина Д. Богровым.
В августе 1916 года принял пост ялтинского градоначальника.
После Февральской революции 1917 года был арестован и помещён в Петропавловскую крепость, а затем в «Кресты». 1 октября по ошибке был выпущен, затем снова арестован большевиками, но скоро опять отпущен.
Бежал из России, возможно, при помощи «охотника за провокаторами» В. Л. Бурцева, которому поведал в Петропавловской крепости многое о деятельности тайной полиции при самодержавии.
На протяжении многих лет жил, писал и читал лекции в Париже.
В 1950 году перебрался в Нью-Йорк, где продолжал читать лекции по русской истории.