Введение
Оперативно-розыскная 
деятельность (в РСФСР, СССР) традиционно регламентировалась секретными и 
совершенно секретными нормативными правовыми актами. Такой же гриф имели и 
учебные издания, поэтому рассматривать учебно-методическое обеспечение 
оперативно-розыскной деятельности вне исторического контекста ее правового 
регулирования не имеет смысла. В противном случае мы «скатимся» к агрессивному 
критиканству и идеологизированной публицистике. 
Ранее в 
открытых источниках и нормативных актах лишь упоминалось о негласной 
деятельности, под которой, безусловно, понималась деятельность, именуемая ныне 
оперативно-розыскной. Так, изначально в открытой Инструкции об организации 
отделов уголовного розыска, утвержденной на Коллегии НКВД РСФСР 5 октября 1918 
года, говорилось, что он создан «для негласного расследования преступлений 
уголовного характера и борьбы с бандитизмом». В послереволюционном 
уголовно-процессуальном праве можно найти нормы лишь косвенно регламентирующие 
оперативно-розыскную деятельность. Так, в статье 91 УПК РСФСР (утвержден 
постановлением ВЦИК 15 февраля 
В 1958 году 
впервые в отечественном законодательстве термин «оперативно-розыскные меры» был 
употреблен в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, 
утвержденных Законом СССР от 25 декабря 1958 года "Об утверждении Основ 
уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (Ведомости Верховного 
Совета СССР, 1959, № 1, ст. 15), а затем «продублирован» в статье 118 УПК РСФСР 
(принят на третьей сессии ВС РСФСР 27 октября 
Этот 
легальный термин заменил ранее использовавшееся в праве понятие «негласные 
действия», которое с 1959 по 1992 гг. в законодательстве вообще не применялось. 
Можно констатировать, что до 1992 года этими нормами по существу исчерпывалось 
законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Такой подход 
отражал существовавшее понимание стратегии обеспечения конспирации и необходимой 
секретности в борьбе с преступностью, поэтому он вполне объясним. 
Господствовавшая концепция правового регулирования  оперативно-розыскной деятельности 
исходила из посылки, что общество не должно знать о:
1) факте 
существования негласной деятельности по борьбе с 
преступностью;
2) методах, 
силах и средствах негласной деятельности;
3) лицах, 
участвующих в негласных мероприятиях, фактах их 
проведения.
Наряду с 
позитивными последствиями, такой подход существенно затруднял и даже делал 
невозможным использование результатов оперативно-розыскной деятельности в 
доказывании по уголовным делам. Кроме того, в условиях развития гласности и 
демократических начал скрывать факт осуществления оперативно-розыскной 
деятельности стало просто невозможно. Нормативная легитимизация 
оперативно-розыскной деятельности связана с принятием закона Российской 
Федерации от 13.03.1992 № 2506-1 "Об оперативно - розыскной деятельности в 
Российской Федерации". В нем впервые была дана легальная дефиниция этого вида 
социальной практики, определены цели, задачи, принципы ОРД, дан перечень 
оперативно-розыскных мероприятий, сформулированы основания и условия 
ОРМ.
Принятие 
путем всенародного голосования 12 декабря 1993 года Конституции Российской 
Федерации потребовало приведения в соответствие с ней и оперативно-розыскного 
закона. 12 августа 1995 года Президентом Российской Федерации был подписан 
Федеральный закон № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". С момента 
принятия он выдержал около тридцати редакций и в него внесено десятки 
технических и содержательных поправок. Правотворческий процесс в этой части 
наглядно демонстрирует трансформацию «уголовно реализующего» закона в закон 
общей направленности, все более насыщаемого нормами, обеспечивающими 
административную, лицензионно-разрешительную, контрразведывательную, 
административно-проверочную, кадровую и иные виды 
деятельности.
Легитимизация 
ОРД, перевод определенной ее части в «гласный» формат предопределили потребность 
подготовки и издания открытого учебника по одноименной учебной дисциплине. 
Нельзя сказать, что это поле осталось вне внимания научной общественности. 
Однако имеющиеся учебники и учебные пособия носят печатный вид, что в 
современных условиях не всегда удобно для использования. Все это вызвало 
необходимость создания электронного учебного издания для курсантов, слушателей и 
студентов образовательных организаций системы МВД России, преподавателей, 
аспирантов и студентов юридических вузов, а также для сотрудников органов, 
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, судей, прокуроров, 
следователей и адвокатов. 
Авторский 
коллектив в процессе подготовки учебного издания предпринял попытку обобщить 
имеющийся опыт ведения оперативно-розыскной деятельности и рассмотреть такие 
актуальные вопросы, как: сущность оперативно-розыскной деятельности и ее 
значение в борьбе с преступностью; принципы, правовые и этические основы 
оперативно-розыскной деятельности; финансовое обеспечение оперативно-розыскной 
деятельности органов внутренних дел; органы, осуществляющие оперативно-розыскную 
деятельность, и лица, участвующие в ОРД; обязанности и права оперативных 
подразделений органов внутренних дел, защита сведений об органах, осуществляющих 
ОРД, социальная и правовая защита должностных лиц оперативных подразделений 
органов внутренних дел; понятие, виды и содержание содействия граждан 
оперативным подразделениям органов внутренних дел и другие аспекты ОРД. По 
понятным причинам в учебнике не рассматриваются вопросы организации и тактики 
ОРД, составляющие государственную тайну.
Полагаем, 
изложенный материал окажет помощь курсантам и слушателям в изучении специфики 
будущей профессии — оперативного сотрудника, а сотрудникам оперативных 
подразделений — разобраться в проблемных вопросах оперативно-розыскной 
деятельности.