В российском законодательстве отсутствует понятие задержания при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ определяются лишь значение задержания как меры процессуального принуждения, субъекты и сроки ее применения. В теории уголовного процесса сложилось устойчивое представление о задержании как мере процессуального принуждения в виде кратковременного лишения свободы подозреваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Тогда как задержание подозреваемого лица с поличным (захват) и доставление этого лица в помещение правоохранительного органа, как правило, осуществляется оперативными сотрудниками в рамках ОРД.
Ученые и практики пытаются разобраться в этой проблеме.
В 2012 г. Уголовный кодекс был дополнен ч. 4 ст. 303, устанавливающей ответственность за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления, либо в целях причинения вреда чести, достоинству и деловой репутации. Несмотря на то что данная норма действует уже несколько лет, судебная практика по данному составу преступления только начинает формироваться. Из тех немногочисленных судебных решений, которые имеются в общем доступе (справочно-правовых системах, сети Интернет), можно сделать вывод, что правоприменитель испытывает трудности при применении данной статьи.
Читаем мнение специалистов. Пытаемся разобраться!
Совершенствование оперативно-розыскного законодательства в современных условиях невозможно без учета социальных и технологических процессов, оказывающих существенное влияние на изменение характера оперативно-розыскной деятельности и в первую очередь на способы добывания оперативно значимой информации.
Предлагаем Вашему вниманию статьи посвященные проблемам сбора информации в сети Интернет, ее обработки и анализа.
В п. 36.1 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под результатами ОРД предлагается понимать сведения, полученные в соответствии с ФЗ об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
В то же время целый ряд нормативных положений ФЗ об ОРД позволяет нам сделать вывод о том, что спектр использования результатов ОРД значительно шире. Так, помимо указанного «традиционного» направления использования результатов ОРД, в настоящее время мы можем говорить о возможном использовании указанных результатов:
— при принятии административных (управленческих) решений;
— при реализации отдельных полномочий налоговых органов;
— в рамках арбитражного судопроизводства.
Предлагаем вместе разобраться в этом вопросе!
В результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченных государственных органов в их распоряжение поступают различные сведения, документы, вещества и предметы. Оперативно-розыскная процедура их получения существенно отличается от уголовно-процессуальной, что вызывает определенные сомнения в «процессуальном» статусе результатов ОРД. В то же время, материалы полученные при осуществлении ОРД достаточно часто представляют собой объективное отражение криминальных событий и при этом являются уникальными, так как получить их иным способом или восполнить при помощи следственных действий не представляется возможным. Именно поэтому дискуссии по поводу использования результатов ОРД в уголовном процессе не прекращаются. Предлагаем Вашему вниманию мнение ученых и практиков по данному вопросу.
Предлагаем Вашему вниманию первые результаты исследования нового оперативно-розыскного мероприятия «Получение компьютерной информации». Открывает данную рубрику статья одного из самых известных ученых в области оперативно-розыскного противодействия преступности в сети Интернет доктора юридических наук, профессора Анатолия Леонидовича Осипенко. В работе анализируется содержание указанного ОРМ, прорабатываются основы его практического осуществления, дается классификация источников оперативно значимых компьютерных данных, а также способов доступа к ним.
30 октября 2011 года юридическая общественность отметила юбилей Конституционного Суда Российской Федерации, судьи которого ровно 20 лет назад провели первое рабочее совещание. Конституционный Суд Российской Федерации не только является высшим судебным органом в России, но и, используя самые современные достижения юридической науки, принимает решения, которые оказывают непосредственное влияние на все законодательное поле. Не является исключением и законодательство об оперативно-розыскной деятельности, оценка которому давалась в почти 80 решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
В юбилейный для Конституционного Суда Российской Федерации год 3 ноября в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности». В центре научной дискуссии находилась конституционно-правовая оценка правового регулирования оперативно-розыскной деятельности и практики применения оперативно-розыскного законодательства, взаимосвязи этой деятельности с уголовным судопроизводством и обеспечения в данной сфере защиты законных интересов и прав личности. Конституционно-правовой подход к анализу данных проблем предполагает их разрешение на основе норм высшей юридической силы, принципов права и правовых ценностей, имеющих универсальное значение для правовой системы в целом, что в определенной мере позволяет избежать правоприменительных ошибок, вызванных неверным пониманием отраслевого законодательства.
В работе круглого стола приняли участие известные специалисты, представляющие практически все существующие научные школы и направления теории оперативно-розыскной деятельности в России от Калининграда до Хабаровска. Среди участников круглого стола 11 докторов юридических наук, работники судебной системы, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, адвокатуры и ведомств, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность — по существу, единственный вид государственной правоохранительной деятельности, позволяющей на самых ранних этапах развития тщательно замаскированной преступной деятельности выявить ее, предупредить наступление вредных последствий и пресечь преступление.
Вместе с тем, это предопределяет существенное вторжение оперативно-розыскных органов в частную жизнь граждан. Именно поэтому в оперативно-розыскном законодательстве предусмотрено право человека обжаловать действия органов, осуществляющих ОРД, как средство реализации принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 5 ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд.
В связи с тем, что полностью исключить нарушения прав и свобод человека и гражданина в процессе ОРД практически невозможно, тем более исключить споры о наличии или отсутствии фактов таких нарушений, ученые и практики регулярно обращаются к этой проблематике. Предлагаем Вашему вниманию подборку статей по данной теме.
Уважаемый читатель! Предлагаем Вашему вниманию научно-практического журнал «Оперативно-розыскное право», который отныне будет издаваться Евразийской научно-экспертной ассоциацией оперативно-розыскного права. На страницах журнала Вы найдете актуальные материалы оперативно-розыскной практики, анализ ведомственных нормативных актов и законов, законотворческие инициативы, результаты научных исследований проблем оперативно-розыскной деятельности, новейшие теоретические концепции.
Современная отечественная теория оперативно-розыскной деятельности стала формироваться с начала 60-х годов прошлого века, после принятия уголовно-процессуальных кодексов союзных республик, где впервые на законодательном уровне появился термин «оперативно-розыскные меры», осуществление которых было возложено на органы дознания. С принятием в 1992 году первого закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» данный вид государственной правоохранительной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности. Это дало новый мощный импульс для развития теории оперативно-розыскной деятельности. За прошедшее время появилось немалое количество доступной литературы по вопросам оперативно-розыскной деятельности. Однако потребность в «открытых» источниках указанной тематики остается высокой, поскольку существует очевидная неразрывная связь науки и практики, особенно в такой тонкой социальной сфере, как правоотношения государства и гражданина, складывающиеся в процессе выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Ниже представлены полнотекстовые версии вышедших номеров журнала «Оперативно-розыскное право».
Предлагаем Вашему вниманию статьи, в которых рассматриваются концептуальные вопросы образования отрасли оперативно-розыскного права через призму формирующихся оперативно-розыскных правоотношений и юридических процедур осуществления оперативно-розыскных действий.