ОРД, прежде всего, нацелена на защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона об ОРД). Именно поэтому, правовое регулирование использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве имеет исключительно важное значение.
В соответствии с частью шестой статьи 18 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» директор ФСБ России утвердил Порядок передачи сведений о периодах сотрудничества по контракту граждан с органами федеральной службы безопасности в качестве основного рода занятий для зачета в страховой стаж.
Вашему вниманию предлагается Инструкция, которая определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Действие данной Инструкции не распространяется на обследование жилых помещений.
Данный приказ, в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определяет порядок представления органами внутренних дел Российской Федерации результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу для использования при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве, а также при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Приказ утверждает прилагаемый Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также определяет категории руководителей органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор Российской Федерации приказывает:
При организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, компьютерной информации, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.
Совместное Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России было разработано в целях установления единого в Российской Федерации порядка представления органами внутренних дел материалов, в том числе секретных, совершенно секретных оперативно-служебных документов, а также документов, содержащих сведения особой важности, об основаниях, порядке проведения оперативно-розыскных мероприятий и их результатах, необходимых для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Анализ надзорной и следственной практики показывает, что нарушения требований законодательства Российской Федерации об осуществлении уголовного судопроизводства в разумный срок по-прежнему носят распространенный характер.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора и ведомственного контроля за соблюдением права граждан на доступ к правосудию, а также сокращения сроков проверок сообщений о преступлениях и предварительного расследования в Указании Генпрокуратуры РФ предлагается обеспечить качественный прокурорский надзор за исполнением законов при принятии процессуальных решений органами дознания и органами предварительного следствия независимо от их ведомственной принадлежности в соответствии с полномочиями, предусмотренными Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В данном Указании есть важные элементы организации оперативно-розыскного обеспечения уголовного судопроизводства.
Постановление Правительства РФ определяет Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач.
Президент РФ своим указом определяет, что контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возлагается на органы федеральной службы безопасности. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, других юридических и физических лиц, предоставляющих услуги связи (далее — объекты связи), в интересах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся с использованием оперативно-технических средств органов федеральной службы безопасности…
Предлагаем ознакомиться с полным текстом указа.